Мирный договор США с Германией

25 августа 1921 г.

Статья 1. Германия признает за Соединенными Шта­тами все права и привилегии на возмещение убытков, репа­раций и преимущества, предусмотренные вышеупомянутой Объединенной резолюцией конгресса Соединенных Штатов от 2 июля 1921 г., включая сюда все права и привилегии, которые распространяются на Соединенные Штаты по Вер­сальскому договору, несмотря на то, что этот договор не был ими ратифицирован.

Статья 2. С целью более точного определения обяза­тельств Германии, вытекающих из положений предыдущей статьи, которая затрагивает некоторые условия Версальского договора, Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются:

(1) Что Соединенные Штаты пользуются правами и пре­имуществами, предусмотренными разделом I части IV и ча­стями V, VI, VIII, IX, X, XI, XII, XIV и XV этого договора.

Соединенные Штаты будут осуществлять права и преиму­щества, распространяющиеся на них в соответствии с выше­перечисленными положениями договора таким образом, чтобы это не нарушало прав Германии, которыми она в свою очередь пользуется в соответствии с этими положениями.

(2) Что Соединенные Штаты Америки не будут связаны условиями части I этого договора или какими-либо другими его условиями, …имеющими отношение к уставу Лиги наций или Совету или Ассамблеи последней, если они сами не дадут на это своего ясно выраженного согласия.

(3) Что Соединенные Штаты не берут на себя никаких обязательств, проистекающих из положений части II и части III и разделов 2—8, включая сюда часть IV и часть XIII этого договора.

(4) Что, хотя Соединенные Штаты в соответствии с усло­виями части VIII этого договора имеют право принимать уча­стие в работе репарационной комиссии и в работе любых других комиссий, создаваемых в соответствии с условиями Версальского договора или любого дополнительного к нему соглашения, они в то же время не обязаны участвовать в работе любой из этих комиссий, если только они не пожелают этого.

(5) Что все сроки, упоминаемые в статье 440 Версальского договора, будут исчисляться в отношении любого акта или желания Соединенных Штатов начиная с даты вступления в силу настоящего договора…

(36. Т 1. С. 492-494)

Образование коммунистической партии в США.

А). Из устава коммунистической партии Америки

Май 1921 г.

Статья первая.

§ 1. Название организации — комму­нистическая партия Америки, секция Коммунистического Ин­тернационала.

§ 2. Коммунистическая партия Америки является авангар­дом рабочего класса, а именно его наиболее передовая, клас­сово сознательная и, следовательно, самая революционная часть. Цель партии — воспитывать, руководить и вести рабо­чий класс Америки к завоеванию политической власти, унич­тожению буржуазного государственного аппарата, установле­нию диктатуры пролетариата в форме Советов, уничтожению капиталистической системы и созданию коммунистического общества...

Статья вторая.

§ 1. Членом партии может быть каж­дый, признающий принципы и тактику коммунистической пар­тии и Коммунистического Интернационала, подчиняющийся партийной дисциплине и принимающий активное участие в партийной работе, при условии, что он не является чле­ном и не поддерживает любую другую политическую орга­низацию.

§ 2. Лицо, живущее на доходы от эксплуатации рабочих, не может быть членом Коммунистической партии Америки.

Статья третья.

§ 1. Коммунистическая партия Аме­рики является подпольной, нелегальной организацией. Она в высшей степени централизована. Верховный орган партии — съезд, а в промежутках между съездами Центральный Ко­митет...

§ 12. Каждый член коммунистической партии, избранный или назначенный на пост в профсоюзе или в любой другой ор­ганизации, должен находиться под строжайшим контролем партии и непосредственно выполнять решения партийной ячейки своего профсоюза или другой организации...

Б). Заявление американской коммунистической партии рабочей партии о присоединении к III Интернационалу

21 сентября 1919 г.

Коммунистическая рабочая партия сим обращается к Вам с просьбой о включении ее в Третий (Коммунистический) Ин­тернационал, основанный в Москве.

Эта новая партия основалась в дни 30 августа — 5 сен­тября 1919 года в Соединенных Штатах Америки, в г. Чикаго, и основание ее явилось логическим выводом из возникших в Американской социалистической партии разногласий по во­просам о социализме и коммунизме.

На съезде коммунистической рабочей партии, происхо­дившем в вышеуказанные дни, от 30 августа до 5 сентября, единогласно была принята следующая резолюция:

«Мы заявляем о нашем полном согласии — как в основ­ных принципах, так и в вопросах тактики — со всеми пар­тиями, присоединившимися уже к Московскому, Третьему Ин­тернационалу, и шлем им наш горячий сердечный привет. Мы обещаем в нашей работе точно следовать платформе и про­грамме, принятым на первом конгрессе Третьего Интернацио­нала, и поручаем нашему Национальному Исполнительному Комитету предпринять необходимые шаги для вступления коммунистической рабочей партии Соединенных Штатов Америки в Третий Интернационал»… (36. т. Т 1. С. 494-496)

4. У. Гардинг. Речь, посвященная внешней политике

Подготовленная для произнесения в Сан-Франциско 31 июля 1923г.

Не была произнесена им из-за болезни, но была опубликована в утренних газетах 1 августа 1923 года.

…Когда нынешняя национальная администрация пришла к власти, международные отношения находились в сложном и очень тяжелом положении. В нашей внешней политике было много новых, деликатных и имеющих большие последствия проблем, и их удачное решение было не менее важным, чем наше внутреннее выздоровление. Мы укрепили наши дружественные отношения и сделали очень многое, чтобы укрепить мир на земном шаре. Мы столкнулись с таким мировым устройством, в котором страны были связаны мирным договором, но его содержание не было воспринято американским сенатом. Эта акция формально оставила в состоянии войны с центральными европейскими державами, и в отдалении от имеющего большие параметры процесса урегулирования последовавшего вслед за окончанием войны. Многие справедливые и очень важные права были дарованы нам Версальским договором, но их ценность снижалась наличием неуверенности и сомнений…

Наш собственный престиж,достигшихвыдающихся высот в 1919 г, заметно снизился, и мы оказались перед ситуацией, в которой оставалось мало надежд, на удовлетворительное решение проблемы.

Веря в искренность наших целей, не преследуя достижения эгоистических соображений, администрация предприняла осуществление в кратчайшие сроки четырех важнейших задач:

Первое, восстановление состояния мира с центральными державами и надлежащее разрешение тех важных проблем, которые возникли уже после окончания войны и которые напрямую затрагивали США,

Второе, защита и обеспечение, среди хаоса конфликтующих национальных интересов, справедливых прав Соединенных Штатов и законных интересов американских граждан;

Третье, создание такого положения в международных отношениях, которое могло бы обеспечить наилучшие гарантии сохранения мира на будущее, во что и Соединенные Штаты могли бы внести свою лепту; и

Четвертое, проведение традиционной американской политики дружественного сотрудничества с нашими родственными республиками Западного полушария…

Далее, наш договор с Германией был быстро заключен с тем, чтобы определить объем американских претензий к Германии с помощью смешанной комиссии. Комиссия была назначена довольно скоро, и экстраординарное чувство признательности, не сравнимое ни с чем в международной практике, к проявленной американцами справедливости, со стороны Германии, вылилось в предложение о назначении США американского суперарбитра. История еще должна записать в свои анналы что-либо подобное этому в своем проявлении доверия одной нации к благородству другой… (19. С. 13-17)

Наши рекомендации