Калмыкия в составе Астраханской и Ставропольской губерний

Учреждение Кавказского наместничества и включение его в сос­тав Астраханской губернии на правах области привело к изменени­ям в управлении кочующими здесь калмыками. Во-первых, в 1786 г. Зарго и Экспедиция калмыцких дел были упразднены в Астрахани, а вместо них открыта Калмыцкая канцелярия в Енотаевске, которая стала именоваться в 1786—1790 гг. войсковой. В 1790 г. канцелярия была переведена в г. Астрахань и преобразована в 1797 г. в Калмыц­кое правление, которое просуществовало до 18 июня 1801 г.

Основной причиной реорганизации, вернее, ликвидации Кал­мыцкого правления явилось восстановление зарго в качестве выс­шей судебной инстанции для калмыков и назначение наместником калмыцкого народа тайши Чучея Тундутова 14 октября 1800 г.86 Наблюдение за восстанавливавшимся в Калмыкии наместничест­вом было поручено специально назначенному 29 августа 1800 г. коллежскому советнику Макарову. Он осуществлял также функ­цию наблюдения над кабардинцами, туркменами, ногайцами и другими народами в "пределах Астраханской губернии и в бли­зости к ней кочующих". 26 октября 1801 г. надзор за наместничес­твом был поручен главному приставу, должность которого была специально утверждена и замещена коллежским советником Н.И. Страховым. Коллежский советник Макаров стал главным приста­вом всех прочих вверенных ему народов87.

Однако смерть 3 мая 1803 г. калмыцкого наместника Чучея Тундутова послужила поводом для дальнейших изменений в системе управления калмыцким народом. Ханская власть была окончательно упразднена, и все калмыки подчинены общему управлению главного пристава, который, оставаясь в ведении Коллегии иностранных дел, подчинялся астраханскому военному губернатору и Главноуправля-ющему в Грузии и на Кавказской линии88. Введение приставства справедливо рассматривается как один из важных моментов в рас­пространении на Калмыкию общероссийского государственного устройства. 10 марта 1825 г. принимаются "Высочайше утвержден­ные Правила для управления Калмыцкого народа". Главное управ­ление калмыцким народом, ведавшее управлением калмыками Аст­раханской губернии и Кавказской области, было подчинено Мини­стерству внутренних дел. В Астрахани утверждалась Комиссия калмыцких дел под председательством гражданского губернатора, а совет (Зарго), в состав которого входило по одному члену от каждогоиз шести улусов, продолжал выполнять свои прежние функции. При каждом калмыцком улусе состоял частный либо улусный пристав. В царском указе от 1 марта 1827 г. отмечалось, что многие бедные калмыки обитают в лючагах — неприступных местах при впадении Волги в Каспийское море; эти земли простирались от Седлистого Карантина почти до Кизляра. В соответствии с указом 1827 г. калмыкам этих мест был назначен особый частный пристав89.

Институт приставства в Калмыкии был преобразован в систему попечительства в соответствии с новым "Высочайше утвержденным Положением об управлении Калмыцким народом" от 24 но­ября 1835 г.90 Для калмыцкого народа, кочующего в Астраханской губернии и Кавказской области, было учреждено особое, отдель­ное от губернского управление; оно было передано в ведение Министерства внутренних дел. По указу 1835 г. местное управле­ние обеспечивали следующие органы в г. Астрахани: 1) Астрахан­ский Военный Губернатор; 2) Главный Попечитель калмыцкого народа; 3) Совет управления калмыцким народом под председа­тельством Главного Попечителя; 4) Суд Зарго; 5) Ламайтское Духовное Правление.

С учреждением 26 декабря 1837 г. Министерства государствен­ных имуществ ему передается в ведение главное управление Кал­мыкией. Дальнейшие изменения были произведены в связи с при­нятием "Высочайше утвержденного Положения об управлении Ка­лмыцким народом" от 23 апреля 1847 г.91 Совет управления калмыцким народом, существовавший с 1836 до 1848 г., был заменен Особым отделением при Астраханской палате государст­венных имуществ, получившим название Отделения ордынских народов (1848—1866 гг.). Главный Попечитель калмыцкого народа стал именоваться Управляющим Астраханской палатой государст­венных имуществ. В 1848 г., с распространением на Калмыкию общегубернского управления, был ликвидирован калмыцкий суд (Зарго), а его функции переданы Астраханской палате уголовного и гражданского суда, а с 1902 г. — окружному суду. В Калмыкии была введена российская общегосударственная система судопроиз­водства. Ламайтское Духовное Правление как высшая инстанция по религиозным делам для калмыков (1836—1848 гг.) передало свои полномочияЛаме калмыцкого народа и его канцелярии.

В 60-х гг. XIX в. проводится преобразование в губерниях палат государственных имуществ при Управлении государственными имуществами. Согласно постановлению от 24 февраля 1867 г., Астраханскому управлению государственными имуществами вме­нялось в обязанность управление калмыцким народом на тех же основаниях, что и попечительство над государственными крестья­нами. Однако при этом необходимо было учитывать местные особенности. В соответствии с этим Отделение ордынских народов было преобразовано в Управление калмыцким народом Астрахан­ского управления государственных имуществ. Центральное и мест­ное управление Калмыкией не подвергалось реорганизации вплоть до 1892 г., когда в связи с отменой обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа улусовладельцы и правители были отстранены от участия в местном управлении.

В 1903 г. центральное управление Калмыкии из ведения Мини­стерства земледелия и государственных имуществ было передано в Министерство внутренних дел. Управление калмыцким народом в Астрахани перешло к Астраханскому губернскому правлению. Функции главного попечителя оказались в руках астраханского губернатора.Таким образом завершилась полная интеграция калмыцкого народа в систему общеимперского управления России.

В 1917 г. при Временном правительстве на территории Кал­мыкии функционировали Центральный исполнительный комитет по управлению калмыцким народом и подчиненныеему на местах временные улусные исполкомы.

Примечания к главе I

1= Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). М., 1965. Т. XIII. С. 164, 165, 199 215.

2= ПСРЛ. Т. XX. С. 533.

3= Там же. Т. XIII. С. 222, 516—517.

4 См.: Дмитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI — начало XIX вв.). Чебоксары, 1986. С. 76—123.

5 См.: Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в., изданный под редакцией профессора Д.А. Корсокова. Казань, 1908. С. 38—56.

6См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1899; Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. 1. М., 1947. С. 188, 304.

7 См.: Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края XVII—XVIII вв. Киров, 1956. С. 173; Спицын А. Местное и областное управление на Вятке до XVIII в. Вятка. 1888.

8= См.: Градовский А.Д. Собрание сочинений. М., 1899. Т. 2. С. 360. (Здесь дана ссылка на С.М. Соловьева "История России с древнейших времен". Т. IV. С. 234.)

9 См.: Дмитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI — начало XIX в.). Чебоксары, 1986; Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI—XVII в. Казань, 1982; Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI—XVII вв. (хронологический перечень документов). Казань, 1980; Россия на путях централизации. Сборник статей. М., 1982; Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI — начало XIX в. М., 1990; Страницы истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1970.

10 Сборник Русского исторического общества. СПб., 1887. Т. 59. С. 379, 374.

11Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30—50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958. С. 205, 207.

12= См.: Лихачев Н.П. Разрядные дьяки XVI века. СПб., 1888. С. 76.

13= См.: Шмидт С.О. Царский архив середины XVI в. и архивы правительствен­ных учреждений // Труды Московского государственного историко-архивного института. 1957. Т. 8. С. 265—266.

14= Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 324—325.

15= Тихомиров М.Н. Россия в XV столетии. М., 1962. С. 486, 510.

16= Флетчер Д. О государстве Русском. Изд. 3-е. СПб., 1906. С. 36.

17 См.: Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. Изд. 3-е. М., 1937. С. 73; Градовский А.Д. Собрание сочинений. СПб., 1899. Т. 2. С. 478; Ермолаев И.П. Указ. соч. С. 57.

18 См.: Кузеев Р.Г., Мухамедьяров Ш.Ф О национальной политике России в Волго-Уральском регионе во второй половине XVI — начале XIX в. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Уфа, 1993. С. 18—24.

19= Советская историческая энциклопедия. М., 1963. Т. II. Стлб. 560.

20= Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е. СПб., 1906. С. 92.

21 Мрочек-Дроздовский П.Н. Областное управление России XVIII века. М., 1876. С. 80.

22 Дмитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. С. 65—75.

23= См.: Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI—XVII в. С. 137; История и культура Чувашской АССР. Сборник статей. Вып. 3. Чебок­сары, 1974. С. 296.

24 Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. Изд. 2-е. СПб., 1905. С. 221.

25 Там же. С. 243—246.

26= Там же. С. 255.

27 Письма и бумаги Петра Великого. Т. I. С. 26, 28.

28 Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 258.

29 Полное собрание законов Российской империи. 1-е собрание (далее ПСЗ-1). СПб., 1830. Т. 4. № 1937. С. 223.

ПСЗ-1. Т. 4. № 1954. С. 230—231.

31 Там же. № 2097. С. 344.

32 Там же. С. 343—344.

33 См. Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Изд. 2-е. М., 1877. Т. 2. С. 143.

34 ПСЗ-1. Т. 4. №2176.

35= Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 96.

36 ПСЗ-1. №2218. С. 437.

37 См.: ПСЗ-1. Т. 4. № 2218. С. 436—438.

38 См.: Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого; Готъе Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. I // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М., 1913. Кн. I-II.

39= Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 330.

40= ПСЗ-I. Т.5. № 3380. С. 701-710.

41= Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С.228. См. также: ПСЗ-1. Т. 4. № 2305.

42 ПСЗ-1. Т. 5. № 330. от 29 мая 1719 г. С. 701—710.

43Готъе Ю. История областного управления в России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 106—107.

44 См.: Центральный Государственный архив древних актов СССР. Путеводи­тель. М, 1991. Т. I. С. 358.

45= Готье Ю. История областного управления в России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 112.

46 ПСЗ-1. Т. 10. №7347.

47= Там же. № 8783.

48 ПСЗ-1. Т. 12. №8901.

49 ПСЗ-1. Т. 19. № 14029.

50 ПСЗ-1. Т. 19. № 14085.

51= См.: Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1662—1664 гг. // Исторические записки. М., 1947. Т. 24. С. 36.

52= Демидова Н.Ф. Управление Башкирией и повинности населения Уфимской провинции в первой трети XVIII в. // Исторические записки. 1967. Т. 68. С. 211; Кузеев Р.Г. Этнические процессы и ступени консолидации тюркских и финно-угорских народов Волго-Уральского региона (эпохи феодализма и капитализма). Уфа, 1987.

53 Демидова Н.Ф. Управление Башкирией и повинности населения Уфимской провинции в первой трети XVIII в. С. 211.

54 Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957. Т. I. С. 124.

55= Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Кн. 1. Уфа, 1956. С. 150.

56= Материалы по истории Башкирской АССР. М.;Л., 1936. Ч. I. С. 362.

57= Шакурова Ф.А. Башкирская волость в середине XVII — первой половине XIX века. Уфа, 1992. С. 54.

58= Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государ­ству. Уфа, 1832. С. 232.

59 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII—XVIII вв. М., 1988. С.43.

60 См.: Кузеев Р.Г., Мухамедьяров Ш.Ф. О национальной политике России в Волго-Уральском регионе во второй половине XVI — начале XIX в. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Уфа, 1993. С. 21—22. См. также: Акманов И. Г. Башкирские восстания. Уфа, 1993.

61 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII—XVIII вв. М.. 1988. С.23; Игнатьев Р.Г. Хроника достопамятных событий Уфимской губернии (1553—1870) // Памятная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 5.

62= См.: Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. Вторая половина XVIII — первая половина XIX в. М., 1984. С. 84 со ссылкой на ПСЗ-1. Т. 4. №2218.

63= См.: Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. С.233.

64 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1. Кн. 1. С. 144.

65= Там же. С. 175.

66= Рычков П.И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. С. 30.

67= ПСЗ-I. Т. 10. №7347.

68= ПСЗ-I. Т. 12. № 8901.

69 Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С. 227.

70= Фиельструп Ф.А. Этнический состав Приуралья. Л., 1926. С. 10—11.

71 См.: Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989; Асфандияров А.З. Введение кантонной системы управления в Башкирии // Из истории Башкирии. Уфа, 1968. С. 158—164; Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников // Южноуральский археографический сборник. Вып. 2. Уфа, 1976. С. 338—339; Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992.

72= Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М., 1967. С. 116; Кичиков М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Элиста, 1966. С. 131—132.

73 Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. С. 68.

74 См.: Материалы к серии "Народы и культуры". Вып. XI. М., 1992. С. 34.

75 См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский коче­вой феодализм. Л., 1934; Андриянов Б.Б., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. 1990. № 8. С. 3—15.

76= Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 1852; Костенков К.И. Статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии, в Трудах Астраханского статистического комитета. Вып. I. Астрахань, 1910.

77 См.: Авляев Г.О. Опыт классификации калмыцких этнонимов (в порядке постановки проблемы) // Этнографические вести. № 3. Элиста, 1973. С. 135—144.

78 См.: Эрдниев У.Э. О так называемых калмыцких "родах" // Ученые записки Калмыцкого НИИЯли. Вып. 5. Элиста, 1967.

79= Очерки истории Калмыцкой АССР. С. 241—248.

80 Чимитдоржиев Ш.Д. О перекочевках ойратов (калмыков) в XVII—XVIII вв. "Торгутский побег" 1771 г. // Исследования по истории и культуре Монголии. Новосибирск, 1989. С. 56.

81= Бюлер Ф.А. Кочующие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт // Отечественные записки. Т. 47. 1846. № 7. С. 26.

82 ПСЗ-1. №302290.

83= Полное собрание законов Российской империи. 2-е собрание. СПб., 1857 (далее ПСЗ-2). № 7560-а.

84 Там же. №21144.

85 Авляев Г.О. Этнический состав и расселение калмыков Икицохурского улуса Астраханской губернии в конце XIX и начале XX в. // Этнографические вести. № 3. Элиста, 1973. С. 108—126; Ташнинов Н.Ш. Большедербетовский улус в конце XVIII — начале XX в. // Там же. С. 144—172; Добровольное вхождение калмыц­кого народа в состав России: исторические корни и значение. Элиста, 1985; Бурчинова Л.С. Источниковедческие вопросы изучения истории Калмыкии (вто­рая половина XIX в.). Элиста, 1980.

86= ПСЗ-I. 19599.

87 Там же. №20037.

88= Там же. №21011.

89 ПСЗ-2. №936.

90 Там же. № 7560-а.

91 Там же. №21144.

Глава II

СИБИРЬ

До началаXX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть это понятие охватывало такие регионы, как Западная, Южная, Восточная Си­бирь и Дальний Восток. В этой главе к Сибири также отнесена и зауральская территория империи.

Проблемы управления Сибирью изучаются уже давно и в це­лом исследованы довольно глубоко, основательными трудами не­скольких поколений историков выявлена и проанализирована мно­гоуровневая структура сибирской администрации до 1917 г. Это обстоятельство, а также колоссальный объем источников, введен­ных в оборот российскими учеными, избавляют от необходимости заново восстанавливать облик административных институтов и оп­ределять их функции. Видимо, историки ныне подошли к такому рубежу, когда накопление и обобщение информации должно сме­ниться концептуальным осмыслением1Тем более что сейчас наука оперирует гораздо большим количеством источников, чем могли использовать авторы знаменитых сводов сибирской истории про­шлого века.

В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной админи­стративной автономией и более разветвленной системой управле­ния. Различные уровни этой системы по некоторым своим частям формально соответствовали учреждениям, действовавшим на дру­гих территориях империи, но специфика края вносила в каждый из них необходимые изменения. Для того чтобы понять, в чем состо­яла особенность местного управления и какие факторы сказыва­лись на нем, следует рассмотреть характерные черты Сибири как административно-территориальной единицы. Затем с учетом выяв­ленных факторов необходимо обратиться непосредственно к ор­ганизации управления, рассмотреть регионы, выделявшиеся в ад­министративном отношении, то есть области особого управления и районы расселения аборигенов.

Наши рекомендации