Основания деления права на отрасли и институты

В настоящее время большинство юристов по-прежнему считают, что в основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования и 2) метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, все то, что подпадает под действие правовых норм. Это производственные, имущественные, семейные и другие жизненно важные отношения между людьми. Сферу общественных отношений, урегулированную правом, называют правовым или юридическим полем, за пределами которого находится неправовое пространство.

Метод правового регулирования – это приемы, способы и средства воздействия права на общественные отношения, выработанные в процессе жизнедеятельности людей.

Так, например, предметом государственного (конституционного) права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства, организацию и функционирования системы высших органов Российской Федерации, органов местного самоуправления и т.д. А методом правового регулирования государственного (конституционного права) является метод властеотношений.

В силу этого государственное (конституционное) право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность установленных (санкционированных) государством правовых норм, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного Устройства Российской Федерации, организации и деятельности органов государственной власти.

Конституционно-правовые отношения возникают в процессе осуществления государственной власти. Они регулируют:

а) основу государственного (конституционного) строя;

б) основу правового положения человека и гражданина;

в) федеративное устройство;

г) систему, основы организации и деятельности органов государства;

д) избирательную систему;

е) статус депутата;

ж) основы организации и деятельности местного самоуправления.

В сферу правового регулирования управленческих отношений входят отношения по охране общественного порядка и ответственности за его нарушение. Можно выделить еще и правовое регулирование международных отношений. Таким образом, сферу правового регулирования составляют следующие группы общественных отношений: имущественные, управленческие, отношения по защите общественного порядка и международные отношения.

Выделено два основных вида регулирования: императивный и диспозитивный. Императивное регулирование – это детальное регулирование поведения участников общественных отношений на основе предписания по принципу: что предписано, то и следует делать, все остальное за пределами закона. Диспозитивное регулирование – это регулирование основных отношений субъектов права, предоставляющие им значительные свободы по принципу «все незапрещенное разрешено».

Диспозитивное регулирование ориентировано на приоритет общественных отношений перед нормами права. Надо отметить, что в чистом виде каждый характер регулирования не встречается. На преобладание императивного или диспозитивного регулирования влияют факторы: исторические традиции, уровень культуры, менталитет народа, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений.

В качестве особых методов правового регулирования используется убеждение и принуждение.

Кроме императивного и диспозитивного методов используют альтернативный и рекомендательный метод поощрений и наказаний. Императивный метод используется, главным образом, в уголовном и административном праве, а диспозитивный – гражданском. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права.

Однако основания деления норм права на отрасли и институты, выработанные в тоталитарную эпоху, уже устарели и тормозят развитие отраслей права и раздела науки теории права об отраслях права. Необходимо в качестве критериев классификации норм права на отрасли и институты выделять объект (все общественные отношения, регулируемые правом) и предмет правового регулирования (часть общественных отношений, входящих в объект, регулируемых данными нормами). При этом нельзя и отрицать наличие особых субъектов права (участников общественных отношений), методов правового регулирования, принципов, санкций и функций отдельных отраслей права.



Наши рекомендации