Политические воззрения Платона
Платон (427-347 гг. до н. э.) происходил из семьи афинской землевладельческой
знати, получил хорошее образование, много путешествовал, затем создал свою
философскую школу в Афинах, с которой были связаны последние 20 лет его
жизни. Платона считают “отцом” политической науки. Его воззрения существенно
менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних его работах “Апология
Сократа”, “Протагор”, “Критон” доминируют взгляды и метод Сократа —
рационализм, то в более поздних —“Государство”, ”Политика”, ”Парменид”,
Законы” прослеживаются религиозно- мифологические мотивы. Главным в учении
Платона является его воззрение о двух мирах — мире идей и мире явлений. Мир
идей это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменческого
человеческого мира, мир явлений — это нечто мнимое, подвижное, искаженная
копия мира идей.
Политические идеи Платона:
· государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
· залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
· управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
· сословие стражей должно защищать государство;
· землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
· переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Аристотель, ученик и критик Платона:
· выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
· назвал человека политическим существом;
· классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
· выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;
· залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
· высказывал идею верховенства закона.
5.Политические учения средневековья и Возрождения (Августин, Фома Аквинский, Н.Макиавелли)
В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.
Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.
Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:
- создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
- распад их на раздробленные политические образования;
- расцвет сословно-представительных монархий.
Особенности политических учений этого этапа:
- безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
- политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
- социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
- обоснование теологической теории политической власти.
Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.
Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.
Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:
- освобождение политической науки от теологии;
- развитие гуманистических начал в политической теории;
- анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:
- дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
- впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
- считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
- подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
- утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы
6. Государство в теориях классиков немецкой философии (Кант, Гегель).