Радищев Александр Николаевич (1749-1802)
– русский писатель, философ. В “Путешествии из Петербурга в Москву” (1790) сочувственно изобразил жизнь крепостных, обличал крепостное право и самодержавие, призывал к расправе над помещиками и цареубийству. Книга была конфискована, оставалась запрещенной в России до 1905 г., распространялась в списках, была издана в Лондоне в Русской вольной типографии А. И. Герцена. Был сослан в Сибирь в 1790 г., возвращен из ссылки Павлом I в 1797 г., с вступлением на престол Александра I получил право проживания в столице. В 1801-1802 гг. участвовал в разработке проектов юридических реформ. В 1802 г. покончил жизнь самоубийством.
Фонвизин Денис Иванович (1745-1792)– выдающийся русский драматург, просветитель. С 1769 г. – секретарь графаН. И. Панина. Создатель русской социальной комедии. Автор комедий “Бригадир” (1770 г.), “Недоросль” (1782 г.).
Александр Филиппович Кокоринов(1726, Тобольск — 1772) — русский архитектор. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств. Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).
Жан Валле́н-Деламо́т — французский архитектор, первый в России профессор архитектуры. Дворец графа К. Г. Разумовского (1762—1766), Дворец графа И. Г. Чернышёва (1762—1768) (см. Мариинский дворец), Здание Академии художеств (1764—1788 совместно с А. Ф. Кокориновым), Здание Вольного экономического общества на углу Невского пр. и Дворцовой площади (1768—1775), Юсуповский дворец на Мойке 1770-е.
Баженов Василий Иванович (1737-1799) – архитектор, один из основоположников русского классицизма. Член Петербургской академии художеств (1765), почетный член Болонской и Флорентийской академий, профессор Римской национальной академии. Создал проект реконструкции Кремля (1773, не осуществлен), построил дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова в Москве (1784-1786), Михайловский замок в Петербурге (достраивал архитектор В. Ф. Бренна)
Казаков Матвей Федорович (1738-1812)– выдающийся русский архитектор, один из основоположников русскогоклассицизма. Ученик Д. В. Ухтомского. Разработал ряд типовых проектов зданий, которые во многом определили облик Москвы на рубеже XVIII-XIX вв. Его основные творения: здание Московского университета, Сенат в Кремле,Голицынская (1-я Градская) больница в Москве, Благородное собрание, дома-усадьбы Демидова, Губина, Петровский дворец в Москве.
Старов Иван Егорович (1745-1808) – архитектор. В начале своей деятельности Старов создал ряд ансамблей в стиле раннего классицизма. С 1774 Старов стал одним из ведущих архитекторов столицы, он работал над реконструкцией Александро-Невской лавры. В 70-80-е Старов создал усадебные ансамбли в окрестностях Петербурга, выработав тип загородной виллы, органично сочетающейся с окружающей природой. Наиболее значительная и лучшая постройка Старова – Таврический дворец в Петербурге.
Новиков Николай Иванович (1744-1818) – русский просветитель, писатель, издатель. Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах. Издавал сатирические журналы “Трутень”, “Живописец”, “Кошелек”. Издал “Древнюю российскую вивлиофику” – собрание источников по древнерусской истории. Выступал против крепостничества, судебного произвола, сословных привилегий. По приказу Екатерины II в 1792 г. заключен в Шлиссельбургскую крепость, освобожден императором Павлом I в 1796 г.
Ползунов Иван Иванович (1728-1766) – изобретатель. Солдатский сын, работал на казенном заводе в Барнауле. Проектировал для заводов машины с водяными двигателями. В 1758 г., будучи в Петербурге, познакомился с моделью паровой машины английского изобретателя Т. Ньюкомена. В 1763 г. усовершенствовал ее и разработал проект универсального парового двигателя – первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. Был пожалован Екатериной II чином инженерного капитан-поручика. Осуществить проект не удалось. В 1765 г. построил первую в России паросиловую установку, проработавшую 43 дня; скончался за неделю до пробного пуска.
Кулибин Иван Петрович (1735-1818) – талантливый механик-самоучка, изобретатель. Усовершенствовал шлифовку оптических стекол, разработал проект и построил модель одноарочного моста через Неву. Создал семафорный телеграф, спроектировал лифт и много других механизмов.
Рокотов Федор Степанович (1735-1808) – живописец. Сын крепостного крестьянина, учился в Академии художеств в Петербурге. Написал портреты великого князя Петра Федоровича, А. Ф. Кокоринова, В.И. Майкова, А.П. Струйской, А.П. Сумарокова.
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) – выдающийся русский живописец. В ранних работах заметно влияние барокко, с 1780-х гг. – классицизма. Портреты Екатерины II (“Екатерина II – законодательница”), П.А. Демидова, Д. Дидро, М.А. Дьяковой, Н.И. Новикова, воспитанниц Смольного института. В поздний период испытал влияние классицизма
Куинджи Архип Иванович (1841-1910). Живописец-пейзажист. Родился в Мариуполе, в семье сапожника-грека. Живописи обучился самостоятельно, а затем в Петербургской Академии художеств. Член Товарищества передвижных выставок.
Создавал пейзажи, рассчитанные на конкретные социальные ассоциации в духе передвижников («Забытая деревня», 1874 г., «Чумацкий тракт», 1873). В зрелых произведениях Куинджи мастерски применял композиционные приемы и световые эффекты («Украинская ночь», 1876 г.; «Березовая роща», 1879 г.; «После грозы», 1879 г.; «Ночь на Днепре», 1880 г.).
Фальконе Этьенн Морис (1714-1791) – французский скульптор. В 1766-1778 гг. жил и работал в России, автор памятника Петру I (“Медный всадник”) в Петербурге.
Шубин Федот Иванович (1740-1805) – выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Сын крестьянина, учился в Академии художеств в Петербурге и за границей. Основные работы: портреты Г.А. Потемкина, Павла I, А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева.
Пе́тер Симо́н Палла́с (1741—1811) — знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник XVIII—XIX веков. Прославился научными экспедициями по территории России во второй половине XVIII века, внёс существенный вклад в мировую и российскую науку — биологию, географию, геологию, филологию и этнографию.
22 декабря 1766 года Петербургская Императорская Академия наук избрала Палласа своим действительным членом и профессором натуральной истории.
Ковалева (Жемчугова) Прасковья Ивановна(1768-1803) – актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким по красоте голосом (лирическое сопрано), драматическим талантом, великолепными сценическими данными и мастерством, Ковалева (по сцене Жемчугова) с начала 1780-х стала первой актрисой шереметевского театра. До 1798 она была крепостной. Ее брак с обер-гофмаршалом Н.П. Шереметевым (1752-1809) был официально оформлен только за два года до ее смерти. Она умерла в 1803, вскоре после рождения сына. В память о ней Н.П. Шереметев построил Странноприимный дом (ныне в этом здании – Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).