Система нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты – это письменные юридические документы, устанавливающие, отменяющие или изменяющие нормы права и регулирующие общественные отношения.
Нормативно-правовые акты – это акты, устанавливающие, вводящие в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Они являются ведущей формой права. В их массиве выделяется ядро – законодательство, т. е. совокупность законов. Закон – это нормативно-правовой акт наибольшей юридической силы, принятый представительным законодательным органом государственной власти в установленном порядке или референдумом и направленный на регулирование социально значимых, устойчивых общественных отношений.
Признаки закона:
v регулирует наиболее важные общественные отношения;
v имеет особый порядок принятия;
v обладает наибольшей юридической силой;
v содержит нормы первичного, исходного характера.
Конституция РФ 1993 г. устанавливает существование двух видов законов: федеральных конституционных законов и федеральных законов. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом, более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ (О введении режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятие в Федерацию, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение порядка деятельности правительства РФ (ст. 118); деятельности судов РФ и т.д.
Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, а затем подписываются и обнародуются Президентом РФ. Это вопросы, связанные: с ответственностью за захват власти или присвоения властных полномочий (ст. 3); порядок приобретения или прекращения гражданства России (ст. 6); установление перечня сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.
Наряду с законами действует второй основной массив нормативных актов – подзаконный.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это разновидность нормативно-правовых актов, которые вторичны по отношению к законам, т. е. принимаются на основе, во исполнение и в соответствии с законами компетентными государственными органами и регулируют общественные отношения. В количественном отношении подзаконные нормативно-правовые акты превосходят законы. Ведущее место среди них занимает президентский указ. Президент РФ согласно ст. 90 Конституции РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить нормам Конституции и ведущих законов и обязательны на всей территории РФ.
Многообразие нормативных актов упорядочивается государством, которое:
v определяет формы нормативных правовых актов для каждого вида правотворческих органов;
v устанавливает круг подведомственных органу вопросов, правовое регулирование которых получает соответствующее правовое оформление;
v устанавливает пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
v закрепляет соподчиненность нормативных актов между собой, их иерархию.
Характерная черта системы нормативных актов – это ее иерархическое построение. Каждый вид нормативных актов должен занимать строго определенную ступень на иерархической лестнице, соответствующую юридической силе правового акта. Иерархическое построение системы нормативных актов называют вертикальной структурой, а разграничение на отрасли и институты – горизонтальной структурой.
Нормативные акты выполняют две функции: во-первых, они закрепляют решение правотворческого органа о создании, изменении или отмене норм права. Во-вторых, нормативный акт является формой внедрения норм права в жизнь, из которой люди черпают знания о действующем праве при решении конкретных правовых вопросов.
Вертикальная структура законодательства – это иерархия нормативных актов по их роли в регулировании общественных отношений. Верховное положение в вертикальной структуре нормативных актов занимает закон. Законы всегда выступают в качестве первичных актов, нормы которых получают конкретизацию и развитие в актах нижестоящих органов. Особенность законодательных актов как актов высшей юридической силы в системе нормативных актов состоит в их сложной внутренней организации, также носящей иерархический характер. Сложность структуры законодательных актов обусловлена их изданием. В СССР это делал Верховный Совет и его Президиум, в России после 1992 г. законы издавали Верховный Совет и Съезд народных депутатов страны, а с 1994 г. – Государственная Дума РФ. В советский период была практика издания нормативных актов непосредственно центральным органом массовой общественной организации. Среди всех законов особое место занимает Основной закон государства – Конституция. Она выступает как «закон законов». Это означает, что она является основным правовым актом государства, выражающим и закрепляющим действующее соотношение сил, сложившихся в обществе на данном историческом этапе его развития. Конституции созданы с учетом соотношения классовых, национальных сил в обществе.
Все не законодательные нормативные акты называются подзаконными. При их издании и применении соблюдается принцип верховенства закона. Другой особенностью подзаконных нормативных актов является ограниченность среды их действия, т. е. они действуют в пределах заранее определенной компетенцией издающего органа.
Выделяют следующие виды подзаконных нормативных актов:
v нормативные акты высших органов государственного управления (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ);
v ведомственные нормативные акты (акты министерств, государственных комитетов, служб, ведомств).
Они носят вторичный характер, так как издаются на основе и во исполнение законодательных актов, правительственных постановлений и указов Президента.
Различают нормативные акты местных органов государственной власти и управления и законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они имеют строго ограниченную сферу действия, обусловленную компетенцией органа, их издающего. Они также вторичны.
Подготовка всех нормативных актов осуществляется с соблюдением законодательной техники, включающей в себя приемы и методы внешнего оформления, формулирование проектов нормативных актов, правила организации работы по их подготовке. Все нормативные акты должны отвечать следующим требованиям: иметь указание места их издания; наименование органа, издающего нормативный акт; внешнюю форму его воплощения (закон, указ, приказ министра и т.д.).
Нормативно-правовой акт – это изданный в установленном порядке компетентным органом акт правотворчества, устанавливающий, отменяющий или изменяющий правовые нормы, регулирующие общественные отношения.
Его отличительные черты:
v содержит общие правила поведения;
v имеет письменную форму выражения;
v имеет особый порядок издания.
Нормативно-правовой акт придает юридическим нормам официальный статус и юридическую силу. В отличие от иных форм права нормативно-правовые акты наиболее результативно воздействуют на общественные отношения. Они являются основной и наиболее совершенной формой современного права.