Формирование унитарного суверенного 5 страница
37 Зимин А. А. Источники по истории местничества в XV—первой трети
XVI в. // АЕ за 1968 г. М., 1970.
38 Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России... С. 281.
39 Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. С. 241.
фическая система федерации, при которой великое княжество считалось коллективной собственностью всего рода, а уделы находились лишь во владении у отдельных членов рода, прекратила свое существование, а власть великого князя формально ни с кем не делилась.
На практике, однако, Иван III еще вынужден был ее делить с им же назначенными соправителями — сначала с Дмитрием (внуком, сыном старшего сына от первого брака), затем с Василием (сыном от второй его супруги Софьи, племянницы последнего византийского императора). Неудачно закончилась и попытка Ивана Ш провести секуляризацию монастырского и церковного землевладения и превратить церковных иерархов в государевых слуг, встретившая, хотя и был недавний прецедент — конфискация церковных земель в Новгороде, — яростное сопротивления церкви.
Впрочем, распоряжение высшими церковными должностями оставалось в руках великого князя, как и верховное право собственности на имущество, переданное церкви. Под контролем государства находились и управление приходским духовенством, и отношения между различными слоями духовенства.40 Несмотря на это последнее обстоятельство, православная церковь, владея огромным имуществом, защищенным иммунитетными привилегиями, сохраняла значительные элементы самостоятельности в отношениях со светской властью. Кроме того, идеологи сильной церковной власти пытались обосновать первенствующее положение в государстве духовных иерархов и подчиненное — монарха. Все это свидетельствует о том, что власть великого князя еще не была абсолютной. Однако претензии на такой ее характер проявлялись в полной мере, и тенденция эволюции монархии в данном направлении стала доминирующей. В этой связи возникла необходимость утвердить идею политического суверенитета Русского государства — как внутри страны, так и во внешнеполитической практике.
Основная внутриполитическая задача — закрепление достигнутого единодержавия — первоначально идеологически мотивировалась исконностью политической власти великого князя, ее преемственностью, опирающейся на наследственные права, восходящие к киевскому периоду и переходящие через Владимирско-Суздаль-скую Русь к Москве, с безраздельной полнотой этой власти и ее внешнеполитической функцией (оборона от врага)/1 Эта доктрина возникла в процессе борьбы Ивана III за присоединение Новгорода и приписывается ему, заявившему, согласно летописному своду 1472 г., послам, направляемым в Новгород зимой
40 См.: Флоря Б. Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных
славян: (Эпоха средневековья). М., 1992. С. 118—126
41 Алексеев Ю. Г. Историческая концепция Русской земли и политическая
концепция централизованного государства // Генезис и развитие феодализма в
России: Проблемы идеологии и культуры. Л., 1987. С. 141 — 143.
1470/71 г.: «Отчина есте моя, людие Новгородстии, изначала от дед и прадед наших, от великого князя Володимира, крестившаго землю Русскую, от правнука Рюрикова, перваго великого князя в земле вашей. И от того Рюрика даже и до сего уже знали есте один раз тех великих князей, преже киевских, до великого князя Дмит-реа Юрьевича Всеволода Володимерьского. А от того великого князя даже и до мене род их. Мы владеем вами, и жалуем вас и бороним отовселе. А и казнити волны же есмы, коли на нас не по старине смотрети начнете».42
Обращает на себя внимание персонифицированный характер изложения истории государственной власти. Тем самым она приобретает патримониальную форму, характерную для средневекового сознания, и свидетельствует об интерпретации Иваном III единодержавия не иначе, как в форме единовластия.
Следующим этапом выработки концепции суверенных прав Ивана III как главы унитарного суверенного государства стала концепция митрополита Зосимы, провозглашенная им в предисловии к «Изложению пасхалии» 1492 г. Согласно ей, история русской государственности становится частью истории всего православного мира. Первый православный царь Константин сотворил «Новый Рим» — «град Констянтина», «еже есть Царьград». Святой Владимир, крестивший Русь, назван «вторым Констян-тином», хотя подлинным Константином в настоящем является «сродник» Владимира Иван III, которого Зосима славит как «благовернаго, христолюбивого великого князя..., государя и самодержца всея Руси, нового царя Констянтина новому граду Констянтину — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя».43 Эти два уподобления — Ивана III византийскому императору Константину и Москвы Константинополю — носит характер противопоставления и вытеснения «новым градом», т. е. новым центром православия, «старого», византийского, с опорой на евангельское предсказание: «...и будут перви последний и последний перви». Таким образом, Москва была провозглашена единственным духовным центром православного мира.44 Идея государственности приобретает характер патримониально-теократической.
Вскоре, однако, внешнеполитические амбиции Ивана III, стремившегося приобрести международный авторитет и включиться в систему международных отношений, подтолкнули его к углублению и видоизменению концепции происхождения великокняжеской власти. Русскому дипломату, греку Юрию Траханиоту, ведшему переговоры со Священной Римской империей немецкой нации, было поручено заявить в 1489 г. о том, что род русских князей уходит в глубокую древность, когда и установились их «приятельство и любовь» с теми римскими императорами («царями»), «которые Рим отдали папе, а сами царствовали в Визан-
42 ПСРЛ. М., 1949. Т. 25. С. 285.
43 РИБ. Т. 6. Стб. 797—799.
44 Исследование сочинения Зосимы см.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в
русской публицистике конца XV—начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 375—391.
тии».45 Эта концепция отчасти заменила патримониально-теократическую теорию и положила начало выстраиванию генеалогии русского государя, предки которого обладали властью еще при великом Константине и находились «в любви» с ним, что обеспечивало великому князю, по мысли его окружения, неоспоримую легитимность внутри страны и достойное его положению место среди европейских государей.
Следующий шаг на этом пути зафиксирован в первоначальном тексте «Сказания о князьях Владимирских» — так называемой «Чудовской повести», возникшей, по предположению Л. В. Череп-нина, подкрепленному убедительной аргументацией А. А. Зими-■ на, в 90-е годы XV в.46 В ней обосновывается преемственность власти русских государей от римских и византийских императоров в рассказе о венчании князя Владимира Всеволодовича царским венцом византийского императора Константина Мономаха, который якобы подарил его Владимиру Мономаху. Правда, вероятно, текст «Чудовской повести» сложился в связи с венчанием на престол Дмитрия-внука в 1498 г. и тем самым в данном конкретном случае не обосновывал власть самого Ивана III, но после опалы первого легенда довольно быстро приобрела обобщенный смысл. Значение легенды о ритуале венчания Владимира Мономаха прагматически определялось тем, что при короновании Дмитрия-внука на него возложили те же регалии, обозначенные как «бармы Мономаховы и шапка», что и на Владимира Мономаха. «Чудов-ская повесть» развивала теорию Зосимы и явилась вместе с последней зародышем идеи переноса империи, имевшей широкое распространение в средневековой Европе.47
«Чудовская повесть» удревняет связь Руси и с Римской империей, указывая на то, что Рюрик, предок Владимира Мономаха, был прусским князем, генеалогически восходившим к самому Августу (преемнику Юлия Цезаря), создателю Римской империи и правителю, при котором была основана христианская церковь.48 Новая генеалогия великокняжеского рода, знаменовавшая отказ от варяжских корней, которые провозглашались еще в «Повести временных лет», и замену их германскими, связана с упадком могущества скандинавских завоевателей и осознанием ведущего положения в Европе Империи.
Таким образом, генеалогическая связь великокняжеского рода с Империей призвана была уравнять его с родом императорского
45 Памятники дипломатических сношений древней России с державами ино
странными (далее: ПДС). Т. 1: Памятники дипломатических сношений с Импе-
риею Римскою. СПб., 1851. Стб. 17—18.
46 Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в
XIV—XV вв. С. 16; Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. С. 148—
159. Р. П. Дмитриева полагает, что «Сказание о князьях Владимирских» было пер
вичным по отношению к Чудовской повести и датирует их вторым и третьим де
сятилетиями XVI в. (Дмитриева Р. П. О текстологической зависимости между
разными видами рассказа о потомках Августа и дарах Мономаха // ТОДРЛ. Л.,
1976. Т. 30).
47 Хорошкевич А. Л. История государственности в публицистике времен цен
трализации // Общество и государство феодальной России. М., 1975. С. 116—117.
48 Там же. С. 119—120.
дома. Она, по-видимому, имела и другие, внешнеполитические, аспекты. В частности, «Чудовская повесть» противостояла претензиям литовских великих князей доказать римское происхождение литовцев, и особенно теориям Яна Длугоша, согласно которым русские князья еще в начальной истории Киевской Руси были подданными поляков, а все русские — и юго-западных, и северо-восточных, и северо-западных земель — подданными поляков и литовцев.49 Более того, в ранних русских генеалогиях литовских князей, существовавших вместе с «Чудовской повестью», их предок Гедимин лишен знатного происхождения, а сами они связываются с русскими великими князьями.50 «Чудовская повесть» фактически обосновывала также претензии русского великого князя на Балтику, поскольку, согласно ей, именно в Пруссии начал княжить великий князь, прежде чем прибыл на Русь.51 Наконец, отказ от варяжских корней великокняжеской династии в «Чудовской повести» также имел внешнеполитическую направленность. Русско-шведская война, начавшаяся в 1496 г. из-за Выборга, и вообще борьба между Россией и Швецией за карельские земли, возможно, предопределила отчасти генеалогическую переориентацию.52
Претензии Ивана III на генеалогию, восходящую к римским цезарям, а следовательно, на свое равенство с императором Священной Римской империи немецкой нации были им подкреплены учреждением не позднее 1497 г. печати с двуглавым орлом, символом власти, верховенства, принятым за полстолетия до этого (в 1442 г.) в качестве государственного герба императором Фридрихом III,53 заимствованием некоторых элементов имперского дипломатического протокола.
Однако первая попытка реально встать вровень с европейскими монархами не увенчалась для Ивана III полным успехом. Об этом свидетельствует, в частности, его отказ от коронования в качестве царя. Принятие этого титула (=императору) означало бы реализацию имперских амбиций — не только сосредоточение всей власти в руках его носителя внутри страны (с усиливающимися внешнеполитическими территориальными притязаниями), но и получение исключительного права представлять ее в международных отношениях,54 признание престижа государства и его права на суверенитет.
49 Там же. С. 122.
50 Бычкова М. Е. Отдельные моменты истории Литвы в интерпретации рус
ских генеалогических источников XVI в. // Польша и Русь: Сб. статей. М., 1974.
51 Хорошкевич А. Л. История государственности в публицистике времен цен
трализации. С. 122.
52 Там же. С. 123.
53 Хорошкевич. А. Л. Символы русской государственности. [М.], 1993. С. 21—28.
54 Хорошкевич А. Л. Царский титул Ивана IV и боярский «мятеж» 1553 г. //
Отечественная история. 1994. № 3. С. 25.
55 См.: Лакиер А. История титула государей России//ЖМНП. 1847. Ок
тябрь—ноябрь; Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России (по
1800-й год). М., 1894. Ч. 1. С. 1.
Правда, в сношениях с Ливонией Иван III и его наследник иногда назывались «царями»,56 этот титул признавали за Иваном III (так же, как за его преемником — Василием III) ганзейские города и ливонской магистр,57 а любекский городской совет в 1489 г. титуловал его даже «императором всея Руси». Но император Империи называл Ивана III только «государем всея Руси», «государем русским». И все же этот титул в отличие от титула «великого князя», первого среди равных, «господина» в ряду других «господ», означал, что его носитель — единственный, возвышающийся надо всеми неполноправными подданными-министери-алами, тем более что с 1500 г. Иван III добился его признания даже литовским князем.58
Эта так называемая субъективная часть титулатуры, состоящая из наименования носителя титула, сочеталась со второй, объективной (территориальной) частью, содержавшей перечисление подвластных ему земель.59 Эта часть титула к концу великого княжения Ивана III определялась следующим образом: «Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тфер-ской, и Югорский, и Вятцкий, и Пермский, и Болгарский и иных».60 Титул «Болгарский», имевший в виду Казанское ханство, и титул «Псковский» были титулами притязаний и отражали вассальное подчинение великому князю, а не прямое вхождение в состав Русского государства.61 Появление на первом месте титула «Владимирский» вместо прежнего (с 1449 г.) «Московский и Владимирский» связывается с легендарной генеалогией именно владимирских великих князей, восходящей якобы к роду Августа-ке-саря.6Я
Параллельно с борьбой за расширение территории государства и международный престиж его главы Иван III вел активную внешнюю политику, направленную на установление экономических отношений на Юге, Западе и Северо-Западе и вообще международных связей (инструментом которых, в частности, были династические браки Ивана III с Софьей Палеолог и его сына Ивана Ивановича Молодого с Еленой Волошанкой). В 1485—1494 гг. были заключены союзы с Молдавией, Венгрией, Империей, Данией, которые имели антиягеллонскую и антиганзейскую направлен-
56 Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца
XIV—начала XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 521.
57 Хорошкевик А. Л. Русское государство в системе международных отноше
ний конца XV—начала XVI в. М., 1980. С. 87, 116—117.
58 Памятники дипломатических сношений Московского государства с Поль
ско-Литовским государством. Т. 1 : 1487//Сб. РИО. СПб., 1882. Т. 35. № 64.
С. 296—297.
59 Хорошкевич А. Л. Из истории великокняжеской титулатуры в конце XIV—
конце XV в. (на примере Московского княжества и Русского государства) // Рус
ское централизованное государство: образование и эволюция. XV—XVIII вв.: Чте
ния, посвященные памяти акад. Л. В. Черепнина. М., 1980 С. 27.
60 ПДС. Т. 1. Стб. 37, 38.
61 Каштанов С. М. О титуле Московских государей XV—XVII вв. // Россия
в X—XVIII вв. : Проблемы истории и источниковедения. Тез. докладов и сообще
ний Вторых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. М., 1995. Ч. 1. С. 230.
62 Там же. С. 230—231.
ность, связанную с постоянным антагонизмом России и Великого княжества Литовского, заключившего союз с ганзейскими городами. Попытки Ивана III заключить союзы с итальянскими городами не увенчались успехом, но длительные дипломатические контакты с ними приводили к притоку в Москву итальянских мастеров-ремесленников, литейщиков, архитекторов, денежников, ювелиров. Подобные же контакты устанавливались с Венгрией, Империей, Данией, Шотландией, Пруссией. Особенно впечатляющим было строительство итальянскими архитекторами соборов Московского Кремля, Грановитой палаты и других зданий, перестройка стен и башен Кремля. Таким образом, Россия вышла из состояния культурной и политической изоляции. Но церковь, стоявшая на позициях богоизбранности православной религии и народов, ее исповедующих, осознавая свою мессианскую роль, препятствовала инославным культурным контактам и влияниям, вела постоянную борьбу с проникновением (часто мнимым) «латинства» в Россию.
Оценивая итоги великого княжения Ивана III в сфере государственного строительства, следует иметь в виду, что единство ему подвластных территорий скреплялось слабым и архаически организованным аппаратом, не имевшим возможности управлять страной централизованно. Впрочем, средневековые государства по своей природе и структуре и не могли быть централизованными. Поэтому получившая широкое распространение концепция, согласно которой к концу XV в. относится образование Русского централизованного государства,63 встретила решительные возражения.64 А. А. Зимин противопоставил ей другую концепцию и показал, что объединение земель под великокняжеской властью само по себе еще не означало создания централизованного государства, а всего лишь единого государства и что следует избавиться от переоценки степени централизации государственного аппарата в России.65 Она в большей степени соответствует реальному положению страны, но не учитывает наличия огромного массива земель, населенных русскими людьми, исповедовавшими православие и входящими в состав Великого княжества Литовского.
Можно констатировать, что поставленная Иваном III задача достичь единовластия и единодержавия была им решена, хотя и не в полном объеме. Государство, суверенным главой которого
63 Ее обоснованию посвящена фундаментальная монография Л. В. Черепнина
«Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв.» (М., 1960).
64 В частности, А. Л. Хорошкевич выступила против самого понятия «центра
лизованное государство», считая его необоснованным теоретически, не наполнен
ным конкретным содержанием, не внесшим ясности в историографию и не способ
ствовавшим глубокому пониманию развития русской государственности {Хорошке
вич А. Л. Опричнина и характер Русского государства в советской историографии
20-х—середины 50-х годов // История СССР. 1991 № 6.
65 См.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической
истории России первой трети XVI в.). М., 1972.
стал Иван III, все в большей степени приобретало черты унитарного.
На протяжении всего XVI в. и даже отчасти XVII в. унитарные черты государственного устройства России получали дальнейшее развитие. И вообще по направлениям и методам реализации вся внутренняя и внешняя политика русских государей XVI—XVII вв. была развитием, разумеется, с рядом модификаций, тех основ, которые закладывались Иваном III. Российская империя строилась именно на том фундаменте, существенная часть которого была сооружена уже в конце XV—начале XVI в.
Процесс объединения русских земель при Иване III происходил не на основе экономической консолидации, не в результате социальных и политических компромиссов, а путем насильственного присоединения их к Московскому княжеству с опорой на военную мощь. Попытка включения в состав России территорий, находящихся в составе Великого княжества Литовского и населенных русскими, также была связана с войнами. Наметились направления экспансии на северо-запад (к Балтийскому морю) и на Восток — в Поволжье, Заволжье и далее на Урал и в Зауралье. Она была связана, в частности, с невыгодным геополитическим положением России — открытостью границ, оторванностью от морей, затруднявшей внешнеполитические и торговые контакты, коротким летом и громадными неосвоенными территориями, обусловливающими экстенсивность сельскохозяйственного производства, что в свою очередь постоянно требовало приращения земель.
Встав на путь насильственного объединения земель, населенных русскими, и завоевания других территорий, великие князья, а затем и цари провоцировали тем самым перманентную ситуацию действительной внешней угрозы, стимулирующую в свою очередь, с одной стороны, укрепление и увеличение в формирующемся государстве правящей элиты и войска вообще, обеспечивая их единственно возможным тогда способом — наделением все новыми и новыми поместьями, — ас другой, продолжение завоевательных войн с целью получения для этого необходимого земельного фонда и удержания в составе Руси ранее завоеванных территорий. В силу сказанного выдвинутая П. Н. Милюковым концепция складывания русской государственности под влиянием исключительно внешних потребностей самозащиты и самосохранения,66 развитая и ставшая в советской историографии под влиянием высказываний И. В. Сталина67 господствующей, представляется не соответствующей действительному положению.
Безусловно, все средневековые государства в любой момент могли стать и становились объектом внешней экспансии. Не исключением была и Русь. В частности, Великое княжество Литовское придерживалось позиции, согласно которой все русские земли являются составной его частью. Но ведь, по официальной концепции Москвы, и Литва входила в состав России. Что касается ор-
66 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1898. Ч. 1.
67 См.: Сталин И. В. Соч. М., 1947. Т. 5. С. 34.
дынцев, то после так называемого «стояния на Угре», распада Золотой Орды и гибели в 1502 г. Большой Орды они уже не могли осуществлять территориальные захваты. Правда, Русь периодически становилась объектом набегов крымцев, но их цель не сводилась к каким-либо территориальным аннексиям, да и оборонительные рубежи по Оке, а впоследствии строительство засечных черт в значительной степени предотвращали вторжения,68 хотя полностью исключить их не могли. Наконец, Ливония также в это время не угрожала захватом русских земель. Напротив, она не один раз становилась объектом вторжения со стороны Руси с целью аннексирования ряда территорий.
Так что, по нашему мнению, нет оснований для поисков какой-либо единственной причины интеграционных процессов, приведших к образованию унитарного государства и связанной с ними завоевательной политики русских великих князей и царей. Государственные внешнеполитические и внутриполитические интересы, однако, в той форме, в которой они проявлялись, опережали экономические возможности страны, а следовательно, их подрывали. Вследствие этого критерии экономической эффективности в общегосударственном масштабе оказывались принесенными в жертву политическим целям и срокам их достижения. Источниками преодоления подобных противоречий между политической целесообразностью и хозяйственными возможностями с неизбежностью становились, кроме природных ресурсов (в частности, вывода из сельскохозяйственного производства вследствие истощения почв огромных площадей, преимущественной продажи за границу сырья при ввозе готовой продукции), усиление налогового пресса, принудительный труд и все новые территориальные приобретения. Но все эти внеэкономические и даже отчасти экономические факторы, казалось бы, призванные компенсировать складывавшийся дисбаланс, на самом деле'консервировали хозяйственную жизнь страны на низком уровне, усиливая ее отсталость по сравнению с западными соседями.
68 См.: Загоровский В. П. Белгородская черта. Воронеж, 1969.
Глава 3 . „,
if РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ XVI в. И ИХ СУДЬБА;
Процесс формирования самодержавной власти при Василии III. — Политический кризис в период боярского правления 30—40-х годов.—
Венчание на царство Ивана IV. — Реформы 50-х годов. <
> '".! йк. ! < I *
Gt; . ' • h 1
Вступившему на великокняжеский престол в 1505 г. Василию III удалось углубить процесс консолидации уже вошедших в состав образующегося унитарного государства земель. Его собственные приобретения при этом были сравнительно невелики. В итоге трех смоленских войн с Великим княжеством Литовским был заключен в 1528 г. мир, закрепивший за Москвой всю Смоленскую землю. Из Смоленска в результате были выселены местные бояре и купцы, а освободившиеся земли раздавались на поместном праве.1 В 1510 г. состоялось присоединение Пскова, а в 1521 г. — Рязани, которые давно уже пребывали в сфере влияния московского великого князя. Кроме того, Ливонский орден признал права России на Дерпт (Юрьев, Тарту) и выплачивал дань за владение им. Таким образом, если Иван III, став великим князем в 1462 г., унаследовал территорию, вряд ли превышавшую 430 тыс. кв. км, то к концу великого княжения Василия III (1533 г.) государственная территория России достигала 2800 тыс. кв. км, т. е. возросла более чем в шесть раз. Плотность населения, однако, была невелика. Его численность, правда, не поддается точному подсчету и, по разным оценкам, колеблется от 2 до 15 млн. человек.2 По последним оценкам, на начало XVI в. численность населения колеблется от 4,5 (С. М. Каштанов) до 9—10 млн. человек (А. И. Ко-панев) .3 Сохранялось старое самоназвание страны — Русь. Вместе с тем получило распространение и новое — Русия. Стержнем политической истории Руси в первой трети XVI в. стало укрепление власти великого князя, все в большей степени приобретавшей самодержавный характер, и создание зачатков централизованного государственного аппарата.4 Этому, в частности, способствовал
1 Кром М. М. Меж Русью и Литвой: Западнорусские земли в системе русско-
литовских отношений конца XV—первой трети XVI в. М., 1995 С. 220—228.
2 См.: Горская Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма:
(Итоги и проблемы изучения) М., 1994. С. 91—93.
3 Копанев А И Население Русского государства в XVI в. // ИЗ. 1959. Т 64;
Водарский Я Е. К вопросу о численности населения России в XVI в // История
географических знаний и историческая география. Этнография М , 1970 Вып 4
С. 17; Каштанов С. М. К вопросу о численности русского войска и народонаселе
ния в XVI в. // Реализм исторического мышления: Проблемы отечественной исто
рии периода феодализма. Чтения, посвященные памяти А. Л Станиславского. Тез
докладов и сообщений. М., 1991. С. 115.
4 Исследование этой политики см : Зимин А. А. Россия на пороге нового вре
мени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в ). М., 1972.
Иван III, распределивший в завещании уделы младших своих сыновей Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея так, что ни один из них не получил сколько-нибудь крупной компактной территории в одном месте, да и в уделы было роздано меньшее число уездов, чем прежде. Львиную долю владений отца получил сам Василий III, причем в их состав входили столицы недавно присоединенных крупных политических единиц — Новгород, Тверь, Ярославль, Белоозеро. Согласно завещанию, при отсутствии мужского потомства уделы младших братьев Василия III после их смерти переходили к великому князю.5 Сам Василий III фактически запретил братьям жениться, так как опасался, из-за отсутствия у него в первом браке детей, за судьбу престола после его смерти. Следствием этого запрета и могла стать ликвидация уделов Юрия, Семена, Дмитрия Ивановичей и двоюродного брата Василия III Федора Борисовича как выморочных. И действительно, в 1513 г. прекратилось существование Волоцкого княжества, в 1518 г. — Калужского удела, в 1521 г. — Углицкого удела. Лишь Андрею Старицкому было разрешено жениться в 1533 г. только потому, что к этому времени у Василия III было уже два сына от второго брака — с Еленой Глинской.
Несмотря на сохранение ряда суверенных прав удельных князей на подвластных им землях, их участие в общегосударственных делах было ограничено чисто формальной процедурой «совета» великого князя с ними. Василий III осознавал опасность сепаратистских акций своих удельных братьев (мятежей, бегства в Литву) и в случае какой-либо опасности, исходящей извне (например, вражеских набегов), а также военных походов или поездок по монастырям стремился держать их при себе. Удельные князья обязаны были в той или иной форме (сами или посредством посылки своих воевод) участвовать в крупных общерусских военных походах.