Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы

Как уже было сказано, на МИД Японии возложены функции реализации внешнеполитического курса страны, проведения внешнеэкономической дипломатии, развития отношений Японии с зарубежными государствами в культурной, гуманитарной и дру­гих областях. Достаточно сказать, что любое соглашение, заклю­чаемое с зарубежным государством в какой-бы то ни было области (политика, экономика, наука, техника, охрана окружающей среды и т.д.) и составляющее международную договоренность Японии, может, согласно японскому законодательству, подписываться толь­ко министерством иностранных дел. Въезд в Японию и выезд из нее как иностранных граждан, так и самих японцев, контролиру­ется МИД. В отношении иностранцев этот контроль осуществля­ется через систему выдачи виз, в отношении японских граждан — через систему выдачи загранпаспортов.

На основе законодательных положений министерство форму­лирует для себя следующие задачи:

— развитие концепции международного сотрудничества;

— обеспечение национальной безопасности;

— развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами;

— обеспечение политических контактов между Японией и за­рубежными государствами на высшем, высоком и других уровнях;

— подготовка к подписанию международных договоров;

— защита японских граждан за рубежом;

— распространение среди японского населения правильного понимания японской внешней политики и задач в области разви­тия контактов с зарубежными государствами.

Структуру Министерства иностранных дел можно представить следующим образом (см. схему).

В МИД Японии действует принятая в государственном управ­лении Японии трехуровневая структура организации: министр—де­партамент (управление) — отдел.

Министерский уровень в Японии приравнивается к политичес­кому, в связи с чем в последние десятилетия сложилась прочная практика назначения на должность министра не кадрового диплома­та, а известного политика, являющегося членом правящей партии и депутатом парламента.На этом уровне визируются проекты прави­тельственных решений по внешнеполитическим вопросам, утверж­даются кадровые назначения и другие ведомственные распоряже­ния.

Содействие в осуществлении руководства министерством ока­зывают министру также депутаты парламента. Их посты имеют статус так называемых «парламентских заместителей министра иностранных дел». Причем эти посты делятся на две категории — «статс-секретари» и «парламентские секретари».

В МИД работают два статс-секретаря. Они могут замещать ми­нистра в случае его отсутствия в стране и участвовать в процессе принятия государственных решений. Парламентские секретари (их трое) могут присутствовать вместо министра на заседании парла­ментских комиссий, давать ответы на вопросы депутатов. По про­сьбе министра они также формулируют рекомендации по конкрет­ным внешнеполитическим вопросам.

Во внутриведомственном управлении ключевую роль играет первый заместитель министра иностранных дел. Это самый высо­кий пост, который может занять карьерный дипломатический слу­жащий — особая категория государственных служащих, сдавших эк­замен повышенной сложности и допущенных к замещению главных и высших должностей в Министерстве иностранных дел и официаль­ных представительствах Японии за рубежом.Все служебные вопро­сы, требующие утверждения министра, проходят через него. Кроме того, первый заместитель участвует в согласовании проектов пра­вительственных решений на специальном совещании первых за­местителей министров, которое проводится накануне заседания кабинета министров.

Содержательную часть внешнеполитических решений обобща­ют два кадровых заместителя министра иностранных дел, куриру­ющих, соответственно политические и экономические вопросы.

Вопросами, касающимися общего управления министерством, занимается секретариат министра. В него входят кадровый отдел, отдел информационной связи, отдел бухгалтерского учета, отдел по вопросам загранучреждений, отделы по связям с прессой и дру­гие отделы.

Секретариат министра имеет статус департамента и мало того — занимает место головного департамента министерства. Другие департаменты составляют второй уровень организационной структуры МИД. Каждый из них ведет конкретное направление внешней политики — территориальное или функциональное, раз­рабатывает и практически реализует меры в данной области.

Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы - student2.ru

Территориальными департаментами являются департамент Се­верной Америки, департамент Европы, департамент Азиатско-Ти­хоокеанского региона и т.д. Функциональными — департамент общих внешнеполитических проблем, договорный департамент, департамент экономического сотрудничества и т.д.

Департамент возглавляет генеральный директор. Он несет ответ­ственность за подготовку содержательной части внешнеполитичес­ких решений, утверждает подготовленные в департаменте проекты решений и представляет их курирующему заместителю министра. В особых случаях генеральный директор может докладывать существо вопроса непосредственно министру или премьер-министру страны. У генерального директора, как правило, есть один или два заместителя. Каждый из них отвечает за вопросы отношений с конкретными стра­нами, регионами и организациями в рамках компетенции департа­мента. В частности, один из заместителей генерального директора департамента Европы курирует отношения с Россией.

Третьим и первичным уровнем организационного управления в министерстве является отдел. Это основная кузница идей, планов и решений по проблематике отношений с конкретным зарубеж­ным государством, группой государств, мероприятий в курируемых областях. Здесь происходит рабочее согласование возникающих вопросов с зарубежными партнерами. Заведующий отделом ответ­ственен не только за осуществление практических текущих дел, но и за выработку концепции политики на курируемом участке. Бы­вают случаи, когда он может быть вызван на доклад к министру или в канцелярию премьер-министра. У каждого заведующего от­делом, как правило, один заместитель и несколько помощников из числа сотрудников отдела. Один из сотрудников назначается «общим координатором» в отделе. Он помогает координировать работу на различных участках.

Общая численность сотрудников МИД Японии на период на­чала 2001 г. составляла 5289 чел. Из них 2065 числилось в цент­ральном аппарате, а 3224 — в 187 японских дипломатических уч­реждениях за рубежом: соответственно, 115 посольствах, 66 гене­ральных консульствах и 6 официальных представительствах[218].

Решение кадровых вопросов

Важное место в обеспечении слаженной и стабильной работы МИД Японии занимают вопросы кадровой работы и управления персоналом дипломатической службы. Кадровая политика строит­ся на ряде принципов, за соблюдением которых внимательно сле­дит Кадровое агентство как руководящий орган в сфере государст­венной службы, а также кадровая служба в самом министерстве. Причем в Японии не считают целесообразной чрезмерную регуляцию кадровых процессов.Здесь исходят из того, что коллектив минис­терства как крупный социальный организм имеет большую потен­циальную силу к самоорганизации и способен самостоятельно ре­шать многие кадровые вопросы.

Первоочередное внимание уделяется вопросам найма на работу. Основной принцип здесь — проведение единого государственного экзамена. Его требования высоки и ориентированы на лучших вы­пускников центральных университетов — Токийского, Кэйо, То­кийского института иностранных языков и некоторых других. Кад­ровый отбор и дальнейшее продвижение по службе вновь принятых сотрудников носит меритократический характер, т.е. регулирование кадровых процессов и принятие кадровых решений основаны на учете уровня знаний, квалификации и способностей работников.

Для всех сотрудников установлена одинаковая штатная сетка должностей и оплаты труда. Однако продвигаются по ней быстрее те, кто достиг более заметных результатов в работе. Это законо­мерность прохождения государственной службы в Японии.

Поэтому методы оценки результатов труда служащих постоян­но совершенствуются. Они учитывают как количественные, так и качественные показатели. Для этого принято специальное законо­дательное положение, предусматривающее создание в министерстве специального отдела, контролирующего вопросы оценки труда дипслужащих, их поощрения, развития здоровой мотивации к высокопроизводительному труду. В настоящее время идет разработка методик работы данного отдела.

Большое значение придается вопросам кадровой ротации со­трудников, которая способствует максимальному раскрытию их творческого потенциала. Напомним, что ротация кадров — это непрерывное обновление дипломатического персонала, процедура пере­мещения дипломатических служащих по горизонтали или на новую более высокую должность с целью сохранения и приумножения профессионального опыта и основных профессионально-квалификацион­ных ценностей.

Кадровый обмен идет не только между отделами внутри ми­нистерства, но и между различными министерствами, в частности, между МИД и Управлением обороны, Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством финансов и т.д. В соответствии со специальным законом «О стажировках государст­венных служащих», вступившем в силу в 2000 г., МИД и неправительственные организации могут обмениваться сотрудниками для стажировки на определенный период. Это, как свидетельствует] многолетний опыт, помогает более эффективно координировать совместные межведомственные мероприятия и проекты. В этих целях в министерстве на базе отдела по связям с общественностью действует специальный «Центр по связям с неправительственными организациями (НПО)»[219]. Его задача — проводить консультирование обращающихся в МИД неправительственных организаций, де­ятельность которых касается связей с зарубежными государствами, принимать и передавать в соответствующие отделы МИД посту­пающие от НПО заявки на реализацию различных проектов, на­пример, по направлению гуманитарной помощи за рубеж, оказы­вать НПО информационное содействие.

В министерстве также существует специальный резервный «пул», образуемый в результате периодического и планового со­кращения персонала центрального аппарата. Сотрудники могут временно находиться на работе в других организациях, подчинен­ных МИД, в частности Институте международных проблем (науч­ные исследования), Японской организации международного со­трудничества (проекты оказания экономического, технического и другого содействия), Японском фонде (культурные и гуманитар­ные контакты), а затем возвращаться в министерство.

В МИД действует комплексная система повышения квалифи­кации. На базе Института повышения квалификации государст­венных служащих действуют специальные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) для различных категорий сотруд­ников как в специальном японском институте повышения квали­фикации государственных служащих. По договоренности с зару­бежными партнерами Японии (США, Великобритания и др.) ра­ботники МИД Японии могут направляться на стажировку (около одного года) в институты и учебные заведения государственной службы в эти страны.

Немалую роль играют и вопросы социального обеспечения. Со­циальные выплаты сотрудникам МИД включают пособия на со­держание семьи, транспортные расходы, лечение, отпуск, едино­временные выплаты в середине и конце года. Их объемы достаточ­но серьезные, позволяющие выйти на оптимум оплаты труда дип­служащих и создать прочную основу стабильности кадрового со­става японской дипломатии. Они позволяют рассчитывать на то, что чиновники будут эффективно трудиться, не заботясь о «допол­нительных источниках существования».

Кадровое агентство ежегодно проводит сравнительные исследо­вания условий работы государственных служащих, в том числе МИД Японии, и сотрудников частных компаний. Результатом та­кого исследования, как правило, становится направляемая в пар­ламент рекомендация о повышении среднего уровня заработной платы (приведении его в соответствии с аналогичным показателем в частном секторе), которое обычно утверждается специальной ре­золюцией.

В центральном аппарате министерства принята следующая должностная сетка: сотрудник отдела — помощник заведующего отделом — заместитель заведующего отделом — зав. отделом — за­меститель директора департамента — генеральный директор депар­тамента — заместитель министра — первый заместитель мини­стра — министр. Это и есть лестница карьерного продвижения дипломатического служащего.

В загранучреждениях МИД действует общепринятая система должностей: посол, советник-посланник, советник, первый секре­тарь, второй секретарь, третий секретарь, атташе.

Наши рекомендации