Государственная кадровая политика в системе государственного управления
Современный этап российской истории, годы реформ, показал, что вновь возросла значимость целенаправленной государственной кадровой политики. Без нее оказывается неэффективной или даже проваленной система действий по экономическим, социальным, оборонным и иным крупномасштабным реорганизациям. В числе первоочередных мер по усилению государства высшее руководство России видит «...перестройку государственной кадровой политики на основе принципа отбора лучших специалистов»[9]. Однако прежде чем что-то перестраивать, нужно четко представлять, что хочешь построить. Поэтому очень важно понимать существо и основные детерминанты государственной кадровой политики.
Понятие «кадровая политика» используется в теории организации и управления и, прежде всего в тех ее разделах, которые изучают управление персоналом, человеческие ресурсы.
Кадровую политику выстраивает любая крупная организация: частная компания, фирма, государственное предприятие, система государственной службы. Специалисты по кадровой политике трактуют эту деятельность достаточно различно. Например, И. Хентце полагает, что «формулирование кадровой политики можно понимать как процесс принятия решения... Принятие этик кадрово-политических решений происходит при этом в рамках политического процесса. Носителями этих процессов являются головные группы, которые уполномочены принимать обязательные для исполнения кадрово-политические решения»[10]. Несколько иная трактовка кадровой политики интерпретирует ее как «систему правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации)»[11].
На основе этих определений кадровая политика может трактоваться и как кадровая стратегия определенной организации, и как определенная идеология человеческих ресурсов, работы с персоналом. Что касается государственной кадровой политики (ГКП), то она охватывает всю систему перспективной и скоординированной работы с кадрами. Или, как более точно определяют это направление государственной деятельности авторы учебника по ГКП, подготовленного РАГС, «... это выражающая волю народа стратегия формирования и рационального использования трудовых ресурсов страны, это система официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений»[12]. Здесь, как видим, понимание ГКП увязывается даже не с целями и перспективами государственной и муниципальной службы и ее персонала. Задача ставится значительно масштабнее. Речь идет об общенациональной стратегии развития человеческого потенциала и ее обеспечения средствами государственного воздействия (непосредственного и косвенного). Мы в целом разделяем такой подход. Однако в нашем понимании ГKП есть несколько нюансов концептуального плана, на которых следует задержать внимание[13].
Прежде всего, государственная кадровая политика понимается не только как общенациональная стратегия развития совокупного кадрового потенциала, но и как одно из направлений реализации государственной политики. Кадровая политика занимает равноправное место в ряду с экономической, социальной, военной (оборонной), культурной, образовательной, информационной, правовой, экологической, молодежной, внешней политикой. Без сопоставления ГКП с другими отраслевыми направлениями политики государства достаточно сложно определить ее содержание, направленность, этапность, приоритеты. Точно так же остальные направления политики вряд ли могут быть эффективно реализованы вне взаимодействия с кадровой политикой и без соответствующего целенаправленного кадрового обеспечения. Поэтому любые меры, связанные с разработкой ГKП, как то: подготовка концепции, программы, организация реализации - должны вписываться в данный контекст. В развитых странах государственная отраслевой поровая политика стали ведущим направлением отраслевой политики: «Совокупные инвестиции в человеческий капитал уже давно намного превосходят капитальные вложения в средства производства»[14]. К сожалению, Россия в этом плане за свои позиции. И то последние десять лет значительно сдала решающее звено, которое позволит нам сделать рывок вперед, - это интенсификация ГКП.
ГКП структурируется в рамках уровней и основных ветвей государственного управления. В этом плане необходимо выделить федеральный, региональный и местный ее уровни[15].
Что касается реальной практики, то меры государственной кадровой политики достаточно четко делятся на несколько основных контуров, в зависимости от активности участия в них государственных и местных органов управления.
Первый контур - обеспечение занятости и деловой карьеры всех профессионально подготовленных работников и специалистов.
Практически в этом контуре с точки зрения содержательного понимания кадровой политики, как организуемого процесса по рациональному использованию профессионального потенциала, в настоящее время не только мало что делается, но и производятся действия, которые с точки зрения здравого смысла иррациональны.
Например, в стране продолжает функционировать производства-специалистов со средним специальным и высшим образованием, молодых ученых, мощности, которой во много раз превышают потребности современной экономики. Огромные средства вкладываются в подготовку специалистов, которые заведомо не будут использоваться по их специальности в перспективе нескольких лет, а в последующем потребуется их переподготовка. Это подтверждается реальными фактами. Например, по данным ООН в настоящее время в России по специальности устраивается лишь 18% выпускников вузов. При этом данный процент за последние 6 лет упал почти вдвое. По техническим специальностям он ныне - менее 10%, по гуманитарным и педагогическим - около 23%, по сельскохозяйственным - порядка 59%[16]. Социологические исследования показывают, что даже трудоустроившиеся и проработавшие на производстве от одного до трех лет выпускники в среднем один раз успевают поменять работу[17]. В целом ситуация сложилась по типу: «вузы сами по себе, а производство само по себе». Эти и многие другие симптомы заставляют думать о том, что система профессиональной подготовки специалистов выполняет и на ближнюю и среднюю перспективу не функции основного механизма государственной кадровой политики, а совершенно другую миссию. Ее можно определить как миссию социальной амортизации, социального сдерживания или как-то иначе. Но суть заключается в том, чтобы, с одной стороны, уйти от проблем роста безработицы в молодежной среде и сдержать накопление протестного потенциала, а с другой - социализировать, окультурить значительную часть молодежи, что также будет способствовать разрушению конфликтной энергии. B сегодняшних условиях затраты на создание и поддержание студенческих и ученических мест на порядок меньше затрат на создание рабочих мест. Однако это палка о двух концах, поскольку создает «отложенный» протестный потенциал и нерационально использует значительные в государственном масштабе ресурсы. Снижать же существенно образовательный потенциал страны весьма рискованно, поскольку восстанавливается он значительно медленнее, нежели производственный.
Серьезных вариантов решения проблемы пока нет еще и потому, что она в таком рационально-системном ракурсе просто не обсуждается.
Второй контур государственной кадровой политики ориентирован на специалистов бюджетной сферы. С точки зрения принципов кадровой политики мы здесь сталкиваемся с более устойчивыми реалиями. Здесь можно диагностировать и планировать ситуации с занятостью на перспективу. Однако основной механизм, ее дестабилизирующий, связан с уровнем оплаты труда. Он за постсоветский период в реальном наполнении снизился в несколько раз, что, естественно, вынудило значительную часть кадровых работников искать совместительство и сокращать возможности для трудоустройства молодых специалистов. Это также способствовало замедлению темпов профессиональной амортизации во многих отраслях, росту среднего возраста специалистов.
«Расшивка» проблем на данном уровне в существенной мере относится к компетенции федеральных органов власти и структур стратегического планирования. На региональном же уровне мы сталкиваемся с проблемой значительного роста кадровых диспропорций между крупными и средними городами, как центрами подготовки кадров, и малыми городами и сельскими поселениями, где не создаются новые рабочие места или они значительно хуже оплачиваются. С другой стороны, сокращающиеся межрегиональные экономические, транспортные, культурные и иные связи приводят к постепенному превращению региональных центров подготовки кадров в местные и к потребностям развития дополнительных направлений специальной подготовки в условиях, где практически нет кадровой и материально-технической базы. Особенно это касается экономических, управленческих и юридических специальностей.
B данном контуре также заложено противоречие между общегосударственным и региональным развитием. Основной вектор развития направлен на регионализацию, продолжающееся обособление территорий проживания и сокращение возможностей для миграции трудовой силы. Все это препятствует становлению профессионального рынка труда даже в бюджетном секторе.
Третий и четвертый контуры государственной кадровой политики включают в себя работу с государственными и муниципальными служащими и элитным (руководящим) их составом. B этик контурах осуществляются осмысленные кадровые мероприятия, хотя и проблем немало. Однако эти секторы наиболее организованы и поддаются анализу и регулированию с точки зрения механизмов кадровой политики[18].
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что приоритетное место в ГКП занимает кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления: насыщение структур исполнительной, законодательной и судебной власти профессионально подготовленными, ответственными кадрами, обладающими высоконравственными качествами и чувством гражданского долга.
Особого внимания требует деятельность по формированию политико-административного элитного слоя и его резерва. Данному направлению уделялось определенное внимание во все периоды отечественной истории, хотя при внимательном анализе заметны и значительные сбои в решении данной проблемы, порождавшие временами острый дефицит профессионально подготовленных и имеющих значительный опыт и творческий потенциал политиков, руководителей государственного уровня. На наш взгляд, по-прежнему актуальна мысль крупнейшего российского историка и элитолога, академика В.О. Ключевского: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда негодных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много»[19]. Иными словами, в современной России не только остра проблема незначительности и слабости среднего экономического класса, но и среднего кадрового класса. И решаться данная проблема должна прежде всего на региональном и местном уровнях.
Важный момент касается взаимосвязи организационно-управленческого и ценностного ее моментов. На это, к сожалению, в современных монографических работах и учебных пособиях обращается совершенно недостаточное внимание. Чаще всего дело сводится к нравственным основам кадровой политики и кадровой работы[20].
Между тем вопрос стоит значительно шире. Речь идет о ценностной системе, доминирующей в государстве. B таком случае, имея в виду современные политические системы, можно говорить о системе ценностей тоталитарного, авторитарного или демократического государства. Именно эти типы ценностных систем и будут определять тип государственной кадровой политики. Она будет создаваться либо на основе моноидеологических принципов, либо будет ориентирована на ценности политического лидера, находящегося у власти, либо - на рационально-легитимной демократической базе.
Организационно-управленческие основы ГКП будут встраиваться в ту или иную ценностную систему. Иными словами, выстраивая современную государственную кадровую политику, в первую очередь, необходимо проработать ее ценностные основания. Довольно часто они считаются чем-то само собой разумеющимся, а на деле - не проясненными или эклектичными.
Анализируя подходы к современной государственной кадровой политике, мы наблюдаем все возрастающую значимость ее духовно-нравственных, ценностно-правовых, профессионально‑аксиологических и иных требований, относящихся к ее ценностным основам. Сразу подчеркнем нетождественность ценностного и нравственного аспектов кадровой политики. Между тем такое отождествление, достаточно часто встречающееся явление[21]. Конечно, на морально-этических вопросах деятельности служащих, осуществляющих кадровую политику, останавливаются практически во всех развитых странах. Однако значимость ценностных проблем в целом проявляется тем в большей мере, чем в большей мере государство и его институты концентрируют внимание на решении социальных проблем, озабочены вопросами прав и свобод человека.
B современной теории административного управления принято в связи с этим говорить о ценностных и практических элементах управленческой деятельности: «Условно говоря, различие между ценностными и практическими элементами соответствует различию между целями и средствами»[22].
Аналогично современные работы, анализирующие сущность профессионализма и уровни подготовленности к профессиональной деятельности, включая и управленческую, выделяют такие ее составляющие, как мотивационная, целевая, регуляционная, операциональная[23]. Первые три составляющих профессионализма и профессиональной готовности по преимуществу относятся к ценностному аспекту деятельности кадров.
Какова же структура ценностных оснований ГКП? Как эти основания соотносятся с организационно-инструментальными основаниями кадровой стратегии? Является данное соотношение относительно постоянным или содержание ценностных предпосылок и их значимость значительно изменяются со временем? Попытаемся ответить на поставленные вопросы.
Современные представления о государственном управлении и государственной политике, государственной бюрократии во многом проистекают из веберовской методологии. Существо веберовского подхода к пониманию бюрократии, профессионально-политической деятельности состоит, во-первых, в признании приоритетной роли духовно-ценностных факторов в управленческой и иной профессиональной деятельности. Именно изменение ценностных оснований деятельности приводит к изменению и ее организационных и инструментальных начал. Во-вторых, M. Вебер намечает определенную типологию ценностных оснований в системе деятельности, которые могут быть выстроены в типологический ряд, включающих аффективный, ценностно-рациональный, традиционный и целерациональный типы. Основываясь на таком подходе, следует выделить несколько основных типов ценностных оснований, существенно влияющих на построение государственной кадровой политики. Они весьма различаются по механизмам действия и способам реализации. Условно назовем их: автократическим, идеократическим и демократическим типами, понимая, что существуют различные промежуточные и переходные варианты.
Автократический тип обусловливает выстраивание государственной кадровой политики под руководителя (царя, политического лидера, «серого кардинала»). Его авторитет или распорядительные возможности определяют содержание, стратегию основных направлений государственной политики, включая и кадровую. Такой тип исторически зарождается ранее всего. Однако не уходит в прошлое, а продолжает существовать и поныне, хотя и в значительно урезанных формах.
Что касается исторических характеристик авторитарного типа ГКП, то они встречаются в суждениях многих философов, политиков, историков прошлого. Так известный византийский историк XI в. Михаил Пселл утверждал, что «обычно цари предпочитают скорее людей торжественно важных, пусть и менее ловких, нежели нрава гражданского, пусть весьма речистых и образованных»[24]. A в суждениях Филиппа де Коммина (XV в.) обращается внимание на то, что государи «...вверяют власть тем, кто им более приятен - либо потому, что y них подходящий возраст, либо потому, что их взгляды совп иногда они подпадают под влияние тех, кто умело организует их развлечение. К людям же разумным они обращаются только, когда в них появляется нужда»[25]. B любом случае вектор кадровой политики при авторитарной власти или сильном харизматическом лидере во главе государства может существенно смещаться в зависимости от ценностных установок и ориентации руководителя. Естественно, что в условиях идеократического или демократического общества есть пределы такого влияния, и они достаточно, определены. Но и здесь власть авторитета сказывается. Что касается авторитарных режимов, то их изменение, как правило, вносит значительные поправки в кадровую политику и в кадровый состав, в особенности в элитном, управленческом слое. Для российских условий значимость влияния ценностных установок авторитарного правления очень велика: как с точки зрения понимания, диагностирования ее содержания и направленности, так и с точки зрения объяснения ее эффективности. Что касается последнего аспекта, то российский исторический опыт показал немало примеров неудачных попыток влить «новое вино в старые меха» - проводить новую политику с опорой на старые кадры. В условиях авторитарного государства или авторитарного режима кадровый корпус «играет» по правилам лидера, их подбиравшего «под себя». И эти стереотипы крайне сложно переналадить или сломать. Успех Петровских и неуспех Александровских реформ объясняется, прежде всего, тем, что первый сменил кадровый состав номенклатуры, полностью обновил кадровую политику «под себя», а второй - лишь слегка обновил. Безусловно, авторитарная кадровая политика в рамках традиционного общества и традиционных ценностей весьма заметно отличается от современных ее вариантов. Однако стержневые характеристики во многом y них сходны.
При идеократическом типе государства (правления) складывается тип кадровой политики, где приоритетное место занимает и оказывает влияние доминирующая идеология. B соответствии с этим кадры должны быть прежде всего «идейно выдержанными», показавшими в процессе своей социализации и последующей деятельности приверженность властвующим в государстве и обществе идеям и включенным в данную идеологию ценностям. Идократический комплекс может основываться на базе религиозных или светских (гражданских) ценностей. C первой разновидностью мы встречаемся в ряде исламских государств, где ценностную базу кадровой политики составляют религиозные установки и религиозная идеология.
Что касается светского варианта, то его представляло советское социалистическое государство, где кадры оценивались по идейным, деловым и моральным качествам, основу которых составляла коммунистическая идеология. Приоритет в кадровом продвижении, конечно, отдавался идейным качествам.
Современная мемуарная литература наполнена многочисленными примерами того, как в процессе реализации кадровой политики KПСС предпочтения отдавались продвижению правоверных коммунистов, в то же время люди высокопрофессиональные, одаренные, но не имеющие партбилета, могли долгие годы дожидаться своего шанса.
Конечно же, люди приспособленческого склада не могли не воспользоваться таким кадровым механизмом. В результате правящая элита оказалась насыщена середняками-профессионалами с большими способностями к мимикрии и лицедейству. Кадровый механизм системы в итоге сработал против нее.
Что касается кадровой политики в системе демократических ценностей, то ее отличает ориентация на систему гражданских интересов, конкурентный подход, связанный с подбором наиболее профессионально подготовленных и способных специалистов, нацеленность на гуманные критерии и нормы деятельности. В условиях современного демократического общества государственная кадровая политика выстраивается в соответствии с научно‑рациональными подходами и методами организации и принципами демократической культуры. Вместе с тем, поскольку современное мировое сообщество структурировано по государственному принципу, то и демократические ценности сопряжены с целями и ценностями функционирования государства. Однако, по возможности, они не должны противоречить уже общепринятым в мировом сообществе гуманистическим ценностям.