Системный принцип организации поведения ведущий фактор организации поведения оценка результата поведения с помощью обратной афферентации
В процессе труда на человека могут воздействовать химические, физические, биологические и психофизиологические вредные производственные факторы. Согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Р 2.2.2006-05), последние называются также факторами производственного процесса (в отличие от факторов производственной среды).
Основной целью физиологических исследований является оценка факторов производственного процесса: тяжести и напряженности труда. Кроме того, они проводятся при определении функциональных сдвигов в органах и системах организма работающих в процессе труда для оценки уровня работоспособности в динамике рабочего дня, степени утомления, а также при разработке рациональных режимов труда и внутрисменного отдыха.
После ознакомления с производственным участком, цехом и получения общих сведений о технологическом процессе подбирается группа работающих для проведения физиологических исследований. Для получения достоверных данных эта группа должна быть достаточной в количественном отношении (10-12 человек). Выбранные лица должны составлять однородную группу испытуемых - быть практически здоровыми, одного пола, иметь стаж работы на данном рабочем месте не менее трех лет. Желательно не включать в группу лиц, которые проработали после отпуска меньше месяца.
Исследования проводятся не менее 2 нед. Если работы осуществляются на открытом воздухе, то исследования необходимо проводить как минимум дважды в год - в теплый и холодный периоды.
Кратность исследований в течение рабочей смены должна соответствовать периодам работоспособности (врабатывание, устойчи-
вая высокая работоспособность, утомление), т.е. изучаемые физиологические функции следует определять не менее пяти раз:
1) в первые 10-30 мин рабочей смены;
2) через 2-3 ч работы;
3) перед обеденным перерывом;
4) через 10-20 мин после него;
5) за 20-30 мин до окончания рабочего дня.
Если же по условиям производства 5-кратные исследования проводить невозможно, то следует ограничиться первыми двумя и последним исследованиями.
Очень важным является правильный выбор методик, используемых для исследований. Если методика исследования связана с отрывом рабочего от трудового процесса, то одновременно следует использовать не более 2-3 методик, причем время, затрачиваемое на каждую из них, не должно превышать 2-3 мин.
Таким образом, одноразовое отвлечение рабочего будет занимать 5-7 мин. Если по условиям исследования нужно применять большее число методик, то можно чередовать их по дням.
При выборе методик исследования той или иной функции организма необходимо руководствоваться определенными требованиями: методики должны быть достаточно информативными, простыми в выполнении, минимально отвлекать исследуемого от работы.
Перед проведением исследований целесообразны инструктаж или тренировка рабочих по тестам с обязательным объяснением им цели и смысла предстоящих наблюдений.
В основном физиологические методики применяются для изучения центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной (внешнее дыхание), нервно-мышечной (двигательного аппарата) систем, а также анализаторов (зрительного, слухового, кожного, обонятель- ного).
Методики, используемые в физиологии труда, могут быть условно разделены на две основные группы:
1) общие, которые можно применять при исследовании любого трудового процесса;
2) специфические, позволяющие выявить особенности влияния на организм определенных видов труда.
При разработке программы физиологических исследований в каждом конкретном случае выбор методик (тестов) определяется наибольшей их адекватностью сдвигам, которые ожидаются в
организме рабочих при выполнении работы. Принято исследовать не менее трех функциональных систем, например центральную нервную, сердечно-сосудистую и нервно-мышечную или сердечнососудистую, дыхательную, функцию анализаторов.
Оценка показателей может проводиться либо по их абсолютным величинам (частота сердечных сокращений, артериальное давление, энерготраты), либо по относительным значениям, выраженным в процентах по отношению к исходному уровню, принятому за 100 (мышечная сила, выносливость, латентные периоды слухо-зрительно-моторных реакций).
Желательно дополнить физиологические исследования социологическими: провести анкетирование среди рабочих с целью выяснения их отношения к работе, существующему режиму труда и внутрисменного отдыха, условиям труда, а также с целью выявления лиц, предъявляющих жалобы на усталость, утомление, плохое самочувствие в период работы и т.д.
Обязательным компонентом физиологических исследований является хронометраж трудового процесса, рабочих операций в тече- ние смены.
После окончания исследований полученные результаты подвергают статистической обработке с установлением средней величины показателя (М), ошибки средней (m) и достоверности разницы пока- зателей (t).
В итоге физиологического исследования определяют тяжесть и напряженность труда, динамику работоспособности и формулируют соответствующие рекомендации по оптимизации труда, внутрисменного отдыха рабочих изучаемых профессий и т.д.
Длительность перерыва в физиологических исследованиях до и после внедрения рекомендованного режима труда и отдыха должна быть достаточно продолжительной - не менее 3 мес. 3а этот период у рабочих вырабатывается новый динамический производственный стереотип, только при закреплении которого и может быть выявлен физиологический и экономический эффект.