Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся
Утверждение правовых начал в отношениях государства и молодежи есть важный фактор для поступательного развития современной России. Одной из общественно значимых ее проблем является регулирование государственной молодежной политики. Обновляющемуся российскому социуму должна соответствовать новая, научно обоснованная стратегия данной политики, опирающаяся на эффективное законодательство о ней. Современная государственная молодежная политика должна рассматриваться как неотъемлемая часть более общей и глобальной проблемы – создания социального и правового государства, демократических институтов гражданского общества.
В Российской Федерации к настоящему моменту сформирован широкий массив федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной молодежной политики. На современном этапе необходим стратегический подход к развитию отечественного законодательства о ней, упорядочиванию правовых норм о работе с молодежью. Государственная молодежная политика есть важнейший фактор национальной безопасности и социальной стабильности в российском обществе XXI века. Как федеральное, так и региональное законотворчество в сфере государственной молодежной политики должно развиваться с учетом этого императива времени настоящего и будущего.
Основная идея законопроектасостоит в установлении четкого правового статуса молодежи, органов управления по делам молодежи и организаций, работающих с молодежью, и в обеспечении системного правового регулирования общественных отношений в сфере государственной молодежной политики на всей территории Российской Федерации.
Целями правового регулированияобщественных отношений в сфере государственной молодежной политики являются:
● реализация конституционных прав и свобод молодого человека, исполнение им своих обязанностей;
● оптимальное построение государственных и муниципальных структур, работающих с молодежью, и обеспечение их эффективного функционирования;
● поддержание законности и правопорядка в молодежной среде как условие нормальной жизни молодежи и российского общества в целом;
● эффективная охрана законных интересов и прав молодых граждан и их объединений;
● формирование у молодежи прогрессивного правосознания и правовой культуры.
Законопроект призван регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Они представляют собой такой вид конституционно-правовых отношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает управляемость работой с молодежью на всех уровнях, реализацию прав и свобод молодых граждан и их объединений, а также молодых семей.
Правоотношения в сфере государственной молодежной политикиотносятся к публичному правуи связаны с особенностями реализации конституционных прав и свобод молодого человека и гражданина, его местом в государстве и деятельностью органов власти по созданию условий для социального развития молодежи. Термин «правоотношения в сфере государственной молодежной политики» не следует отождествлять с термином «правоотношения, касающиеся молодежи», который гораздо шире предыдущего и включает в себя еще те регулируемые нормами гражданского права и иных отраслей частного права отношения, в которые молодежь и ее объединения вступают с другими субъектами права не в связи с осуществлением государственной молодежной политики.
Основными правоотношениями в сфере государственной молодежной политики являются две группы отношений, представляющих собойособый срез конституционно-правовых отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной.
К первой группе относятся отношения между молодыми людьми и государством по поводу обеспечения его органами реализации конституционных прав и свобод молодого человека и гражданина. Она включает общественные отношения по обеспечению:
● соблюдения прав молодежи в государстве;
● государственной поддержки деятельности молодежных общественных объединений и привлечения их к участию в разработке и реализации государственной молодежной политики;
● участия молодежи в управлении делами государства;
● государственной поддержки творческой деятельности молодых граждан и их общественно значимых инициатив;
● охраны здоровья молодежи и формирования условий для ее физического развития;
● государственного содействия образованию молодежи;
● государственного содействия участию молодежи в культурной жизни;
● государственных гарантий в области труда и занятости молодежи;
● государственного содействия предпринимательской деятельности молодежи;
● предоставления государственных социальных услуг молодым гражданам;
● государственного содействия в решении жилищных проблем молодежи;
● государственной поддержки молодых семей;
● государственного содействия международному молодежному сотрудничеству.
Вторая группа правоотношений – это властные отношения по поводу управления в сфере государственной молодежной политики. Сюда относятся общественные отношения по поводу:
● участия органов государственной власти всех уровней и ветвей власти, иных государственных органов в осуществлении государственной молодежной политики;
● функционирования органов государственной власти и разграничения их полномочий в сфере государственной молодежной политики, создания органов управления данной политикой и обеспечения их деятельности;
● взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся реализации прав молодежи;
● участия органов местного самоуправления в осуществлении государственной молодежной политики;
● привлечения негосударственных организаций и отдельных граждан к реализации государственной молодежной политики;
● использования различных форм обеспечения государственной молодежной политики.
Нормативные правовые акты, регулирующие некоторые из перечисленных правоотношений в сфере государственной молодежной политики, носят пограничный характер. В связи с этим они в установленном порядке могут быть как частью законодательства Российской Федерации о государственной молодежной политике, так и частью иного законодательства.
Действие законопроектараспространяется на:
● органы государственной власти и иные государственные органы;
● органы местного самоуправления и иные муниципальные органы;
● молодежь и другие социальные группы;
● молодежные парламенты, палаты, правительства, советы и иные структуры, созданные при органах государственной власти и органах местного самоуправления;
● молодежные и детские общественные объединения;
● иные общественные объединения, осуществляющие молодежные программы и проекты;
● государственные, муниципальные и иные специализированные организации, предназначенные для осуществления возложенных на них функций по работе с молодежью;
● других участников реализации государственной молодежной политики.
Законопроект направлен на оптимизацию прав и обязанностей органов государственной власти в работе с молодежью,усиление их правовой ответственности за результаты реализации государственной молодежной политики. Законопроектом впервые установится разграничение полномочий федеральных органов по делам молодежи и иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по работе с молодежью, и создадутся правовые предпосылки для профессионализации сферы государственной молодежной политики. Данный подход сегодня используется в зарубежной практике при принятии подобных законопроектов. Отечественная практика правового регулирования государственной молодежной политики также требует четкого определения полномочий и ответственности ее субъектов, механизмов координации их действий.