Концепция внешней политики Российской Федерации

(Утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г.)

Сущность российской внешней политики предопределяется долгосрочными задачами возрождения России как демократического, свободного государства, обеспечения благоприятных условий для формирования современного динамичного хозяйства, гарантирующего достойную жизнь россиянам и финансово-экономическую независимость стране, а также для полноправного и естественного включения РФ в мировое сообщество как великой державы с многовековой историей, уникальным геополитическим положением, достаточной военной мощью, значительным технологическим, интеллектуальным и этическим потенциалом.

Важнейшими внешнеполитическими задачами, требующими скоординированных и постоянных усилий всех государственных структур страны, является прекращение вооруженных столкновений и урегулирование конфликтов вокруг России, недопущение их распространения на нашу территорию и обеспечение строгого соблюдения в ближнем зарубежье прав человека и меньшинств, особенно этнических: россиян и русскоязычного населения.

Стержневая задача также - сохранение единства и территориальной целостности РФ…

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Поворот одного из крупнейших государств мира и сторону демократического развития в корме изменил мировой расклад сил. Прекращение политики, проходившей под знаком борьбы «двух систем» с ее проекцией на все стороны международной жизни, не только отодвинуло угрозу глобальной войны и сделало ненужной большую часть накопленных в эпоху противоборства вооружений, но и заложило новые предпосылки конструктивного сотрудничества стран на региональном и глобальном уровнях, в ООН и других международных opганизациях.

Россия признает значение концепции «нового политического мышления», которая стала первой попыткой преодоления тупика тотальной конфронтации, вместе с тем страдала увлечением абстрактными понятиями своего рода бесконфликтного глобализма, с одной стороны и сохранением устаревших представлений о противостоянии «двух систем» как ориентира нашей внешней политики. При всей промежуточной значимости «нового мышления» в этой двойственности были заложены его недостатки и слабости…

Взаимодействие этих факторов предопределяет быструю по историческим меркам смену глобальной обстановки, основными чертами которой становятся:

исчезновение биполярной структуры в ее глобальном измерении;

многовариантность международной политики как следствие исчезновения глобальной биполярности;

возникновение региональных центросиловых отношений…

Отношения со всеми государствами, избавленные от самодовлеющих идеологических схем, должны строиться с учетом потребностей наших реформ, их значимости для безопасности страны в новых условиях. Сохраняя все, что есть рационального в двусторонних политических, экономических и культурных связях, наполняя их новым, соответствующим нынешним реалиям, содержанием, а также развивая отношения со странами, прежде остававшимися за пределами нашей активной политики, Россия обеспечивает свои интересы, обретает большую свободу в выборе внешнеполитических альтернатив. При этом закладываются предпосылки более прочных позиций страны на мировой арене.

ПРИОРИТЕТЫ И ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Смысловым стержнем внешней политики России является примат обеспечения национальных интересов страны. В рамках этой фундаментальной задачи выстраиваются следующие основные приоритеты:

обеспечение политическими средствами безопасности России во всех измерениях, включая суверенитет, независимость и территориальную целостность, укрепление стабильности по периметру российских границ, в близлежащих регионах и в мире в целом;

защита прав, свобод, достоинств и благополучия россиян;

обеспечение благоприятных внешних условий для продвижения демократических реформ в направлении формирования гражданского общества;

мобилизация финансовой и технической поддержки для создания эффективной рыночной экономики, развития конкурентоспособности российских производителей и обеспечения их интересов на мировых рынках, содействия решению внутренних социальных проблем;

формирование принципиально новых, равноправных и взаимовыгодных отношений России с участниками СНГ и другими государствами ближнего зарубежъя, продолжение стратегического курса на партнерские и союзнические отношения со странами традиционного дальнего зарубежья, наиболее преуспевшими в решении тех задач, которые решает сейчас Россия;

обеспечение за Россией роли в мировом балансе влияния, в многосторонних процессах по регулированию мирового хозяйства и международных отношений, соответствующей статусу великой державы…

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Геополитическое положение России диктует необходимость проведения активной, прагматической и сбалансированной линии по многим направлениям. Разумеется, это не только не исключает, но и требует выбора, приоритетов, в соответствии со спецификой нынешнего момента.

I. Страны Содружества

Проблематика отношений России со странами Содружества и другими государствами ближнего зарубежья напрямую связана с судьбами российских реформ, перспективами преодоления кризиса в стране и обеспечения нормального существования России и россиян. Налаживание - на новых основах - хозяйственных и транспортных связей, урегулирование конфликтов и достижение стабильности по периметру наших границ являются важнейшими условиями нормального развития России, эффективного осуществления ее внешней политики в дальнем зарубежье…

IV. США

На обозримую перспективу отношения с Соединенными Штатами Америки будут сохранять в шкале приоритетов внешней политики России одно из первых мест, соответствующее положению и весу США в мировых делах. Развитие полнокровных отношений с США способно облегчить создание благоприятной внешней среды для проведения внутренних экономических реформ в России…

V. Европа

Отношения России с европейскими странами, как на двустороннем уровне, так и на путях сотрудничества в рамках различных международных организаций и форумов имеют приоритетное значение для ее вхождения в сообщество демократических государств, для обеспечения безопасности в новых условиях…

Предлагаемая концепция внешней политики России подлежит регулярному обновлению и уточнению. Это не ее недостаток, а требование чувства реальности.

Неизменным остается главное - приверженность критерию соответствия национальным интересам страны. Предложения, направленные к достижению такого соответствия, будут адекватно восприняты и внимательно рассмотрены. В идеале интересам страны отвечала бы выработка максимально широкого консенсуса в отношении принципиальных выборов внешней политики. (7. С.17-49)

2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора.Париж. 27 мая 1997 г.

Российская Федерация, с одной стороны, и Организация Севе­роатлантического договора и ее государства-члены, с другой сторо­ны, именуемые в дальнейшем Россия и НАТО, на основе твердого обязательства, принятого на высшем политическом уровне, будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основы­вающейся на сотрудничестве.

Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников.

Общей целью России и НАТО являются преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов. Принятие этого обязательства на высшем политическом уровне является началом фундаментально новых отношений между Россией и НАТО. Они намерены развивать на основе общих интересов, взаимности и транс­парентности прочное, стабильное и долговременное партнерство.

Настоящий Акт определяет цели и механизм консультаций, со­трудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО...

Для достижения целей настоящего Акта Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим прин­ципам:

развитие на основе транспарентности прочного, стабильного, дол­говременного и равноправного партнерства и сотрудничества с целью укрепления безопасности и стабильности в Евроатлантическом ре­гионе;

признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной экономики игра­ют в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности;

отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, террито­риальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащейся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципов, которыми госу­дарства-участники руководствуются во взаимных отношениях;

уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заключи­тельном акте и других документах ОБСЕ;

взаимная транспарентность в разработке и осуществлении обо­ронной политики и военных доктрин;

предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами ООН и ОБСЕ;

поддержка, в каждом конкретном случае, миротворческих опе­раций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ.

II. Механизм консультаций и сотрудничества. Совместный по­стоянный совет Россия — НАТО

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных на­стоящим Актом, разработки общих подходов к европейской безо­пасности и политическим вопросам Россия и НАТО создают Со­вместный постоянный совет Россия — НАТО.

Центральной задачей Совместного постоянного совета будет фор­мирование более высокого уровня доверия, единства целей и навы­ков консультаций и сотрудничества между Россией и НАТО в целях повышения безопасности друг друга и всех стран в Евроатлантическом регионе и ненанесения ущерба безопасности кого-либо. В слу­чае возникновения разногласий Россия и НАТО будут предприни­мать усилия к их урегулированию в духе доброй воли и взаимного уважения в рамках политических консультаций…

Совместный постоянный совет будет осуществлять три конкрет­ных вида деятельности:

—проведение консультаций по темам раздела III настоящего
Акта и по любому другому политическому вопросу или вопросу
безопасности, определенному по взаимному согласию;

—выработка на основе этих консультаций совместных инициа­тив, по которым Россия и НАТО договорятся делать параллельные
заявления или предпринимать параллельные действия;

—в случае достижения консенсуса в ходе консультаций при­нятие совместных решений и осуществление совместных действий в
каждом конкретном случае, включая участие на равноправной осно­ве в планировании и подготовке совместных операций, в том числе
миротворческих операций под руководством Совета Безопасности
ООН или под ответственностью ОБСЕ…

Настоящий Акт применяется с даты его подписания... (7. С.231-240)

Наши рекомендации