Конституционный принцип разделения государственной власти
Важной составляющей правового демократического государства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские теоретики государства и права: Марсилий Падуанский (XIV век), Джон Локк (XVII век), Шарль-Луи Монтескье (XVIII век). В настоящее время принцип разделения властей закреплен в большинстве конституций демократических государств.
Разделение властей— это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Некоторые теоретики государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муниципальную, избирательную власти.
Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Конституции Украины, которая гласит: «Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осу. ществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины».
Таким образом, закрепляется не только самостоятельность и независимость властей, но и их строгое подчинение Конституции и законам Украины.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Укра!-ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О языках в Украинской ССР: Закон УССР от 28 октября 1989 г.// Ведомости Верховного Совета УССР. — 1989. — Приложение к № 45. — Ст.631.
Декларащя про державний суверештет Украши: Схвалена Верховною Радою УРСР 16 липня 1990 р.// Закони Украши. — К.,1996. — Т.1. —С.5-9.
Акт провозглашения независимости Украины, 24 августа 1991 г.// BiflOMOCTi Верховно1 Ради Украши. — 1991. — № 38. — Ст.502.
Декларация прав национальностей Украины: Одобрена Верховной Радой Украины 1 ноября 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1991. — № 53. — Ст.799.
О национальных меньшинствах в Украине: Закон Украины от 25 июня 1992 г.// BiflOMOCTi Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 36. — Ст.529.
Глава 4.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
4.1. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ЛИЧНОСТЬ», «ГРАЖДАНИН»
Зачастую, в обыденной речи понятия «человек», «личность», «гражданин» употребляются как равнозначные понятия. И это не случайно, ведь характеристики «личность» и «гражданин» применимы только к человеку. В юридическом языке все эти термины употребляются в разных значениях.
Понятие «человек»означает, прежде всего, биологическую характеристику субъекта. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью к труду. Современное право, как международное, так и национальное право Украины, исходит из принципа равноправия всех живущих на Земле людей. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность, стремление к счастью, на сопротивление угнетению.
Понятие «личность»употребляется в смысле социальной характеристики субъекта. Личность — это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека. Человек становится личностью под воздействием общества.
Законодательно установленные права, свободы и обязанности личности составляют ее правовой статус.
Понятие «гражданин»употребляется по отношению к человеку, обладающему правовой связью с каким-либо государством (в монархических государствах этому понятию соответствует термин «подданный»).
Находящиеся на территории Украины люди по своему правовому статусу принадлежат к одной из трех категорий: граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства (апатриды).
Гражданство Украины предполагает устойчивую правовую связь личности и государства, порождающую их взаимные права и обязанности.
Иностранные граждане или подданные обладают такой правовой связью с иностранным государством, апат-
риды не связаны правовыми узами ни с одним государством.