Особенности политической власти
Политическая жизнь- деятельность определенных социальных групп и личностей, реализующих свои политические интересы по поводу распределения власти. В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность различают субъектов и объектов власти.
Субъекты воплощают в себе активное волетворящее начало, они являются ее носителями и творцами. Это может быть индивид, группа, олигархия, нация и т.д. Их отличительной особенностью является стремление к власти как к самоцели или как к средству достижения жизненных благ (богатство, престиж, связи).
Субъектов политики обычно классифицируют на:
· Первичные (индивид, класс, нация, социальные группы) Они непосредственно генерируют политические интересы
· Вторичные (общественно-политические организации, партии, политические элиты). Проводят политические интересы в жизнь.
Другая классификация : субъекты политики могут быть коллективными (политические партии, депутатские группы) и индивидуальные (политические элиты и их лидеры)
Субъекты политики и политической власти - не одно и тоже, хотя разделение между ними ситуационно (оппозиция в Государственной Думе является субъектом политики, но не власти).
Политическая власть – относится к субъекту власти в обществе. Под политической властью понимают способность определенного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм в виде законов, кодексов и конституции. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли определенных социальных классов.
В отличие от государственной, политическая власть реализуется не только через государственный аппарат и его структуры, но и через деятельность политических партий, а также различных общественных организаций (объединения промышленников, профсоюзы, общественных фондов и движений и т.д.)
Особенности политической власти:
· Право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов
· наличие единого центра принятия решений, обладающих обязательностью и основанной на нормах права всеобщностью
· выполнение роли арбитра между конфликтующими социальными группами
· обеспечение максимальной стабильности общества в рамках существующих отношений собственности и действующих законов
· использование СМИ для формирования выгодного власти общественного мнения.
Теория разделения властей
Идея вызревала в недрах буржуазного права и оформилась в теорию только в 17 в. Ранее произвол деспотизма сдерживался только религиозно-нравственными традициями монархического направления, угрозой народных восстаний. Проблема соотношения властей в государстве впервые была поставлена Локком, для которого законодательная власть должна быть первичной, а все остальные вытекают из нее и подчинены ей.
Монтескье дал этой теории классическую формулировку - чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо чтобы одна власть сдерживала другую. Если исполнительная и законодательная власть объединяется в одном органе, то не может быть свободы. Точно также, судебная власть должна быть отделена от законодательной и исполнительной. Недопустимо, чтобы одно лицо выступало от имени трех ветвей власти.
Современная трактовка - нормальное функционирование демократического государства предполагает отдельное функционирование законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной властей. Разделение властей призвано уравновешивать разные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий.
Линия Аристотеля, Локка и Монтескье – ставит на первое место принцип личной свободы и главная задача права состоит в том, чтобы ограждать человека от произвола властей. Функция государства состоит в охране правопорядка.
Противоположная линия идет от Платона и Руссо. Республика и непосредственное народовластие определяют ситуацию, когда народный суверенитет превалирует над личным интересом и человек обязан подчиняться воле народа. Конкретный человек по сути бесправен перед всесильной законодательной властью.
Эти подходы сегодня существуют в виде представительной и прямой демократии.
Представительную демократию критикуют за элитарность и декларативность, отстранение большинства от участия в государственном управлении (кроме выборов), бюрократизацию и олигархизацию власти.
Прямую демократию - за склонность к тоталитаризму, ограничение индивидуальной свободы и частного предпринимательства.
Опыт США, как воплощение системы сдержек и противовесов в политической практике.
Современный политический опыт показывает, что для демократизации общества и реализации всего комплекса прав человека, имеет первостепенное значение не только принцип разделения властей по горизонтали, но и по вертикале - центральная, региональная и местная власть.