Тема 9. Мировое сообщество и место России в нем

Современный мир, его многообразие, единство и противоречивость. Понятие и этапы международной политической системы.

Существование двухполюсного мира, создание и противостояние военно-политических и экономических блоков. Классовый подход в мировой политике. Гонка вооружений - угроза гибели цивилизации. Несовместимость старых традиционных методов разрешения международных проблем в ядерный век. Обеспечение всеобщей безопасности, ликвидация «холодной войны».

Демократизация в отдельных государствах и мировом сообществе в целом.

«Бархатные революции» в странах Восточной Европы.

Изменения в политике международных отношений. Ликвидация военно-политического и экономического объединения в социалистических странах.

Деление мира на индустриально-развитые и развивающиеся страны. Новые интеграционные процессы в международной политической системе.

Возрастание роли ООН в современных условиях, ее значение в ликвидации региональных и межрегиональных конфликтов. Правомерность и эффективность использования миротворческих сил.

Внешнеполитическая доктрина России. Статус великой державы. Приоритет отношений со странами СНГ. Курс на сотрудничество и равноправное партнерство с развитыми странами.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Все разделы дисциплины «Политология» как основы общенаучной методологической грамотности, культуры и методической дисциплины мышления обучающихся являются необходимыми (базовыми) для успешного освоения обеспечиваемых (последующих) дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках дисциплины «Политология» имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость для других дисциплин (вне их предметных особенностей).

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР КР Всего Ауд. СРС Всего
1. Предмет и метод политологии      
2. Политические системы общества      
3. Субъекты политических отношений      
4. Личность как субъект политики      
5. Политическая культура      
6. Политический режим      
7. Национальная политика на современном этапе      
8. Социальная политика      
9. Мировое сообщество и место России в нем      
  Зачет            
  Итого:      

Перечень практических занятий



№ п/п № темы дисциплины Наименование практических занятий Формы и методы проведения Коды компе-тенций Трудоем-кость (часы/з.е.)
1. Предмет и метод политологии семинар ОКВ-12
2. Политические системы общества проблемный семинар ОКВ-12
3. Субъекты политических отношений семинар ОКВ-12
4. Личность как субъект политики коллоквиум ОКВ-12, ПКВ-10
5. Политическая культура семинар ОКВ-12
6. Политический режим проблемный семинар ОКВ-12
7. Национальная политика на современном этапе семинар ОКВ-12
8. Социальная политика коллоквиум ОКВ-12, ПКВ-10
9. Мировое сообщество и место России в нем семинар ОКВ-12

Лабораторный практикум

В рамках дисциплины «Политология» лабораторный практикум не предусмотрен.

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

По дисциплине «Политология» выполнение курсовой работы не предусмотрено.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Мельник, В.А. Политология. Минск, ВШ. 2008г. – 427с.

2. Политология. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М.: Знания, – 2006г. – 328с.

3. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик. – М.: Гардарики, 2000г. – 843с.

б) дополнительная литература:

1. Крыштановская, О.В. Форматы российской власти. //Полис. – 2010 г.-№1.-С. 27-35.

2. Поцелуев, С.П. Власть как диалог или диалог без власти. //Полис.- 2010г.-№1.-С. 70-81.

3. Яковлев, А.Ю. Этнополитические конфликты и терроризм в Индии// Социально-гуманитарные знания. - 2009 г. - №3. - С. 334-340.

4. Кардамонов, О.А. Ислам и современность – некоторые подходы // Социально-гуманитарные знания. - 2009 г. - №2. - С. 115-126.

5. Худяков, С.И. Новая роль культуры в трансформирующемся обществе // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №2. - С. 58-67.

6. Морозова, З.С. Социальная адаптация как общественное явление и социальная категория. // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №1. - С. 362-368.

7. Кара-Мурза, С.Г. Научное знание и здравый смысл // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №2. - С. 45-57.

8. Романова, С.А. Социальная диагностика как технология изучения преступности несовершеннолетних // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №1. - С. 357-361.

9. Тарасов, Е.Г. Государство в политической социализации // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №3. - С. 303-309.

10. Дробот, Г.А. Системный подход к анализу мировой политики // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №1. - С. 78-94.

11. Исаев, Б.А. Понятие и типология политических режимов //Социально-гуманитарные знания – 2009 г. - №3. - С.88-98.

в) программное обеспечение:

Программное обеспечение общего назначения; Интернет, специальное программное обеспечение интерактивной (мультимедийной) доски; обучающие и обучающе-контролирующие (тестовые) компьютерные программы для закрепления и углубления знаний по дисциплине, мультимедийные презентации лекций по темам курса, СДО «Гиперметод». - http://hypermethod.spbame.ru/.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Портал Гуманитарное образование. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.

2. Публичная Интернет-библиотека. - Режим доступа: http://www.public.ru

3. Российская Государственная библиотека РГБ. - Режим доступа: http://www.rsl.ru.

4. Российская Книжная Палата. - Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/

5. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

6. Infolio – Университетская электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/.

7. http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

-классная доска;

-мультимедийный проектор;

- для проведения тестирования – компьютерный класс;

- микрофон;

- видеомагнитофон;

- видеофильмы и слайды по темам курса;

- компьютер;

- телевизор и DVD-проигрыватель.

Наименование ТСО Требования Количество
Компьютеры P4 3.00 Ghz/512mb/120gb/intel D945GCL
Веб-сервер системы hypermethod кластер из двух серверов supermicro x5570 2.93GHz (2проц); 16Gb оперативной памяти; емкость ЖД~3Тб

Требования к специализированному оборудованию

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины «Политология» предполагает последовательное изучение теоретической части курса и выполнение практических заданий. Важно - научиться применять теоретические положения в практической деятельности, в процессе рассуждений, аргументированного доказательства правильности своей позиции, принятии решений. На решение этих задач и формирование необходимых компетенций у обучающихся нацелены различные виды учебной работы.

Основными организационными формами и образовательными технологиями изучения дисциплины являются: лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа обучающихся, текущий и промежуточный контроль. Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета.

Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На них преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического использования путем индивидуального выполнения конкретных заданий. Оценки, полученные студентами за отдельные семинарские занятия, учитываются при выставлении итоговой оценки по данной дисциплине.

Самостоятельная работаобучающихся является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных занятий время. Она включает подготовку к лекционным и другим аудиторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины. Самостоятельно изученный материал выносится на итоговый контроль наряду с материалом, освоенным с помощью преподавателя.

Проверка результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся обеспечивается в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется во время проведения семинарских занятий. Он помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий.

Тестирование– форма промежуточного контроля. Цель – быстро и относительно объективно оценить текущий уровень знаний по дисциплине в целом и (или) по её конкретным разделам (темам).

Зачет является видом промежуточной аттестации обучающихся и проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности, рабочей учебной программы дисциплины.

10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

Программа курса «Политология» построена на проблемно-тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о различных экономических учениях, закономерностях и процессах их развития.

Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО, таким образом, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Выделение разделов представляется неоправданным самим объемом учебного времени. Поэтому учебный материал курса структурирован по темам, от­ражающим базисные категории, понятия и принципы теории управления, экономической теории, истории экономических учений.

Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже полученных в результате изучения студентами истории, экономической теории истории экономики, история политических учений. Дисциплина изучается на 1-ом курсе в течение одного модуля. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Политология» распределена в соответствии с этапами и формами её изучения и в целом составляет 2 зачетные единицы(76 часа).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу студента, консультации.

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, коллоквиумы, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, форумы, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.

При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).

Матрица разнообразия методов и форм обучения

Форма / Метод ОИ Р ПБ Э
Лекция + + +  
Лекция с элементами проблемного изложения   + +  
Лекция-визуализация + + + +
Проблемный семинар     + +
Семинар + +    
Коллоквиум     + +
Самостоятельная работа   + + +
Тестирование   +   +
Консультация   + +  

Наши рекомендации