Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы.

Правотворчество – это деятельность специально уполномоченных субъектов, государственных органов, по созданию, изменению или отмене норм права. Это организующая юридически значимая деятельность, целью которой является нормативная регламентация общественных отношений, т.е. посредством этой деятельность происходит упорядочение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, их нормативная фиксация (т.е. закрепление норм права) и тем самым обеспечивается развитие этих отношений и их правовая защита.

Правотворчество – это всегда деятельность специальных уполномоченных властных субъектов (не все властные субъекты, а именно уполномоченные). Этонарод (референдум). Законодательные органы государственной власти (парламент, в России – Федеральное Собрание, парламенты субъектов РФ, органы исполнительной власти) Правотворческой деятельностью могут заниматься и негосударственные субъекты, если они уполномочены государством (это органы местного самоуправления – у них есть право на законное правотворчество, в соотв. с К. РФ они не входят в систему органов государственной власти). Государственные организации, государственные учреждения (локальные НПА: устав ТГУ).

Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):

· узкая трактовка – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами;

· широкая трактовка – весь процесс, начиная с момента правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование).

Правотворчество – это особого рода деятельность в основном государственных органов по разработке и принятию норм права, это процесс возведения в закон государственной воли (Парфенов).

Признаки правотворчества (Парфенов):

1. Последняя стадия формирования права, в которой происходит воплощения правовых идей в нормы права.

2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам:

- предварительное санкционирование – государство сразу по определенному кругу вопросов разрешает негосударственным органам издавать нормы являющиеся правовыми;

- последующие санкционирование – государство поручает разработать проект какой-либо организации, а проект утверждается органами государственной власти.

3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, то есть правило поведения, общественная характеристика.

4. Это фиксирование каких-либо источников права, формулирование норм.

5. Одна из форм осуществления функции государства.

6. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.

Факторы, обуславливающие характер правотворчества (Парфенов):

1. Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений.

2. Социальная и национальная структура общества.

3. Внутриполитическая и внешнеполитическая программа.

4. Господствующей в обществе идеологией и правосознанием.

5. Сущностью и формой государства.

6. Предыдущим развитием правовой надстройки.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права (Парфенов).

1.Демократизм проявляется в:

- реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

- принятие законов путем референдума;

- действие принципа верховенства законов принятыми представительными органами над всеми иными подзаконными актами;

- опубликовании принимаемых актов;

- широкая гласность и открытость правотворческого процесса.

2.Научная обоснованность:

- использование научных методов и приемов при изучении общественных явлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

- проведение научных экспертиз проектов нормативных актов;

- экспериментальная проверка эффективности принимаемых норм права.

3.Объективность – нельзя игнорировать законы общественного развития

4.Принцип законности:

- принятие норм права конкретным органом;

- соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;

- непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции.

5.Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – всё тщательно продумывать.

6.Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики). Направления совершенствования правотворческого процесса (Сенякин И.Н.):

- долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ;

- единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона;

- независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов.

7.Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.

Стадии правотворческого процесса (Лазарев В.В.):

1. Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен).

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п.

3. Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение.

4. Рассмотрение проекта н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять.

5. Принятие НПА.

6. Доведение содержания НПА до его адресатов.

Этапы (делящиеся на стадии) правотворческого процесса (Пучков О.А.):

1. Предпроэктный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании номами права социальной проблемы.

2. Этап принятия правотворческого решения. Стадия:

- внесения в правотворческий орган проекта н.п.а. субъектом правотворческой инициативы;

- рассмотрения проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа;

- обсуждения законопроекта по палатам или на совместном заседании правотворческого органа;

- принятия проекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении + подписание и обнародование текста НПА.

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений.

Ст. 104 К. РФ – законодательной инициативой обладают; П. РФ, Сов. Фед., члены Сов. Фед. депутаты ГД, Пр. РФ, законодательные (представительные) органы S РФ; по вопросам ведения – Конститут. Суд, Верх. Суд.

Федеральный Закон принимается ГД большинством голосов, если иное не предусмотрено К. РФ. В течении 5-ти дней направляется в Сов. Фед.. В течении 14 дней Сов. Фед. должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным. Группа вопросов, по которым Сов. Фед. обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам: бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира. Принятый ФЗ в течении 5-ти дней направляется П. РФ. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 К. РФ).

Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством.

Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большинство.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2. государственных органов (например, парламента, правительства);

3. отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4. органов местного самоуправления;

5. локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6. общественных организаций (например, профсоюзов).

Формы правотворчества (Баранов):

По субъектам правотворческой деятельности: непосредственное правотворчество народа, правотворчество органов государственной власти, делегированное правотворчество. По юридической силе принимаемых актов: законотворчество, подзаконное нормотворчество. По принципу федерализма: федеральное, субъектов федерации.

Наши рекомендации