Внешняя политика Ивана IV.
Юго-восток и Восток. Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На территориях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов. Жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкиры. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла использоваться русскими людьми на всем своём протяжении. Привлекали русских помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев.
Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение Казанского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. 100-тысячное войско российского царя осадило Казань. Оно было лучше вооружено, чем татарское. Артиллерия Ивана IV имела 150 крупных пушек. Использовав подкоп и бочки с порохом, русские взорвали стены Казани. Казанское ханство признало себя побеждённым. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства.
В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода всё Поволжье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил условия торговли с Востоком.
В середине XVI в. в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Присоединение Казанского и Астраханского ханств открывало новые перспективы, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. Сибирский хан Едигер ещё в 1556 г. признал вассальную зависимость от Москвы, но сменивший его хан Кучум (? – ок. 1598) отказался признать власть Москвы, угнетал местных жителей, убил русского посла.
Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту с пожалованием земель к востоку от Урала, по разрешению Москвы наняли большой отряд казаков для борьбы с ханом Кучумом. Предводителем отряда стал казацкий атаман Ермак (?-1585). В 1581 г. отряд Ермака нанёс войскам Кучума поражение, а через год занял столицу Сибирского ханства Кашлык.
Окончательно Кучум был разбит в 1598 г., и Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками.
Запад. Внешнеполитические действия России на Западе – борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. Многие прибалтийские земли издавна принадлежали Новгородской Руси. Берега реки Нева и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Российского государства с западноевропейскими странами.
Ливонскую войну делят на три этапа:
- до 1561 г. – русские войска завершили разгром Ливонского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт), подошли к Таллину (Ревелю) и Риге;
- до 1578 г. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей.
Осложнило положение ослабление хозяйства страны в результате разорения опричниками. Изменилось отношение к русским войскам местного населения в результате военных поборов.
В этот период на сторону врага перешел князь Курбский, один из самых видных русских военачальников, знавший к тому же военные планы Ивана Грозного. Затрудняли положение опустошительные набеги на русские земли крымских татар.
В 1569 г. произошло объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую. Избранный на престол Стефан Баторий (1533-1586) перешел в наступление;
- с 1579 русские войска вели оборонительные бои. В 1579 г. был взят Полоцк, в 1581 – Великие Луки, поляки осадили Псков. Началась героическая оборона Пскова, продолжавшаяся пять месяцев. Возглавил её воевода И.П. Шуйский. Мужество защитников города побудило Стефана Батория отказаться от дальнейшей осады.
Но Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий. Русским пришлось отказаться от завоёванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война истощила силы России. Главная задача завоевание выхода к Балтийскому морю решена не была.
Юг.Значительная часть казны Руси уходила на военные расходы, необходимые для борьбы с татарами. Стоит отметить, что борьба эта имела переменный успех. Временами русским удавалось отбить пленных и разгромить татар. Так, в 1507 году князь Холмский со своим войском разбил татар на Оке. В 1517 году татарский отряд численностью 20 тыс. человек дошёл до Тулы, где и был разбит русским войском, а в 1527 году крымцы потерпели поражение на реке Остёр. Стоит сказать, что отследить перемещение крымского войска было очень сложно, поэтому чаще всего татары уходили в Крым безнаказанными.
Со второй половины царствования Грозного особое значение имели меры для обороны южной границы государства и для заселения так называемого «Дикого поля» на юг от Оки. Покорение Казани и Астрахани произвело сильное впечатление на крымских татар и на их верховного повелителя – турецкого султана. Со стороны турок и татар шли требования возвратить им взятые русскими ханства и делались приготовления для похода под Астрахань и для набега на саму Москву. Наконец, в 1571 году Крымский хан Давлет-Гирей, идя тем же путем, каким шёл хан Ахмат в 1480 г., воспользовавшись тем, что русское войско ушло на Ливонскую войну, сумел обмануть русских сторожевых воевод и добрался до Москвы, которую пограбил и пожёг. Тогда татары увели 60 тысяч пленных – практически всё население города.
Через год хан решил повторить свой набег, вынашивая амбициозные планы присоединения Московии к своим владениям, но потерпел сокрушительное поражение в Битве при Молодях. В той битве Давлет-Гирей потерял практически всё мужское население ханства. Но предпринять поход на Крым, чтобы добить врага, в то время русские не смогли, поскольку княжество было ослаблено войной на два фронта. 20 лет, пока не выросло новое поколение, татары не тревожили Русь. В 1591 году, татары снова совершили набег на Москву, а в 1592 крымские войска разграбили тульские, каширские и рязанские земли.
Итак, границей московских владений с юга был берег средней Оки; но во времена Ивана IV уже много русских людей поселилось за Окою, южнее тех крепостей, которые там стояли для обороны границы.
Выходя на «оукраину», или на «Дикое поле», русские люди становились там вольными «казаками». Над ними не было никакой власти, кроме их выбранных «атаманов». Они охотились, ловили рыбу, бились с татарами, которые тоже «казаковали» на «диком поле». Иногда русские казаки нападали на татарские города у Азовского и Черного морей и грабили их; а иногда они грабили своих же русских купцов и русские посольства, которые шли через «поле» в Крым.
Московское правительство знало о существовании на «поле» казаков и нередко само нанимало их к себе на службу. В расчёте на то, что русского населения на «поле» стало достаточно, при Грозном в Москве и решились занять «Дикое поле» войсками, поставить в наиболее важных местах города, а между городами провести укрепленную границу, через которую татарам нельзя было бы пройти безвестно. В 1571 г. в Москве составили особый совет из людей, знающих дело, и выработали общий план действий. По этому плану и стали строить города, выставляя их все южнее и южнее, важнейший из них город – Белгород.
Между городами стали проводить валы на открытых местах, засеки в лесах, строить укрепления на бродах через реки. В разных местах новой границы стали ставить наблюдательные отряды – «сторожи», а вдоль границы стали посылать разъезды – «станицы». Для службы в городах, станицах и сторожах, сверх тех людей, которых присылали из Москвы, набирали людей из казаков и местных поселенцев. К концу XVI в. все «поле», до верховий рек Ворсклы и Северского Донца, было занято крепостями и вошло в состав Московского государства. Этим приобретением достигалась не только большая безопасность от татар, но и возможность заселить богатые черноземные пространства средней России. Казачество, которое не хотело подчиниться государственной власти, ушло к югу и сосредоточилось на низовьях Дона и Донца, отчего весь юг Московского государства представлял собой один хорошо организованный военный округ.