Распоряжение Совета Министров СССР «О мерах по оздоровлению политической обстановки в ГДР»
2 июня 1953 г.
В результате проводимой неправильной политической линии в Германской Демократической Республике создалось весьма неблагополучное политически экономическое положение.
Среди широких масс населения, в том числе среди рабочих, крестьян и интеллигенции существует серьезное недовольство проводимыми в ГДР политически хозяйственными мероприятиями. Это находит наиболее явное выражение в массовом бегстве жителей ГДР в Западную Германию. Так, с января 1951 г. апрель 1953 г. бежало в Западную Германию 447 тыс. человек, в том числе только за четыре месяца 1953 года — свыше 120 тыс. человек. Значительную часть бежавших составляют трудовые элементы…
Главной причиной создавшегося положения нужно признать то, что, в соответствии с решением второй конференции СЕПГ, одобренным Политбюро ЦК ВКП(б), неправильно был взят курс на ускоренное строительство социализма в Восточной Германии без наличия необходимых для этого реальных как внутренних, так и международных предпосылок. Проводимые в связи с этим социально-экономические мероприятия, как-то: форсирование развития тяжелой промышленности, не обеспеченной к тому же сырьем, резкое ограничение частной инициативы, задевающее интересы широкого круга некрупных собственников, как в городе, так и в деревне, и лишение продовольственных карточек всех частных предпринимателей и лиц свободной профессии, особенно — поспешное создание сельскохозяйственных кооперативов при отсутствии необходимой для этого почвы в деревне, привели к серьезным затруднениям в области снабжения населения промышленными и продовольственными товарами, к резкому падению курса марки, к разорению большого количества мелких собственников-ремесленников, кустарей и др. и настроили значительные слои населения против существующей власти…
Политическая и идеологическая работа, проводимая руководством СЕПГ, не отвечает задачам укрепления Германской Демократической Республики. В частности, были допущены серьезные ошибки в отношении духовенства, выразившиеся в недооценке влияния церкви среди широких масс населения и в грубом администрировании и репрессиях.
Следует признать также серьезной ошибкой недооценку политической работы среди интеллигенции. Этим в известной мере объясняются имеющие место среди значительной части интеллигенции колебания, неустойчивость и даже враждебное отношение к существующему строю.
Все это создает серьезную угрозу политической устойчивости Германской Демократической Республики.
Для исправления создавшегося положения необходимо:
Признать неправильным в нынешних условиях курс на форсирование строительства социализма в ГДР, взятый СЕПГ и одобренный Политбюро ЦК ВКП(б) в решении от 8 июля 1952 года.
В целях оздоровления политической обстановки в ГДР и укрепления нашей позиции как в самой Германии, так и в вопросе о Германии в международном плане, а также обеспечения и расширения базы массового движения за создание единой демократической, миролюбивой независимой Германии рекомендовать руководству СЕПГ и правительству ГДР проведение следующих мероприятий:
а) прекратить искусственное насаждение сельскохозяйственных производственных кооперативов, не оправдавших себя на практике и вызывающих не довольство среди крестьянства…
б) укрепить существующие и по мере возможности создавать новые машинопрокатные станции как главный рычаг воздействия на деревню и как основное средство помощи трудовому крестьянству в деле поднятия продуктивности сельского хозяйства.
Помимо помощи товариществам по совместной обработке земли машинопрокатные станции должны обслуживать и индивидуальные крестьянские хозяйства на арендных началах;
в) отказаться от политики ограничения и вытеснения среднего и мелкого частного капитала как от преждевременной меры. В целях оживления экономической жизни республики признать целесообразным широкое привлечение частного капитала в различных отраслях мелкой и кустарной промышленности, в сельском хозяйстве, а также а области торговли, не допуская при этом его концентрации в крупных размерах…
г) пересмотреть пятилетний план развития народного хозяйства ГДР в сторону сокращения чрезмерно напряженных темпов развития тяжелой промышленности и резкого увеличения производства товаров массового потребления, а также полного обеспечения населения продовольствием с тем, чтобы в ближайший период можно было ликвидировать карточную систему снабжения продовольственными товарами;
д) провести необходимые мероприятия по оздоровлению финансовой системы и по сокращению административных и специальных расходов, а также по укреплению и повышению курса марки ГДР;
Обязать Верховного Комиссара СССР в Германии т. Семенова и Главнокомандующего советскими оккупационными войсками т. Гречко устранить имеющиеся недостатки в осуществлении оккупационного режима советскими войсками. Принять меры к тому, чтобы пребывание советских оккупационных войск как можно меньше задевало непосредственные интересы гражданского населения, в частности, освободить все занятые советскими войсками помещения учебных заведений, больниц и культурных учреждений. (36. Т. 3. С. 121-123)
5.Протокол о прекращении взимания германских репараций и о других мерах по облегчению финансово-экономических обязательств Германской Демократической Республики, связанных с последствиями войныАвгуст 1953 г.
Правительства Советского Союза и Германской Демократической Республики обсудили и пришли к соглашению о проведении следующих мероприятий.
I. Советское Правительство, по соглашению с Правительством Польской Народной Республики (в отношении касающейся ее доли репараций), полностью прекращает с 1 января 1954 года взимание репараций с Германской Демократической Республики как в форме товарных поставок, так и в любой другой форме...
II. Советское Правительство безвозмездно передает с 1 января 1954 года в собственность Германской Демократической Республики находящиеся в Германии 33 машиностроительных, химических, металлургических и других предприятий, перешедших в собственность СССР в порядке уплаты репараций...
Вместе с тем Советское Правительство освобождает Германскую Демократическую Республику от задолженности в сумме 430 млн. марок, образовавшейся в связи с уступкой в 1952 году Советским Правительством Правительству ГДР 66 советских промышленных предприятий в Германии. (4. С.53)
6. Отношения между Советским Союзом и ГДР. (Из заявления Советского правительства)
Март 1954 г.
Правительство Советского Союза неизменно руководствуется стремлением содействовать урегулированию германской проблемы в соответствии с интересами укрепления мира и обеспечения национального воссоединения Германии на демократических основах.
Этим целям должно служить проведение практических мер по сближению Восточной и Западной Германии, осуществление свободных общегерманских выборов, заключение мирного договора с Германией.
Несмотря на усилия Советского Союза, на недавно состоявшемся Берлинском совещании Министров Иностранных Дел четырех держав не было предпринято каких-либо шагов для восстановления национального единства Германии и заключения Мирного Договора.
Ввиду такого положения и в результате переговоров, которые Советское правительство провело с правительством Германской Демократической Республики, правительство СССР признает необходимым уже теперь, до объединения Германии и заключения Мирного Договора, предпринять дальнейшие шаги, идущие навстречу интересам германского народа, а именно:
1.Советский Союз устанавливает с Германской Демократической Республикой такие же отношения, как и с другими суверенными государствами.
Германская Демократическая Республика будет свободно решать по собственному усмотрению свои внутренние и внешние дела, включая вопросы взаимоотношений с Западной Германией.
2. За Советским Союзом остаются в Германской Демократической Республике функции, связанные с обеспечением безопасности, вытекающие из обязательств, возложенных на СССР по соглашениям четырем держав.
Советское правительство приняло к сведению заявление правительства Германской Демократической Республики о том, что оно будет соблюдать обязательства, вытекающие для Германской Демократической Республики из Потсдамского соглашения о развитии Германии как демократического и миролюбивого государства, а также обязательства, связанные с временным пребыванием советских войск на территории ГДР.
3. Наблюдение за деятельностью государственных органов Германской Демократической Республики, осуществлявшееся до сих пор Верховным Комиссаром СССР в Германии, отменяется.
В соответствии с этим функции Верховного Комиссара СССР в Германии ограничиваются теми вопросами, которые связаны с указанным выше обеспечением безопасности и поддержанием соответствующих связей с представителями оккупационных властей США, Англии и Франции по вопросам общегерманского характера, вытекающим из согласованных решений четырех держав о Германии.
Правительство СССР считает, что существование «Оккупационного статута», установленного для Западной Германии Соединенными Штатами Америки, Англией и Францией, не только несовместимо с демократическими принципами и национальными правами германского народа, но в настоящих условиях, затрудняя сближение между Западной и Восточной Германией, является одной из главных препон на пути национального воссоединения Германии. (36. Т.3. С. 253-254)