Понятие и сущность государственного управления.
Понятие и сущность государственного управления.
Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ. Предметом науки ГУ является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов.
Понятие государственного управления можно рассматривать:
· В широком смысле - это деятельность системы органов государственной власти, осуществляющих функции государственного управления путем реализации возложенных на них полномочий.
· В узком смысле- это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительный органов государственной власти как на уровне РФ, так и ее субъектов.
Государственное управление — это самостоятельный вид государственной деятельности, которая носит подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, органов (должностных лиц) относительно практической реализации функций и задач государства в процессе регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сфер.
Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
· Общественная обусловленность,то естьего цели и содержание зависят от состояния и структуры управляемого общественного отношения и от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности государственных органов.
· Целевая направленность означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.
Субъект — государственные институты - организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующие от имени общества на основе установленных правовых норм.
Объект - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
Особенности ГУ:
1. Властный характер
2. Масштабность
3. Возможность использования всех ресурсов общества
4. Высокая степень регламентации
5. Использование легального принуждения.
Теория государственного управления как наука.
Этап (80-е годы 19 в. – 1920 г.) В.Вильсон, Ф.Гуднау, М. Вебер
- для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а следовательно, изучать с научных позиций
- аппарат административно-государственного управления должен быть отделен от сферы политики
2 этап (1920 – 1950 гг)– А.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни, Т.Вулси, М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мэйо, У.Мэрфи
- классическая школа
- школа человеческих отношений
Объекты и направления государственного управления.
Объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение.
Классификация объектов управления:
• По сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);
• По форме собственности объектов (например, местные, республиканские, федеральные);
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические.
Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.
Направления государственного управления реализуются в социальной, политической, экономической, экологической, идеологической сферах. Основными направлениями ГУ являются:
Административная реформа в Российской Федерации: особенности, направления и этапы.
Административная реформа — комплекс мероприятий гос. власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата гос-ва.
Целями административной реформы являются:
1. Повышение качества и доступности государственных услуг;
2. Снижение административных барьеров;
Открытость органов власти
Четвертый этап: 2006 -2010
Основное внимание на этой стадии уделяется оптимизации процессов в органах исполнительной власти в соответствии с потребностями общества. Административная реформа в своей второй фазе призвана повысить качество государственных услуг, оптимизировать функции органов исполнительной власти, ликвидировать возможности для коррупции.
Особенности организации государственной службы в англосаксонских странах (Великобритания, США)
В англосаксонских странах важнейшей задачей в сфере государственной службы традиционно выступает создание системы защиты частных лиц, граждан от произвола в государственном управлении. Правовые механизмы в этой сфере призваны создать жесткие рамки для действий выборных должностей и государственных служащих. Главное внимание в странах данной правовой семьи уделяется проблеме ответственности представителей государственных органов, судебному контролю и процессуальным нормам. В Великобритании основным принципом деятельности государственной службы является отделение государственного управления от политики. В связи с этим все правительственные структуры в стране разделены на политические, которые принимают решения, и исполнительные, которые решения реализуют. В Великобритании действует трехзвенная система государственного управления: министерства – неминистерские исполнительные органы – децентрализованные учреждения. Также государственную службу Великобритании можно подразделить на внутреннюю и дипломатическую. Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества - дипломатическую.
Правовое положение Министерства РФ.
Федеральное министерство— это ФОИВ, осуществляющий функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
· Министерство возглавляетвходящий в состав Правительства РФ министр.
· Министр назначается на должность и освобождается от должностиПрезидентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
· Заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ
Федеральное министерство принимает нормативные правовые актыпо вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России и Правительства.
1. Выработка государственной политики подведомственной сферы. На практике:
· Министерство готовит законодательную инициативу
· Определяет организационно-управленческий механизм реализации гос. власти в подведомственной сфере.
· Определяет, с помощью каких форм и методов деятельности будет осуществляться деятельность служб и агентств.
2. Нормативно-правовое регулирование.Министерства, уполномоченные издавать НА.
· Акты, регулирующие деятельность подведомственных служб, агентств;
· НПА, определяющие порядок жизнедеятельности населения в определенной сфере;
· Правила, нормы, нормативы;
· НПА, посвященные организации системы ОИВ, подведомственных министерству.
· Утверждение положения о территориальных органах.
3. Координация и контроль за подведомственными службами и агентствами.Сюда относятся:
· Утверждение показателей деятельности служб и агентств на период (как правило год), планов и отчетов по их выполнению,
· Назначение руководителей служб и агентств, подведомственных министерству.
· Утверждение положения о территориальных органах подведомственных служб и агентств.
· Отмена незаконных актов подведомственных служб и агентств.
· Дача поручений и контроль за их исполнением
· Поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности тех, кого назначает министерство
Внутренняя структура.Основное структурное подразделением – Департамент (30 - 50 чел). Департаменты делятся на отделы. Министры в Министерствах, под руководством Президента, назначаются Президентом самостоятельно. Министры, под руководством Правительства, назначаются Председателем Правительства по представлению Президента. Заместители назначаются Президентом или Правительством в зависимости от подведомственности.
Полномочия министра:
· Распределяет обязанности между заместителями
· Утверждает положение о структурных подразделениях,
· Выполняет функции представителя нанимателя при найме на службу гос.служащих или передает эти полномочия одному из своих заместителей.
· Утверждает структуру и штатную численность в пределах, установленных Правительством или Президентом, утверждает план работы министерства, дает поручения фед.службам и агентствам, принимает от имени Мин-ва нормативные индивидуальные акты.
· Является главным распорядителем бюджетных средств
64. Правовой статус федеральной службы.
Федеральной службойсчитается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).
Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, а федеральная служба по надзору также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
В пределах своей компетенции федеральная служба, например, осуществляя лицензионные или юрисдикционные полномочия, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.
В настоящее время к их числу относятся федеральные службы: государственная фельдъегерская; внешней разведки; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; охраны; по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, миграционная, исполнения наказаний, регистрационная, судебных приставов, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, по надзору в сфере образования и науки, по надзору в сфере транспорта, страхового надзора, таможенная, статистики и др.
65. Правовой статус федерального агентства.
Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Главное здесь - финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.
Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства. Оно в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты, как федеральная служба.
В организационном отношении ряд федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.
Подзаконные акты
· Указы и распоряжения Президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
· Постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения(акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативный характер) Правительства;
· Приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории;
· Конституции и уставы субъектов РФ
· Законы и иные НПА субъектов РФ
· Нормативные акты муниципальных органов - по вопросам местного значения
· Локальные нормативные акты —на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:
- государственных органов;
- иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
- совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
- принятые на референдуме.
Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:
- общефедеральные;
- субъектов федерации;
- органов местного самоуправления;
- локальные.
Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия
- неопределенно-длительного действия;
- временные.
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Согласно ст.11 Конституции РФ в РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
РФ, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральное Собрание Российской Федерации - Парламент Российской Федерации.
Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ (ст. 94 Конституции). Федеральное Собрание состоит из двух палат:
1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);
2) Государственной Думы (в ее состав избираются 450 депутатов путем всеобщего открытого голосования сроком на 5 лет).
Черты Федерального Собрания РФ:
1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;
2) Это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.
Принципы деятельности Федерального Собрания РФ:
1) Порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ (Глава 5)
2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы;
3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;
4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет:
1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);
2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:
1) Трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
2) Объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Понятие и сущность государственного управления.
Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ. Предметом науки ГУ является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов.
Понятие государственного управления можно рассматривать:
· В широком смысле - это деятельность системы органов государственной власти, осуществляющих функции государственного управления путем реализации возложенных на них полномочий.
· В узком смысле- это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительный органов государственной власти как на уровне РФ, так и ее субъектов.
Государственное управление — это самостоятельный вид государственной деятельности, которая носит подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, органов (должностных лиц) относительно практической реализации функций и задач государства в процессе регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сфер.
Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
· Общественная обусловленность,то естьего цели и содержание зависят от состояния и структуры управляемого общественного отношения и от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности государственных органов.
· Целевая направленность означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.
Субъект — государственные институты - организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующие от имени общества на основе установленных правовых норм.
Объект - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
Особенности ГУ:
1. Властный характер
2. Масштабность
3. Возможность использования всех ресурсов общества
4. Высокая степень регламентации
5. Использование легального принуждения.