Понятие формы государства. Факторы, влияющие на её формирование и эволюцию.

Форма государства– совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти. На форму государства оказывают влияние:

1) социально-экономические, культурные факторы;

2) исторические традиции;

3) национальные и религиозные особенности;

4) природные и климатические условия;

5) соотношение политических сил и т. д.

Структурные элементы формы государства:

1) форма правления,отражающая порядок организации государственной власти и её взаимодействие с населением, органами государства;

2) форма государственного устройства,отражающая территориальную организацию государственной власти;

3) государственно-правовой (политический) режим,отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок образования органов государственной власти;

2) структуру органов государства;

3) специфику территориальной обособленности населения;

4) характер межведомственных взаимоотношений;

5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская форма правления;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) идеологическое и политическое многообразие;

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое государство;

8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Форма правления– республиканская.

Российское государство– это полупрезидентская республика.

Российское государство по своему государственному устройству– федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) добровольность объединения субъектов РФ;

2) равноправие субъектов РФ;

3) государственная целостность;

4) самоопределение народов, наций и национальностей;

5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т.д.

Государственно-правовой режим РФ– демократический.

П а р ф ё н о в:

Рассматривая понятие формы государства, необходимо исходить из того, что:

а) форма является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства

б) форма не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями государства.

В частности, форма государства имеет непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания.

Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.

Существуют разные точки зрения на понятие «форма государства».

1. Форма государства в узком смысле (только форма правления – Денисов)

2. Форма государства в широком смысле (совокупность формы правления и формы государственного устройства, политический режим рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства).

Существует точка зрения, согласно которой следует различать:

1. внутреннюю форму государства (демократия, т.к. это разновидность политического режима)

2. внешнюю форму государства (конкретная организация политической власти, совокупность форм правления и государственного устройства).

Государство предлагается рассматривать как:

1. функциональная (динамическая) система (в этом случае под формой государства понимается политический режим)

2. организационная (статическая) система (форма правления и форма государственного устройства).

Определения формы государства:

– это внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами системы государства – между высшими ОГВ, между этими органами и органами власти и управления территориальных подразделений государства (юридический энциклопедический словарь)

– организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима (Корельский Перевалов).

– категория, которая показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру ОГВ, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности (Матузов, Малько).

– организация государственной власти, неразрывно связанная с её сущностью и социальным назначением (Парфёнов). Сущность и социальное назначение – основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм – монархия, буржуазия – республика).

В рамках одного и того же исторического типа мы можем видеть многообразие форм. В рабовладельческом государстве - республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена – президентские, парламентские республики, ограниченная монархия. Факторы, определяющие разнообразие форм:

1. Экономический уровень – это главное, в конечном счете.

2. Непосредственные факторы:

а) Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия).

б) Степень остроты политической борьбы.

в) Национальные и культурные традиции.

Исследование государственно-правовых форм осуществляется в 3-х аспектах:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Политический (государственно-правовой) режим

Эти аспекты дают возможность увидеть не только основные принципы организации государственной власти, но и принципы функционирования. Нельзя сказать, что какой-то элемент является доминирующим. Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. В отдельные исторические периоды на первый план могут выходить те или иные элементы (в данный исторический момент для нас - форма государственного устройства).

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок ее образования, структура, компетенция и взаимоотношения между собой. Она определяет основные принципы организации высших органов власти.

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти.

Политический режим – совок пность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Эти методы принуждения, убеждения, поощрения, законности. В зависимости от преобладания тех или иных методов, различают демократические и недемократические режимы.

Монархия и её виды.

Монархия – греческие корни от: МОНО – одни АРХИС – власть. Можно сказать, что монархия это такая форма правленая при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица Монарха, который осуществляет эту власть как правило на основании принципов наследуемости и несменяемости.

Во главе государства стоит единоличный правитель, как правило он пользуется определённым титулом (царь, шах, король, император и т.д.), как правило монарх получает власть по наследству. Также, как правило, монарх осуществляет власть в течение неограниченного времени. Но есть исключения.

Для монархии характерен сакральный (божественный) характер государственной власти. Также для монархической формы правления характерен такой признака, как принцип неответсвенности монарха – значит, что монарх как глава государства за свою деятельность ни перед кем не несет ответственности, ни политической ни юридической.

Виды монархии:

В зависимости от характера и полномочий можно разделить на две группы:

1. Абсолютные монархи

2. Ограниченные монархи.

Абсолютная монархия – это такая монархия, при которой вся полнота верховной гос власти и формально и фактически сосредоточена в руках монарха, т.е. он единоличный полновластный правитель. У него в руках и верховная и законодательная власть и верховная исполнительная власть, а также он является высшей судебной инстанцией государства. В абсолютной монархии наиболее ярко проявляется принцип неответственности. Рассвет абсолютной монархии приходится на XVII-XVIII века. Если говорить о России то XVIII-XIX века. Если говорить о современном мире то абсолютная монархия в чистом виде не осталось. Хотя есть такие Монархические государство где правление приближено (Азия – Саудовская Аравия, Африка – Катар, Ватикан).

Ограниченная монархия – такая форма правления при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов или действием конст. актов.

Можно выделять сословно-представительные монархии и Конституционные монархии.

Сословно-представительная – при которой власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законно совещательный характер, т.е. этот орган разрабатывает законы, а принимает законы монарх, так же в прерогативе монарха входит вопрос о созыве такого органа и его роспуске. Относиться к периоду создания централизованного государства. Пример: Англия – парламент. Россия – земский собор, Скандинавские страны – Рейхстаги.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается действием конституционных актов. Здесь две разновидности:

1. Дуалистическая монархия.

2. Парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – от ДУО – два. Монархия двойственная. Такая форма правления при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Здесь выборный орган Парламент. Исполнительная власть принадлежит правительству которая формируется монархом и оно подконтрольно монарху. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов принимаемых парламентом. Абсолютный характер означает, что если монарх отклонит закон – парламент не может еще раз предлагать этот закон. Еще монарху принадлежит право роспуска парламента по собственному усмотрению. Как самостоятельная форма правления дуалистической монархии идет от феодальной буржуазной формации. Здесь результат компромисса между феодалами (монарх) и буржуазией (парламент). Феодальная власть уже не достаточно сильна, чтобы удержать власть, а Буржуазная власть еще недостаточно сильна, чтобы взять власть. (Германская империя 1870-1918 гг., Австро-Венгрия в это же время, Россия – 1905-1917 гг.). В соврем мире Непал.

Наиболее распространенной форме монархии правления в современном мире является парламентская монархия. Парламентарная монархия – здесь власть монарха и формально и фактически ограничивается действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа – парламента. При такой форме правления законодательная власть сосредоточена в руках парламента, а исполнительная власть находиться в руках правительства. Причем нужно отметить, что правительство хотя и формируется монархом, но по поручению парламента. При этом монарх связан волей партийного большинства парламента. Монарх при такой форме правления – будучи главой государства осуществляет в основном межпредставительские функции. При такой форме правления действует принцип контрасигнатуры.

Контрасигнатура – акты которые издает монарх вступают в действие, только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т.е. того министра в сфере действия которого этот акт издается. При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определённые вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха, а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. В парламентарной монархии действует принцип – «Монарх царствует, но не правит», но согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или как в Швеции до права роспуска парламента, но дело в том, что такими полномочиями в силу многих конституционных оговорок монарх воспользоваться не может. Такие полномочия называются «спящими». Пример. Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония, Голландия и т.д.

Есть монархии, которые не вписываются в классическую схему и они называются нетипичными монархиями. К числу их относят: Выборные монархии; Коллегиальные монархии; Патриархальные монархии.

Выборные монархии – при которой монарх власть получает не по наследству, а избирается (Малайзия – здесь Султан Малайзии избирается султанами из их числа).

Коллегиальные монархии – Объединенные Арабские Эмираты – Верховным органом государственной власти является совет Эмиров, и этот совет выступает в качестве коллективного главы государства. Для организации работы этого совета эмиров избирается верховный эмир и избирается он на определённый срок.

Патриархальная монархия – Свазиленд. Здесь уровень социального развития у государства Свазиленд недалеко ушел от первобытно-общинного строя и поэтому главой здесь становиться вождь.

Республика и её виды.

Термин Республика имеет латинские корны: РЕС – дела, ПУБЛИКА – общие.

Республика – дело общее дело народа – ЦИЦЕРОН.

Республика – такая форма правления, при которой органы верховной государственной власти формируются на основе принципов выборности, срочности, и сменяемости. Такие органы избираются населением, избираются они на определенный срок, по истечению срока происходят новые выборы и смена состава.

В современном мире Республиканская форма правления является самой распространенной и 4/5 государств в мире – республики.

В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и контроля за деятельностью этих органов Республики подразделяются:

1. Президентские.

2. Парламентарные.

3. Смешанные.

Президентская республика – здесь президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Именно исполнительной власти, а не правительства. В классической президентской республики орган правительство отсутствует, функции правительства осуществляет администрация президента (США). Здесь народ выбирает и президента и парламент. Правительство формируется президентом независимо от партийного состава парламента. При такой форме правления в наиболее жесткой и последовательной форме реализуется принцип разделения властей, действует жесткая система противовесов. При этой форме правления президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов принимаемых парламентом, но он не может распустить парламент, в тоже время парламент при такой форме правления, в соответствии с определённой жёсткой процедурой может отрешить президента от должности посредством осуществления процедуры импичмента.

Кроме США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.

Парламентарная республика– такая республиканская форма правления при которой правительство формируется парламентом и в своей деятельности правительство подотчётно и подконтрольно парламенту. Здесь народ избирает только один орган государственной власти, а именно парламент. Пост президента может быть предусмотрен, а может быть и не предусмотрен конституцией. Если пост президента конституцией не предусмотрен, то функции главы государства будет осуществлять глава правительства. Если пост президента предусмотрен, но по правилу президент избирается не народом, а парламентом, либо специальной расширенной парламентской комиссией. Правительство при такой форме правления формируется президентом по поручению парламента и главой правительства будет лидер парламентского большинства.

При такой форме правления президент осуществляет в основном представительские полномочия. При такой форме правления у президента есть право роспуска нижней палаты парламента, либо парламента в целом, если парламент является однопалатным. Большинство государств с парламентарной формой правления находятся в Европе (Италия, ФРГ, Австрия).

П а р ф ё н о в:

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним.

2) Президент – глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов).

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика(Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента).

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) Главой исполнительной власти является Премьер-министр.

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

- соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему;

- ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

- сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью;

- создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

- отрицание идеи разделения властей.

Три разновидности социалистической республиканской формы правления:

1. Парижская коммуна

2. Советская республика

3. Народно-демократическая республика.

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1) Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2) Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3) В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.

4) Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.

Наши рекомендации