Понятие и основные черты системы права. Отрасль права. Правовой институт
Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Система права характеризуется следующими чертами:
а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;
б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты нрава;
в) объективностью строения;
г) иерархичностью;
д) непротиворечивостью.
Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государством с помощью права, единой волей государства, выраженной в праве.
Единство и целостность праву как системе придают сис-темообразующие связи различного характера. Это прежде всего связи генетические (связи происхождения).
Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-экономических отношений. Единство праву придает единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему основополагающих ценностей, признанных в обществе, которые призваны подтверждать и охранять право. Эти основные ценности находят выражение в праве в виде прин-
ципов (основных идей), на которых строится вся система права и которые в определенной мере цементируют право как нечто единое и целое.
Функциональные связи норм права —- это другой вид сис-темообразующих связей, выражающих единство права. Право — это сложная функциональная система. Отдельные нормы играют разную роль в правовом регулировании. Между ними имеется предметная и функциональная специализация (разделение труда). Специализация в свою очередь необходимо предполагает наличие между ними связей взаимодействия.
Здесь мы наблюдаем прежде всего связи субординации (иерархические), связи формальной субординации, подчинения одних норм другим, иерархически высшим; связи норм права и основополагающих принципов права как связи содержательного характера, содержательную подчиненность норм принципам; охранительные связи, вытекающие из различия регулятивной и охранительной функций права.
Нормы регулятивные, осуществляющие позитивное регулирование, поддерживаются, охраняются от нарушений нормами охранительными, составляющими отдельные охранительные отрасли (уголовное право) или охранительные институты внутри отдельных отраслей права (например, институт ответственности в отрасли гражданского права).
Процессуальные нормы есть форма жизни, действия, реализации норм материальных отраслей права. Один и тот же дух пронизывает материальные и процессуальные нормы права, т. е. наблюдаются связи материальных и процессуальных отраслей, институтов.
Связи управления определяются тем, что вправе заложен своеобразный механизм саморегулирования в виде коллизионных норм, призванных сделать право непротиворечивым, согласованным, разрешать коллизии, противоречия норм права, проистекающие из сложности процесса правотворче-ства.
Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.
Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.
Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.
Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следовательно, отрасль права — часть системы права, а правовой институт — часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт — определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимостном выражении (род отношений), а такие институты гражданского права, как подряд, наследственное право и др., регулируют лишь определенную часть имущественных отношений. Институт подряда объединяет все нормы, регулирующие вид имущественных отношений, которые Вытекают из договора подряда, а институт наследственного права — вид имущественных отношений, вытекающих из права наследования.
16.2. Основания разграничения норм права поотраслям
В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обусловливает различие норм права и группирование их по отраслям. Каждой отрасли соответствует определенная часть каче-
ственно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового нрава являются трудовые отношения, административного права — отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и т. д.
Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли права, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль- Если учитывать несущественные, например технические, признаки общественных отношений, то на этой основе можно создать неопределенное число отраслей.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения. Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Многообразие методов правового регулирования проявляется главным образом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юридических последствий (санкций), способе защиты прав.
Наиболее ярко выражено различие методов в отраслях гражданского и административного права- Гражданское право характеризуется методом автономии. Субъекты гражданского права выступают как равноправные, независимые друг от друга участники отношений. Административному праву присущ «авторитарный» метод, метод властвования. Субъекты административного правового отношения, как правило, неравноправны: один из них всегда выступает в качестве носителя власти, предписывающего другому субъекту определенный образ действий в рамках, установленных законом.
Метод правового регулирования проявляется также в характере оснований возникновения и движения правоотношений, т. е. в характере юридических фактов (отраслям админи
стративного, финансового права в качестве таких оснований свойственны властные акты государственных органов, гражданскому праву— сделки, договоры и т.д.); юридических санкций (для гражданского права специфичны пени, неустойки, возмещение причиненного ущерба и т. д., для уголовного — лишение свободы, конфискация имущества, ссылка и т. д.); форм юридической защиты субъективных прав (основной формой защиты гражданских субъективных прав является судсимаи vi арбйТр^^й^, ДЛ^ ТрУлС^иГС ираБа ~ с участием профсоюзов и судебная, финансового права — административная и судебная и т. д.).
Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы пра-на на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами гражданского, административного права, но осуществляется это регулирование разными методами.
В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования, ибо отдельные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «ав-юритарный» (властный) метод присущ не только административному праву, но также финансовому, земельному и в определенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значительной мере зависим, произведен от предмета регулирования.
Отрасли российского права
В систему российского права входят следующие отрасли:
конституционное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправи-гельно-трудовое, уголовно-процессуальное, граждан с ко-процессуальное право и др. Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные — материальными отраслями.
Конституционное право — ведущая отрасль права. Она представляет собой совокупность норм, которые закрепляют общественные отношения, составляющие основу общественно-государственного строя. В нормах конституционного права закрепляются права и свободы граждан, экономическая основа общества (плюрализм форм собственности), система органов государственной власти, порядок их формирования и т. д.^Нормы .конституционного права содержатся в конституциях и лоугих законах (например, в законах об ""с^ОвдО-ченном о правах человека, о конституционном суде и др.).
'„. Административное право — совокупность норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещение-здравоохранения, культуры и т. д.
^•В административное право входят такие институты, как институт государственной службы, административной ответственности, контроля^ (ведомственного, различных инспекцией т.д.).
Источниками административного права являются Основы ' административного законодательства, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, правительств республик, уставы, положения, приказы и инструк-ци^ министерств и ведомств и др,^
^Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строительство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др^-4
К источникам гражданского права относятся: Основы гражданского законодательства, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы о собственности, о предприятиях и т.д.
\Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения гражданских трудовых и иных споров судами. Оно регламентирует порядок установления подсудности дел, предъявления исковых заявлений, судебного разбирательства, вынесения решений, их обжалования и исполнения, определяет приза и обязанности участников процесса; суда, прокурора, истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, регламенты пует деятельность нотариальных и арбитражных органов-
Источниками граждане ко-процессуального права являются Основы гражданско" процессуального законодательства, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон о нотариате и др.
.' Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, которые возникают в процессе расследования и судебного разбирательства дел, связанных с преступлениями. Нормы данной отрасли права определяют порядок и условия возбуждения и прекращения уголовных дел, сбора доказательств (допроса свидетелей, изъятия документов, проведения экспертиз и т. д.), предъявления обвинения, избрания меры пресечения, передачи дела в суд, порядок судебного разбирательства, обжалования, регламентируют права и обязанности участников процесса: суда, обвинителя, защитников, обвиняемого, потерпевшего, эксперта, свидетеля и т. д.
• -Особой отраслью права является международное право, которое представляет совокупность норм, регулирующих отношения между государствами- Оно не входит в систему права ни одного государства. Источниками международного права являются международные договоры, соглашения, конвенции, •заключаемые государствами между собой, а также уставы международных организаций. Соблюдение норм международного права обеспечивается государствами — участниками международно-правовых отношений.
Этот перечень отраслей права, безусловно, не является исчерпывающим.
16.4. Частное и публичное право
Традиция деления права на частное и публичное восходит к римскому праву- Римский юрист Ульпиан писал: «Публичное право — то, которое относится к положению Римско-
го государства, частное относится к пользе отдельных лиц:
существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении (см.: Дигесты Юстиниана. Кн. 1, титул 1). Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное— общие, общегосударственные (публичные) интересы. Важным является и. то, что защита интересов в частном праве осуществляется по инициативе самих заинтересованных ЛйЦ, С. ПубЛичпО;,;
праве — по обязательному предписанию закона должностными лицами. Публичное право есть сфера власти и подчинения, частное право — сфера свободы и частной инициативы.
В сферу действия частного права входят отношения частной собственности, обязательственные отношения, отношения, вытекающие из договоров, наследственные и др. К отраслям, институтам частного права обычно относят гражданское, семейное, наследственное и др.
Следует отметить, что советская юридическая наука не признавала деление советского права на частное и публичное. Основными мотивами отрицания такого деления было, во-первых, то, что частное право в своей основе имеет частную собственность. Коль скоро таковая отсутствует, то отсутствует и частное право. Во-вторых, ссылались на записку В, И. Ленина к наркому юстиции Д. И. Курскому в связи с составлением гражданского кодекса, в которой было сказано, что советская власть ничего частного в области хозяйства не признает, все здесь является публично-правовым.
Небезынтересно по этому поводу высказывание видного дореволюционного русского юриста И. А. Покровского, ко-торьш-утверХдал, что социализм в области права равнозначен публично-правовому началу и поэтому исключает возможность существования частного права. Однако не все социалисты отрицали частное право. Так, К. Каутский считал допустимой при социализме частную собственность на жилье, мастерские и т. п. и признавал деление права на частное и публичное.
В наше время создания рыночной экономики, допущения частной собственности признается существование частного права. Можно сказать, что идет формирование этого права.
Отметим, что деление права на частное и публичное характерно для систем права, входящих в семью романо-гер-
манских правовых систем. Англосаксонское право такого де-исния не знает. Здесь все право является публичным. Не знает деления права на частное и публичное мусульманское право.
Деление права на частное и публичное отрицал и французский конституционалист Леон Дюги, основатель солида-ристской теории права. С его точки зрения, нет права частной собственности, собственность есть социальная функция. Той же позиции придерживается и нормативист Г. Кельзон.
Многие представители других школ и направлений европейской юридической мысли также не признавали такого деления, считая, что это не более, чем дань традиции, поддерживаемой университетами.
Существуют разные подходы к делению права на частное и публичное. Одни за основу деления берут материальный признак (чьи интересы, чью пользу выражает соответствующая часть права). Публичное право служит государственным, публичным интересам, частное — отдельным лицам. Однако против этого приводились определенные аргументы, утверж-цалось, что общие интересы — это совокупность частных ин-юресов, защищая частные интересы, право защищает и общие, и наоборот.
Недостаток деления права на частное и публичное по ма-юриальному признаку (цели, польза, интересы) пыталась устранить теория способов охраны интересов (юридический признак). В области частного права защита интересов осуществляется по инициативе самого интересанта (управомо-•юнного), а в области публичного права — по инициативе публичной власти. Но и эта теория имеет свои недостатки. К какому праву, например, относить иски прокурора в интересах отдельных лиц? В результате возникает комбинированная теория (Тон, Иеринг), которая учитывает и характер ин-юреса, и способы его защиты.
М. М. Агарков считает, что делению на частное и пуб-ничное право подлежат не отрасли и институты, а субъективные права. И в этом есть, несомненно, рациональное зерно. Например, гражданское право традиционно относится к ча-( гному праву, но оказывается, что в ГК РФ преимущественно издержатся императивные нормы, характерные для публичного права, диспозитивных же норм меньшинство.
Можно отметить, что проблема деления права на частное и публичное нуждается в дальнейшем исследовании. Это тем
более важно, что в современных условиях мы наблюдаем так называемую публицизацию частного права, которая проявляется в том, что в сферу частного права вторгаются элементы публично-правового регулирования. Заметим в связи с этим, что в России мы наблюдаем противоположную тенденцию — «приватизацию» публичного права, вызванную переходом к рыночной экономике. Здесь важно не допустить как излишнюю публицизацию, так и «приватизацию» права.
Публицизация частного права была вызвана интервенцией государства в экономические и социальные отношения с целью защиты общих интересов, а также защиты интересов слабых субъектов рыночной экономики (рабочего — от работодателя, потребителя — от производителя и торговца). Заметим, что, например, трудовое право отпочковалось от гражданского права в результате публицизации той части гражданского права, которая распространялась на трудовые отношения. И это было сделано в интересах субъектов, продающих свою рабочую силу. Возникновение института прав потребителя также было вызвано необходимостью защиты слабой стороны рыночных отношений — потребителя.
Частноправовое регулирование характеризуется следующими принципами:
— признание и защита частной собственности;
— независимость, автономность субъектов частного права;
— равенство субъектов частного права;
— свобода договоров.
Именно в эти моменты частноправового регулирования вторгаются публично-правовые методы, что выражается в определенном ограничении права частной собственности, ограничении свободы договоров, постановке в привилегированное положение слабых субъектов рыночных отношений. Например, существенно ограничивается свобода распоряжения земельной собственностью, в особенности сельскохозяйственного назначения, государство иногда регламентирует тарифы и цены монополий, в особенности естественных, предписывает определенные требования к качеству продукции, устанавливает офаничения в целях экологической безопасности и т. д.
Публицизация частного права, вторжение публично-правовых начал в сферу рыночных отношений в конечном счете
преследует цель защиты интересов всего общества: ограничить рыночную стихию и тот беспредел, который может исхо-шть от сильных субъектов экономики. В современных усло-пиях предпочтительной является социально ориентированная, регулируемая рыночная экономика. Такая экономика не-позможна без вторжения в рыночные отношения публично-правовых начал.
Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что здесь необходима золотая середина— оптимальное соотношение частноправовых и публично-правовых начал. Излишняя публи-цизация сковывает инициативу субъектов рыночной экономики, а ее отсутствие ведет к хаосу, к непредвиденной стихии.