Конституционный принцип разделения государственной власти

Важной составляющей правового демократического го­сударства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские тео­ретики государства и права: Марсилий Падуанский (XIV век), Джон Локк (XVII век), Шарль-Луи Монтескье (XVIII век). В настоящее время принцип разделения властей зак­реплен в большинстве конституций демократических го­сударств.

Разделение властей— это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функ­ционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законо­дательная, исполнительная, судебная. Некоторые теорети­ки государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муни­ципальную, избирательную власти.

Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допу­стить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить воз­можность злоупотребления властью.

конституционный принцип разделения государственной власти - student2.ru конституционный принцип разделения государственной власти - student2.ru Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Консти­туции Украины, которая гласит: «Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осу. ществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Ук­раины».

Таким образом, закрепляется не только самостоятель­ность и независимость властей, но и их строгое подчине­ние Конституции и законам Украины.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Укра!-ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О языках в Украинской ССР: Закон УССР от 28 октября 1989 г.// Ведомости Верховного Совета УССР. — 1989. — При­ложение к № 45. — Ст.631.

Декларащя про державний суверештет Украши: Схвалена Верховною Радою УРСР 16 липня 1990 р.// Закони Украши. — К.,1996. — Т.1. —С.5-9.

Акт провозглашения независимости Украины, 24 августа 1991 г.// BiflOMOCTi Верховно1 Ради Украши. — 1991. — № 38. — Ст.502.

Декларация прав национальностей Украины: Одобрена Вер­ховной Радой Украины 1 ноября 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1991. — № 53. — Ст.799.

О национальных меньшинствах в Украине: Закон Украины от 25 июня 1992 г.// BiflOMOCTi Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 36. — Ст.529.

Глава 4.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

4.1. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ЛИЧНОСТЬ», «ГРАЖДАНИН»

Зачастую, в обыденной речи понятия «человек», «лич­ность», «гражданин» употребляются как равнозначные по­нятия. И это не случайно, ведь характеристики «личность» и «гражданин» применимы только к человеку. В юриди­ческом языке все эти термины употребляются в разных значениях.

Понятие «человек»означает, прежде всего, биологи­ческую характеристику субъекта. Человек — это жи­вое существо, обладающее даром мышления и речи, спо­собностью к труду. Современное право, как международ­ное, так и национальное право Украины, исходит из принципа равноправия всех живущих на Земле людей. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопас­ность, стремление к счастью, на сопротивление угнетению.

Понятие «личность»употребляется в смысле социаль­ной характеристики субъекта. Личность — это индивиду­ально определенная совокупность социально значимых свойств человека. Человек становится личностью под воз­действием общества.

Законодательно установленные права, свободы и обя­занности личности составляют ее правовой статус.

Понятие «гражданин»употребляется по отношению к человеку, обладающему правовой связью с каким-либо го­сударством (в монархических государствах этому поня­тию соответствует термин «подданный»).

Находящиеся на территории Украины люди по своему правовому статусу принадлежат к одной из трех катего­рий: граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства (апатриды).

Гражданство Украины предполагает устойчивую пра­вовую связь личности и государства, порождающую их вза­имные права и обязанности.

Иностранные граждане или подданные обладают та­кой правовой связью с иностранным государством, апат-

риды не связаны правовыми узами ни с одним государ­ством.

Наши рекомендации