Место будущего закона в системе действующего законодательства

Принятие законопроекта вполне вписывается в действующее российское законодательство и способствует его развитию в едином русле на территории всех регионов России. Нельзя считать нормальной конституционно-правовой конструкцией состояние, при котором92% субъектов Российской Федерации имеют базовые законы в сфере государственной молодежной политики, а соответствующего федерального закона нет. Ведь она есть предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Положения законопроекта относятся к конституционному законодательству, так как он касается государственной политики и реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, и к некоторым другим отраслям законодательства, в частности, административному и социальному.

Обоснованность принятия законопроекта объясняется тем, что на федеральном уровне должны быть реализованы положения пунктов «в» и «е» статьи 71 Конституции Российской Федерации в части, касающейся:

● регулирования и защиты прав и свобод молодого человека и гражданина в Российской Федерации;

● установления основ федеральной молодежной политики.

Кроме того, несмотря на отсутствие в действующей Конституции Российской Федерации термина «молодежь» и образованных на его основе словосочетаний, государственная молодежная политика должна рассматриваться как объект правового регулирования, поскольку:

● ст. 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а молодежная политика является неотъемлемой частью такой политики;

● зафиксированные в первом разделе Конституции Российской Федерации права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами, в том числе с молодежью, и должны находить отражение в законах и иных нормативных правовых актах;

● отношения в сфере молодежной политики как предмет правового регулирования представляют юридический интерес с точки зрения разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в вопросах формирования и реализации целостной государственной политики;

● в осуществлении государственной молодежной политики в определенной мере участвуют все органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

● становление и развитие местного самоуправления как конституционно-правового института требует участия его органов в разработке и реализации государственной молодежной политики, так как именно на уровне муниципального образования решается большинство социальных проблем молодых людей.

Вопросы, закрепленные Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, позволяют установить направления государственной молодежной политики, которые необходимо реализовывать федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (при возможном участии органов местного самоуправления) в целях обеспечения соблюдения и осуществления конституционных прав и свобод молодых граждан.

Данный законопроект направлен на реализацию Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» в части, касающейся осуществления мер государственной молодежной политики, и утвержденных Правительством Российской Федерации «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы работы с молодежью в Российской Федерации.

Для реализации законопроекта потребуется введение раздела или подраздела «Молодежная политика» в действующий Классификатор правовых актов Российской Федерации и специальный план, который обеспечит поэтапное формирование действенной системы законодательства Российской Федерации о государственной молодежной политике. Данный план должен быть закреплен соответствующим нормативным правовым актом федерального уровня и содержать системные изменения и дополнения в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы:

● реализации политических, социальных, культурных и экономических прав молодежи;

● управления в сфере государственной молодежной политики.

После принятия законопроекта должны быть признаны утратившими силу одобренные Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Законопроект не предусматривает выделение дополнительных бюджетных средствна работу с молодежью на всех уровнях, а ориентирован на оптимизацию их использования. Вместе с тем он предполагает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения места подраздела «Молодежная политика» в расходной части бюджетов всех уровней.

Законопроект в большей степени должен быть «рамочным»и соответственно:

● рассматриваться как юридическое основание на особое положение молодежи как отдельной группы населения, которое обусловлено ее функциями в обществе, спецификой жизненного старта молодых граждан и введением для них ряда конституционно-правовых ограничений по возрасту, и какого-либо права отдельных субъектов на определенные действия в сфере государственной молодежной политики;

● устанавливать общие (системообразующие) принципы регулирования данной сферы в Российской Федерации, закладывая правовую базу соответствующей деятельности;

● учитывать, что субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции могут формировать и развивать собственное законодательство о государственной молодежной политике;

● предусматривать, что более подробное федеральное правовое регулирование государственной молодежной политики осуществляется другими федеральными законами и подзаконными актами.

Представляется, что законопроект будет иметь огромное значение для правовой системы Российской Федерации, поскольку он создаст условия для того, чтобы навести порядок в большой совокупности имеющихся правовых актов, касающихся работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволит прекратить бессистемное «штопанье» актов российского законодательства, регулирующего вопросы государственной молодежной политики, и обеспечит его единство и целостность в нашей стране.

Наши рекомендации