Из примечания к третьему изданию

Когда эта книга впервые вышла в свет, публике было оченьмало известно о документах Наг-Хаммади. Из пятидесяти трехили более трактатов было опубликовано только ЕвангелиеИстины, и из него в мой текст вошло лишь несколько цитат.Тот прогресс, который был достигнут к 1962 году, был принятк сведению во втором издании (глава 12), но он все ещекасался лишь небольшой части обнаруженных текстов. Дела стех пор пошли вперед, и все они в той или иной степени былипущены в научный оборот. В связи с этим нынешнее изданиедополняется библиографией с учетом исследований, которыепоявились к началу 1970 года. Кроме того, дополнение кглаве 12 представляет собой ключ к переделке ссылок наотдельные трактаты Наг-Хаммади в систему нумерации, котораяк настоящему времени стала стандартной.

Сокращения

С.Н. -- Corpus Hermeticum

G -- Ginza. Dei. Schatz oder das Grosse Buck der Mandaer, Gottingen.

GT -- "Евангелие Истины": Evangelium Veritatis, Zurich, 1956

J -- Das Johannesbuch der Mandaer, Giessen, 1915

Глава первая

ВВЕДЕНИЕ: ВОСТОК И ЗАПАД В ЭЛЛИНИЗМЕ

Любое описание эллинистической эпохи должно начинаться сАлександра Великого. Завоевание им Востока (334-323 гг. дон.э.) явилось поворотной точкой в истории древнего мира.Безусловно, при этом возникло большее культурное единство,чем когда-либо прежде -- единство, которое сохранялосьпочти тысячу лет, пока не было, в свою очередь, разрушенопобедами ислама. Новым историческим фактом, возможным идействительно подразумевавшимся Александром, былообъединение Востока и Запада. "Запад" здесь означаетгреческий мир с центром в районе Эгейского моря; "Восток" -- область древних восточных цивилизаций,простирающаяся от Египта до границ Индии. Хотягосударственное творение Александра распалось с егосмертью, слияние культур спокойно продолжалось несколькопоследующих столетий, причем как в форме региональныхпроцессов объединения в пределах нескольких царств,управляемых диадохами, так и в виде подъема в сущностинаднациональной эллинистической культуры, распространеннойв этих царствах. Когда эти государственные образованияокончательно оказались под властью Рима и превратились впровинции Империи, это сие лишь оформило ту однородность,которая фактически господствовала независимо отдинастических границ.

В обширных географических пределах Римской империипонятия "Восток" и "Запад" приобрели новое значение."Восток" стал греческой, а "Запад" -- латинскойполовиной римского мира. Греческая половина, однако,охватывала весь эллинистический мир, в котором собственноГреция стала меньшей частью, то есть эта половина присвоилавсю ту часть наследия Александра, которая избежала"варварского" влияния. Таким образом, в расширяющейсяперспективе Империи Восток представлял синтез того, что мывпервые разграничиваем как эллинистический Запад иазиатский Восток. В постоянстве разделения Рима со временФеодосия (379-395 гг.) на Восточную и Западную империикультурная ситуация нашла окончательное политическоевыражение. Под властью Византии объединенная восточнаяполовина мира пришла, наконец, к форме греческой империи,которую представлял себе Александр и сделал возможнойэллинизм, хотя возрождение Персии за границами Евфратасузило ее географические рамки. Параллельное разделениехристианского мира на латинскую и греческую церкви отразилои увековечило подобную культурную ситуацию в областирелигиозных догм.

Это пространственно-культурное единство, созданноеАлександром и существовавшее последовательно как царствадиадохов, как восточные провинции Рима, как Византийскаяимперия и, одновременно, как греческая церковь, скреплялэллинистически ориентированный синтез, который создал почвудля религиозных движений, составляющих предмет рассмотренияданной книги. В этой вводной главе мы хотим разобратьпредпосылки: с одной стороны, рассказать несколько большеоб эллинизме в общем, внеся ясность в некоторые особенностиего двух составляющих -- а именно Эллады и Азии, а сдругой -- описать обычаи, нравы и общие проблемы.

A) ВКЛАД ЗАПАДА

На какие исторические условия и обстоятельства развитиямы уже указали выше? Союз, которому положили началозавоевания Александра, был подготовлен с двух сторон. ИВосток, и Запад к этому моменту подошли с максимальнойстепенью объединенности своих государств, что наиболееочевидно с политической точки зрения: Восток был объединенвластью персов, греческий же мир -- македонскойгегемонией. Поэтому завоевание персидской монархиимакедонцами стало событием, объединившим цельный Запад ицельный Восток.

Ни одно из несомненно различных направлений развитиякультуры не подготовило стороны к той роли, которую импредстояло играть в новых условиях. Культуры могутнаилучшим образом объединиться, когда мышление каждой вдостаточной мере освобождается от определенных местныхсоциальных и национальных обычаев, что предполагает некуюдолю общности, и поэтому становится возможным обмен междуэтими культурами. И тогда больше не существует границ междутакими историческими явлениями, как афинский полис ивосточное кастовое общество. Разграничения принимают формуабстрактных принципов, применимых ко всему человечеству,которые можно усвоить и аргументировано обосновать, икоторые могут конкурировать с другими в условиях разумнойдискуссии.

Наши рекомендации