Правовое государство и судебная власть 109 в системе конституционных гарантий
прежде в законодательстве СССР или Российской Федерации да и конституций многих других государств. Согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В связи с этим последним замечанием возможны две оговорки. Во-первых, органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции Российской Федерации. Если такой договор тем не менее заключен, то действуют конституционные нормы, поскольку иное было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета. Во-вторых, противоречие между международным договором и внутренним законодательным актом не влечет автоматического признания ничтожности последнего. Этот акт лишь не применяется, хотя и продолжает действовать. Следовательно, для его преодоления необходимо соблюдение обычной конституционной процедуры: нужно отменить этот акт решением управомоченного органа или признать его неконституционным по решению Конституционного Суда Российской Федерации, что также влечет утрату этим актом юридической силы.
Строй правового государства, устанавливаемый Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 1993 года, является строем социального правового государства. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Чтобы составить представление о строе социального правового государства в Российской Федерации, нужно проанализировать гарантии конституционных прав и свобод, которые содержатся в главе 2 Конституции Российской Федерации. Прежде всего отметим, что гарантирующая роль государства существенно различается в зависимости от того, о каких правах и свободах идет речь – о гражданских и политических или экономических, социальных и культурных. Это обусловлено тем, что в отличие от гражданских и политических прав социально-экономические права и свободы содержат в себе достаточно обширную социальную программу, требующую для
110 II. КОНСТИТУЦИОННЫЙСУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВЫСШИЙ ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
своей реализации положительных усилий государства в социально-экономической и культурной жизни общества в целом и отдельного индивида. Гарантии гражданских и политических прав человека и гражданина, напротив, очерчивают сферу индивидуальной автономии личности и содержат запреты на вмешательство в области, предоставленные свободному усмотрению индивида.
Как писал некогда известный французский государствовед А.Эсмен, имея в виду традиционные для прошлого и ставшие теперь универсальной конституционной практикой гражданские и политические права, "индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства, но не требуют от него никаких положительных услуг, никаких жертв в пользу граждан. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивидуум больше ничего не может требовать на этой почве"1. Иными словами, государство не несет юридических обязанностей по отношению к гражданам за исключением одной: предусмотреть правовые механизмы защиты этих прав от покушений со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, других граждан.
В самом деле, согласно статье 20 Конституции каждый имеет право на жизнь. Это право гарантируется тем, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Еще более определенно характер государственных гарантий данного вида выражен в конституционном нормировании права на свободу и личную неприкосновенность (статья 22), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23), неприкосновенность жилища (статья 25), других гражданских и политических прав и свобод(ста-тьи 29, 30, 31 и др.Конституции Российской Федерации).
Иную структуру имеют гарантии социальных, экономических и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Так же, как и гражданские и политические права, право на труд и на отдых, защита семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, право на жили-
^Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб, 1909. С.398.