Политико-правовые взгляды Михаила Михайловича Сперанского

У истоков масштабной реформы государственного аппарата стоят Михаил Михайлович Сперанский, ставший главным советником царя по реформам. Он предполагал постепенно превратить самодержавную Россию в Конституционную монархию с Государственным Советом и Думой.

М.М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г.– академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный секретарь. С 1807 г. — статс-секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императора составил план государственных преобразований — «Введение к Уло­жению государственных законов». Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года (1830 г.) и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание (1833 г.), кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: «чиновник огромного размера».

Логическое основаниеполитико-правового учения:идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либера­лизма (Бентам) нашли свое отражение в политико-право­вых взглядах Сперанского.

Основная работа: «Введение к уложению государ­ственных законов» (1809).

По своим взглядам М.М. Сперанский был новым мыслителем, приспосабливавшим идеи просветительной философии XVIII в. и буржуазной школы естественного права для теоретического обоснования либерализма с его программой умеренных реформ. Он пытался применить к русской действительности принцип разделения властей в целях ослабления деспотизма. Государство как общественный союз, по М.М. Сперанскому, есть надклассовая организация, созданная «для пользы и безопасности людей», подвластных закону. Высшая «державная» власть вручена монарху для твердого соблюдения закона.

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).

М.М. Сперанский стремился доказать историческую необходимость проведения реформы правительственных учреждений. Все политические превращения в Европе, по его мнению, представляют непрерывную борьбу системы республики с системой феодальной: «По мере того, как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая — в изнеможение».

Из рассмотрения основных фактов русской истории М.М. Сперанский делал вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции.

Задачу государственных преобразований в России он видит в том, чтобы установить в России «истинную монархию», основанную на твердых «коренных», или «непременных», законах.

«Коренные», или «непременные», законы мыслитель отличал от тех «законов преходящих», к которым он относил постановления и распоряжения власти по вопросам войны и мира, установления налогов и сборов, введения уставов отдельных учреждений. «Коренные» законы вырабатываются и принимаются с участием выборной Государственной думы. Собранные вместе «коренные» законы, по мнению М.М. Сперанского, должны представить собой конституцию, принятие которой должно было положить хотя бы формально пределы ничем не ограниченной власти государя. Правительство должно опираться в исполнении законов на «народное мнение». Чтобы последнее могло оказывать действительное воздействие, необходимо ввести гласность действий правительства и свободу печати с исключениями в отдельных случаях, предусмотренными законом.

Критикуя русскую действительность, М.М. Сперанский указывал, что в России император соединяет в своих руках все власти — законодательную, исполнительную, судебную, и только «умственные границы» полагают предел этой власти. Государь, соединяющий в особе своей все роды сил, — «единый законодатель, судия и исполнитель своих законов». Хотя формально, указывает М.М. Сперанский, в России имеются государственные учреждения, на первый взгляд, берущие часть забот по управлению на себя (Сенат, Комитет министров и министерства), но очевидно, что ни одно из этих мест собственной политической силы не имеет: все они зависят oт единой воли самодержца. Ни одно из этих учреждений не является законодательным органом, и вследствие неограниченности власти монарха в России нет постоянства в законах, которые меняются «по личным случаям и удобствам».

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом.Сенату подчиняются губернский, окружной и волостной суды. В состав сената входят «отличнейшие граждане», список которых намечается предварительно губернскими думами. Для рассмотрения особо важных дел, а именно преступлений, совершенных членами Государственного совета, Государственной думы, Сената, а также иными высшими должностными лицами, в составе Сената должен быть организован верховный уголовный суд, который составляется из членов Государственного совета, министров, одной трети сенаторов и известного числа депутатов Государственной думы.

Наши рекомендации