Еще одна типология форм проявления власти – влияние, принудительный контроль и господство.
Основная категория – господство (условия, которые определяют подчинение),поскольку оно обычно связано с понятием легитимности. Господство непосредственно не вытекает из механизмов вознаграждения или наказания, хотя на практике они часто близки. Влияние и принудительный контроль могут усиливать или ослаблять господство, готовность подчиняться, но они не всегда совпадают.
Готовность общества подчиняться власти имеет отношении к понятиям «легальности» и «легитимности».
Под легальностью понимается законность власти. Чтобы власть была законной она должна соответствовать существующим моральным и правовым нормам. Власть могут воспринимать незаконной, если она противоречит сложившемуся распределению социальных ролей, личностным ожиданиям, существующим правовым нормам, или в случае ее неэффективности, неспособности бороться с коррупцией и организованной преступностью. Таким образом, большинство граждан должно быть уверено в выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенных механизмом их реализации.
Понятие легитимности ввел в политологию М. Вебер, и оно трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан.
Характер легитимности власти определяет ее природу, источники. По Веберу выделяются три типа легитимного господства. Это чистые типы, идеальные теоретические конструкцию каждый конкретный случай предполагает их комбинацию:
· традиционный тип господства – общество подчиняется власти в силу традиции, обычаев, привычек. Основными разновидностями традиционного господства являются - патриархальный и сословный типы, которые объединяет личный характер господства. Подданные непосредственно зависят от воли владыки, который непосредственно контролирует исполнение своих распоряжений. По мере расширения границ государства осуществлять личный контроль становиться сложнее. Поэтому главное лицо вынуждено назначать наместников, которые от его имени осуществляют власть на местах. Со временем из них образуется сословие, главной задачей которого становиться управление. Таким образом, тип господства становится сословным. Традиционное господство основано на вере, в то, что существующий институт господства определяется традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства играет авторитарную роль, основываясь на обычае предков.
· Харизматический тип господства основан на вере в неординарные качества вождя. Харизмой обладали великие герои, полководцы, маги пророки, основатели мировых религий - Будда, Иисус, Магомет, Александр, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер сегодня - политик - демагог, который любыми путями добивается доверия масс. Этот тип господства связан с социально – политическим кризисом общества. Вожди этого типа отличаются политическим радикализмом и стараются подрывать основы, существующей социально системы. Основа этой власти не традиция или признание формального права на власть, а эмоционально-окрашенная вера сторонников в харизму лидера и преданность ей. Поэтому харизму нужно постоянно питать (регулярные великие деяния, победы и т.д.)
· Рационально- легитимный тип господства – основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. Этот тип власти носит деперсонифицированный характер. Общество подчиняется не конкретным людям, а законам - абстрактным нормам. Управление на основе законов осуществляется особым механизмом - бюрократией. Ее знания, компетентность, строгая иерархия и исполнительность позволяют сделать управление максимально эффективным и рациональным. Но этот механизм должен народится под жестким контролем избранных народом политических деятелей.
Все виды господства являются законными, поскольку основываются на представлении, что власть идет либо от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону или волеизъявлению граждан и т.д.
Правители и управляемые всегда склонны считать власть законной, обоснованной в правовом отношении, поскольку нуждаются в нравственном самооправдании. Непродуманное и бессистемное использование насилия может поставить под вопрос законность господства и породить сопротивление ему.
Дальнейшее исследование легитимности связано с именами Д.Истона и С.Липсета.
Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в сохранении существующего порядка. Легитимность – способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества. Трактовка в веберовском духе - способность политической системы поддерживать веру в соответствии данных институтов принципам и нормам данного общества.
Бурдье – связывает легитимность со скрытой верностью
Парсонс- основой легитимности является приверженность определенным ценностям.
Д.Истон выделил основные источники и объекты легитимности. К источникам он относит - идеологию, структуру и личные качества:
· Идеологическая легитимность – основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка.
· Структурная легитимность – поддержка основных существующих политических институтов, вера в их рациональность
· Персональная легитимность – доверие граждан к лицам, исполняющим властные функции.
Обеспечение легитимности - предмет особой заботы власти. Выделяется несколько механизмов легитимизации власти:
1. Социально-психологический механизм основан на психологических свойствах масс и групп. Акцент делается на конформизме массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнения большинства, вере в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувстве компетентности и иллюзии контроля.
2. Механизм политического участия граждан, прежде всего в форме выборов.
3. Механизм политической социализации – процесс усвоения политических норм и ценностей, а так же форм политического поведения, приемлемых для данного общества.
4. Механизм демонстрации эффективности власти - способность ее институтов к усвоению новых требований и проблем, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а так же к обеспечению поддержки со стороны общества.
5. Механизм создания «Образа врага», стремящегося к нарушению общественной стабильности.