Унитарное государство и его виды.

Унитарное государство– единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами гос.власти.

Унитарное государство – от латинского УНУС единый, унитарным называется простое единое государство части которого формируются по административно-территориальному принципу и не обладают политической и экономической самостоятельностью.

Признаки унитарного государства:

- для унитарного государства характерна единая система органов гос.власти, построенная на принципах централизации и иерархичности, местные власти подчиняются центральным органам;

- единая система законодательства – только одна конституция, территориальные единицы и органы гос.власти территориальных единиц правом творчества не наделены, они не могут сами составлять норм правовые акты и не могут иметь свое законодательство;

- наличие одноканальной налоговой системы, т.е. все налоги на территории этого государства поступают непосредственно в гос.бюджет, а оттуда идет распределение;

- единое гражданство, территориальные единицы своего гражданства иметь не могут;

- единая денежная система, единое экономическое пространство;

- единые вооруженные силы.

Как правило, унитарное государство – это государство мононациональное, т.е. характерно существенное преобладание национального большинства.

Если же на территории унитарного государства относительно компактно проживают представители не титульных наций, т.е. нац.меньшинств, то в местах такого компактного проживания может быть создана автономия (от АУТО и НОМОС – сам закон). Эти автономии могут носить политический либо административный характер. На территории автономии может быть собственные системы государственной власти отличные от системы государства. Отличия могут определятся национальной или исторической спецификой. Эти органы наделяются правом законотворчества, т.е. автономное образование может иметь свою собственную законодательную системы если она не противоречит конституции государства. Наряду с государственным языком может быть признан национальный язык и делопроизводство будет вестись на двух языках. Развивается национальная культура, искусство и национальные учреждения (Израиль, Китай, Украина, Испания).

В зависимости от порядка формирования местных органов государственной власти и порядка решения этими органами вопросов местного значения, унитарные государства подразделяются на:

- централизованные;

- децентрализованные;

- относительно-децентрализованные.

В централизованном – местные органы власти формируются центральными, и эти органы могут решать все вопросы только по согласованию с центральными органами (Китай).

В децентрализованном – местные органы власти избираются местным населением, и они наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения (Италия).

В относительно-децентрализованном – существует как минимум два уровня местных органов государственной власти. Местные органы высшего уровня назначаются местным правительством, а второго уровня избираются местным населением (Франция).

24. Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования.

Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Федерация: от лат «союз» – это сложное союзное государство, территориальные части которого формируются по национально- территориально- или административно-территориальному принципу и обладают определенной степенью политической и экономической самостоятельности.

Федерация это сложное, союзное, но в тоже время единое государство. И по этом, говоря о федерации можно выделить признаки сложного государства и признаки единого государства.

Признаки сложногогосударства:

В федеративном государстве существует двух уровневая система органов государственной власти, есть федеральные органы гос.власти и органы власти субъектов федерации. При этом между федеральными органами и органами гос.власти субъектов федерации должны быть строго распределены и разграничены предметы ведения и полномочий.

Существует несколько моделей разграничения предметов ведения и полномочий, это зависит от способа образования федераций (договорная или конституционная).

В договорной федерации есть принцип договорных полномочий субъектов федерации, субъекты могут решать вопросы, которые не отнесены к ведению федерации в целом. В конституционной федерации действует принцип приоритета полномочий федерации, в договорной наоборот.

В России разграничение распределения полномочий определено ст.ст. 71, 72, 73 К. РФ.

ст. 71: исчерпывающим образом закрепляет перечень вопросов закрепленным за государственной властью, круг этих вопросов является исчерпывающим и закрытым.

ст. 72: исчерпывающим образом закрепляет перечень вопросов совместного ведения федеральных органов и субъектов.

ст. 73: определяет, что вне предметов РФ все субъекты обладают всей полнотой власти.

Как правило, формальным признаком федеративного государства является наличие бикамерального федерального парламента (двухпалатного). Одна палата представляет интересы всего населения, вторая интересы субъектов федерации.

В федеративном государстве существует двухуровневая система законодательства, т.е. есть федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Для федеративного государства характерно наличие двухканальной налоговой системы, есть федеральные налоги, и есть налоги местные. Федеральные налоги собираются на всей территории государства и поступают в бюджет, а местные собираются на территории субъекта и поступают в специальный бюджет субъекта.

Наличие двуединого гражданства, т.е. и федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации. Такое двуединое гражданство было предусмотрено в России до 2003 года, но Конституционный суд признал, что это противоречит законодательству, теперь у нас единое гражданство.

Единое государство.

Признаки:

1. Субъекты федерации представляют собой территориальные единицы федерального государства, суверенитетом они не обладают и как следствие субъекты федерации не обладают правом на сецессию (односторонний выход из состава федерации).

2. Единое экономическое пространство, единое таможенное пространство, признается и гарантируется свободное передвижение товаров и т.д.

3. Наличие единой денежной системы – одна денежная единица на территории федерации.

4. Наличие единых вооруженных сил.

В зависимости от способа образования федерации подразделяются на национально- территориальные, административно-территориальные и смешанные.

Национально-территориальная федерация строится по национальному принципу (СССР, Чехословакия, Югославия, в современном мире Канада и Бельгия, некоторые авторы относят еще и Индию).

Административно-территориальные федерация строится по административному принципу – в основе могут быть географические, исторические и др. факторы (США).

Смешанной федерацией называют такую федерацию где и национальные субъекты и административно-территориальные субъекты (Россия).

В зависимости от порядка формирования федерации бывают конституционные, договорные и смешанные (т.е. конституционно-договорные).

Конституционные федерации – это федерации, построенные сверху, в основе лежит конституционный акт. Федерация возникает на основе принятия новой конституции или конституции существующей (ФРГ, РСФСР с конст 1918 г., Индия, Бельгия).

Договорная федерация построенная с низу – в основе создания договорной федерации лежит договор между ранее суверенными государствами (США, СССР).

Современная Россия – конституционно-договорная федерация. Основы конституционного строя закреплены в гл. 5 К. РФ, в тоже время наряду с Конституцией самостоятельное юридическое значение сохраняют федеративные договоры. Эти договоры были заключены в марте 1992 года и на основе этих договоров было составлено положение ст. 81, 82, 83, было заключено три таких договора.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государстве5нной власти РФ и органами суверенных республик.

О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной власти краев областей и городов федерального значения.

О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и автономными округами.

В зависимости от правового положения субъектов федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.

Симметричной называется такая федерация в которой субъекты обладают равным правовым статусом и являются равноправными во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Идеально симметричных федераций в мире существовать не может. Примером сим федерации в литературе называют США. Кроме штатов в США есть ещё федеральный округ Колумбия и есть ассоциированные государства. В принципе фактического равноправия тоже нет. Штаты выставляют на президентских выборах разное количество избирателей.

В ассиметричной федерации субъекты между собой не равноправные, они обладают разным статусом, пример ФРГ здесь есть формальная ассиметричность, потому что германские земли неравно представлены в Бундестаге, численность представителей в этой палате прямо-пропорционально населению.

Россия – по конституции симметричное по ст. 5, но по ч. 2 этой статьи Россия ассиметричное государство. По ст. 66 тоже получается ассиметричное. По ч.ч. 2 и 3 ст. 78 тоже ассиметричное.

Наши рекомендации