Максимальная степень неупорядоченности - состояние хаоса или социальной катастрофы.

Чертами неупорядоченности являются:

• экономический кризис, выражающийся в спаде производства, расстройстве финансовой системы, развале хозяйственных связей, резком падении жизненного уровня населения;

• паралич властных структур, когда действия различных ветвей власти противоречат друг другу, решения органов власти не выполняются, господствующей формой поведения людей становится политический нигилизм;

• потеря безопасности, характеризующаяся ростом преступности, аварий, массовыми беспорядками;

• заметное разрушение инфраструктуры: жилья, транспорта, энергии, связи, учреждений образования, медицины, науки, культуры.

В условиях неупорядоченности наиболее приемлемым средством противодействия негативным тенденциям начинает рассматриватьсянасилие, которое свидетельствует о потере политической системой своих регулирующих возможностей.

Политическая элита.

Теории элит.

Маккиавеллистская школа (Г.Моска, В.Парето). Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет). Понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кто оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

Леволиберальные концепции (Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.

Политическая элита - это определенная группа, слой общества, кто концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.

По объему властных функций элиты различают на:

- высшую (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий),

- среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т. д.)

- административную (высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления).

Функции политической элиты.

На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур.

Властвующая элита: понятие и структура.

Кроме политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.

Экономическая элита - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников.

Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, кто выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима.

Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

Политическое лидерство.

Политический лидер - это не просто человек, кто руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов.

С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”. Это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды.

Факторы, определяющие характер политического лидерства.

Политическое лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта являются определяющими. Это:

- личностные черты лидеров;

- инструменты осуществления ими власти;

- ситуация, с которой сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности.

Типология политических лидеров.Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этим выделяют три типа политических лидеров: консерваторы; реформаторы; революционеры.

Еще одним критерием является легитимность власти. В связи с этим выделяют три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона, харизматическое лидерство.

Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.

Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать:

- аналитическая функция, или функция постановки диагноза;

- функция разработки программы действий;

- функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.

Современные тенденции в развитии политического лидерства.

Первая тенденция - резкое возрастание ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют.

Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров.

Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах.

Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев.

Пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера.

Современные теории политического лидерства.

Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Он лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером.

Ситуационная концепция. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть, как поведение лидера, который вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера - результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может использовать.

СМИ в политической системе общества

Важнейшим институтом политической системы являются средства массовой информации (СМИ), которые в последнее время все чаще именуют "четвертой властью", средствами массовых коммуникаций (СМК) или масс-медиа.

СМИ представляют собойучреждения, создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специальных технических средств различной информации для широких слоев народа.

К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино -, звуко -, видеозаписи. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, прежде всего телевидение (сегодня практически каждая семья располагает телевизором).

Наиболее мощное воздействие телевидения объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее ТВ свойство, называемое "визуальным давлением", т.е. зрительным образом информации. Поскольку научная и другая серьезная информация плохо совместима с экранным изображением, то она остается для печатных коммуникационных средств и радио. Общая тенденция современного мира - растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Так, например, в Германии граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телевидения, чем на чтение газет. В Пермском крае от 60 до 90% свободного времени взрослые люди проводят у телевизора. Телевидение лидирует среди других СМИ и по силе убеждающего воздействия, доверия граждан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному ("лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать").

Какова роль СМИ в политической системе и в жизни общества? Функции СМИ разнообразны. Но важнейшей из них являетсяинформационная. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

В цивилизованном мире признается, что если эти требования не выполняются, то налицо - сознательная попытка СМИ навязать общественному сознанию исключительно свое видение событий. Такой тип освещения именуется информационным тоталитаризмом.

К другим функциям СМИ относятся:

• образовательная, которая проявляется в сообщении людямзнаний,позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно (или ложно) ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации;

•социализации, связанная с усвоением людьми политических и социальных норм, ценностей, образов поведения, форм и методов разрешения конфликтов.

• критики и контроля, которые основываются на авторитете общественного мнения.

• мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или к бездействию), в их вовлечении в политику.

Также к функциям СМИ относятсяинновационная, оперативная, формирования общественного мнения.

Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет возможность использования СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане в корыстных целях.

Основой для манипулирования служатмифы. В США, по мнению американского профессора-либерала Г.Шиллера, для утверждения господства правящей элиты используются пять основных мифов:

- об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;

- об объективности действий важнейших политических институтов: Конгресса, суда, президента, СМИ;

- о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к потребительству и накопительству;

- об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и унижения;

- о плюрализме СМИ, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями и правительством'.

В ходе политологических исследований выявлен богатый арсенал способов манипулирования в СМИ. К ним относятся не только подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие способы: полуправда (когда освещаются малозначительные детали события, но умалчивается об основном их содержании или дается ложная интерпретация событий); наклеивание ярлыков ("фашист", "красно-коричневый", "националист", "совок", "демагог" и т.д.); лингвистическое, языковое манипулирование (человека, ведущего вооруженную борьбу за национальную независимость в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, боевиком, террористом); применение"спирали умолчания" (с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие подтасованные факты убедить людей в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, ее победе) и др.

Для российского ТВ 90-х гг. характерным средством манипулирования была также кампания по созданию абсолютно чуждой языковой среды, своего рода "операция вытеснения" русского языка американизированным сленгом, о чем свидетельствуют хотя бы названия телепередач и рубрик: "Бизнес-класс", "Бридж", "Евромикс", "Уик-энд для подростков", "Мегаполис", "Фел... Нэт", "Терминал" и т.д. - более 30 названий.

Особо велика роль СМИ в переходные периоды, когда без их активной деятельности невозможно добиться массовой поддержки политики социальных и политических преобразований.

Наши рекомендации