Принципы российского гражданства

Принципы российского гражданства отражают основные начала являющиеся фундаментом правового регулирования данного правоотношения. Они представляют собой закономерности, устои данного правового института, образуют рамки, в которых складывается механизм правового регулирования и определяют дальнейший законотворческий процесс. Рассмотрим следующие принципы российского гражданства.

1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным. Это значит, во-первых, то что, в каком бы субъекте Федерации не проживал гражданин Российской Федерации, он является гражданином единого государства - России. Во-вторых, независимо от основания приобретения гражданства все граждане Российской Федерации обладают равными правами и обязанностями. Однако не во всех странах данный принцип находит закрепление в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции США американским президентом может стать только гражданин США по рождению.

Необходимо отметить, что в большинстве конституций республик в составе Российской Федерации до 2000 г. отсутствовало упоминание о том, что их граждане одновременно являются гражданами Федерации. Например, в Конституции Республики Башкортостан, действовавшей до 2000 г., в статье 4 было записано: «Гражданство Республики Башкортостан приобретается и прекращается в соответствии с законом Республики Башкортостан. Оно является единым и равным независимо от оснований приобретения». В данной статье ни слова не сказано о Российской Федерации. А уже в ст. 4 новой Конституции от 2000 г. отмечается, что «Все граждане Республики Башкортостан являются одновременно гражданами Российской Федерации»[279].

2. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён российского гражданства или права изменить его. Данный принцип вытекает из понятия «гражданства», в соответствии с которым гражданство является обоюдной связью лица с государством. Это подтверждается и ст. 8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой брак с гражданином другого государства, расторжение брака не влекут за собой изменения гражданства у супругов и детей, родившихся в этом браке или усыновлённых (удочерённых) супругами.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот принцип должен предотвратить насильственную высылку российских граждан за пределы Российской Федерации и обеспечить их защиту от иностранных государств. Данный принцип находит закрепление и в ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

Более того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» орган государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России, должны содействовать чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться правами, установленными законодательством Российской Федерации.

4. Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории России. Данный принцип направлен на повышение уровня государственной защиты и социального обеспечения лиц, проживающих на территории России. Это будет являться следствием приобретения ими российского гражданства. Гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 ч. 1 Закона).

В отличие от предыдущего действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ограничивает возможность двойного гражданства (ст. 6). По мнению Ю.А. Дмитриева, Закон фактически отменил двойное гражданство, что является негативной тенденцией в развитии отечественной правовой системы[280]. С другой стороны, А. Зиновьев считает, что Закон ставит заслон на пути злоупотреблений лицами, которые не в интересах России имели и использовали возможность получения российскими гражданами и гражданства других государств. Так, в конце ХХ в. Россия столкнулась с проблемой экстрадиции А. Гусинского, М. Черного, Лернера. В середине 1990-х гг. Б.А. Березовский, являясь гражданином России и Израиля, был назначен Б.Н. Ельциным секретарем Совета Безопасности. Эта должность позволила Б.А. Березовскому знать важнейшие секреты страны, что является нарушением основ безопасности России[281]. Ограничения прав российских граждан, имеющих гражданство других государств было в отношении замещения государственных и муниципальных должностей было закреплено в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей»[282].



Наши рекомендации