Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии
Описания никогда не существовавших стран и районов, где человек счастлив и беззаботен, земля щедра и обильна, образ жизни правилен, здоров и разумен, существовали издревле. В фольклоре и памятниках письменности разных народов нашло свое отражение изначально присущее людям стремление к золотому веку всеобщего равенства, братства, любви и благоденствия.
Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают творчество многих писателей и философов Средневековья, Возрождения и последующих эпох. "Рай" и "Божественная комедия" Данте, где воплощен идеал автора — патриархальная Флоренция прошлого; Телемская обитель в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Рабле; "Сон в летнюю ночь" и "Буря" Шекспира; утопия из "Дон Кихота" Сервантеса; страна гуигнгнмов в "Путешествии Гулливера" Свифта — все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия[77].
Томас Мор "Утопия"
Развитие утопической мысли неизбежно определялось политической, социально-исторической ситуацией, в Средние века — прежде всего волнениями крестьянской и городской бедноты. В XV— XVI вв. с зарождением буржуазии формируется новое, гуманистическое мировоззрение. Гуманисты — предшественники будущей эпохи Просвещения — верили в прогресс человечества, отвергали пессимистические взгляды "отцов церкви" на возможность счастья лишь в загробном мире, отстаивали самоценность личности и право каждого на свободное бытие[78].
Вместе с тем и эта эпоха не лишена социальных проблем и противоречий. Сложный характер эпохи отразился в творении английского гуманиста, государственного деятеля и писателя Томаса Мора (1478-1535) — его знаменитом сочинении "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516).
Во второй части этой книги автор подробно знакомит читателя с тщательно разработанной моделью общественного строя, при котором нет частной собственности и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до шести часов; граждане Утопии освобождены от выполнения наиболее тяжелых работ.
Если более детально обратиться к выделяемым в современной социальной политике направлениям — так, как мы могли бы проанализировать социальную политику какой-либо из современных стран, то можно отметить предложения автора "Утопии" для сферы здравоохранения, системы образования, в решении проблем занятости и безработицы, обеспечения старости, семьи и т.д.
Итак, здравоохранение в Утопии отличается прежде всего своей бесплатностью. Мор описывает больницы как просторные белые здания со знающими и заботливыми врачами и персоналом. Любой гражданин Утопии при обнаружении симптомов той или иной болезни может по своему желанию совершенно безвозмездно лечиться в них.
Образовательная политика государства прежде всего нацелена на развитие наиболее одаренных представителей населения. В ежедневном расписании, едином для всех жителей Утопии, выделены специальные часы для занятий, которые проводятся в форме лекций. Посещение подобных занятий обязательно для отобранных членов общества, но также свободно и для всех желающих.
В Утопии поддерживается полная занятость населения. Это значит, что все население трудоспособного возраста и способное трудиться занято в общественном производстве. Безработица в Утопии не существует. Для всех жителей находится работа, отказ от работы рассматривается как тунеядство. К числу трудоспособного населения относятся все, достигшие соответствующего возраста, за исключением калек (которым, впрочем, тоже находится общественно полезное занятие), больных и некоторых других категорий. Рабочий день длится всего шесть часов, но, по утверждению Мора, этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить все потребности государства в продуктах и произвести даже некоторый излишек.
Жители Утопии не боятся старости. Главным в семье по закону является самый старший. Старики получают такие же права на жилье и пищу, как и остальные члены общества.
Итак, сущность социально-экономической политики в Утопии заключается в том, что благосостояние государства целиком и полностью определяет благосостояние каждого его члена. Государство опекает своих граждан во всех сферах жизнедеятельности, будь то семья, здоровье, средства к существованию, образование или занятость.
Завершая краткое рассмотрение утопического проекта Т. Мора и его идей относительно социального благоустройства жизни граждан, отметим, что этот проект, так же как и другие утопические программы, во многом предвосхитил и даже подготовил будущие модели социальной политики патерналистских систем социального обеспечения.
"И наш век, и последующие века сочтут его историю школой верных и полезных начал, из которой каждый сможет брать и приспосабливать перенятые установления к собственному своему государству, ведь в книге своей Мор показал нам образец блаженной жизни и дал наставление, как жить", — писал один из современников Т. Мора[79].
Томмазо Кампанелла "Город солнца"
Немалый вклад в развитие жанра социальной утопии внес итальянский философ и писатель Джованни Доменико Кампанелла (1568-1639), принявший в монашестве имя Томмазо. Написанная в 1602 г. и опубликованная в 1623 г. его книга "Город солнца, или Идеальная республика" представляет собой программу всеобщего социального преобразования.
Согласно идее Кампанеллы, в идеальном обществе собственность должна быть упразднена; труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до четырех часов; огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках ученых. Община берет на себя и ответственность за воспитание детей. Общественное воспитание детей в государстве Кампанеллы осуществляется сначала с помощью игр. Затем обучение соединяется с трудом в процессе освоения различных ремесел.
По замыслу автора, все в городе солнца призвано поставить людей в одинаковые условия, благодаря чему им становится чужда жадность, неведомы богатство и бедность. Кампанелла вслед за Платоном раскрепощает женщину. Свободная во всем, она занимается трудами и науками наравне с мужчинами, за исключением тяжелых работ.
Новое время.
Томас Гоббс "Левиафан"
Значительный вклад в развитие идей социального реформирования и понимание возможностей социального благоустройства внесли работы мыслителей эпохи Просвещения.
Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ, один из знаменитых создателей теории общественного договора, в своей работе "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651) размышляет о справедливом устройстве государства.
Философ ставит вопрос о государственной благотворительности, видя в ней необходимое условие справедливого государственного управления: "Если многие люди вследствие неотвратимых случайностей сделались неспособными поддержать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства. Ибо, подобно тому, как было бы жестокостью со стороны кого-либо отказывать в поддержке беспомощному человеку, точно также было бы жестокостью со стороны суверена — государства подвергать таких беспомощных людей случайностям неопределенной благотворительности"[80].
Важное значение для справедливого устройства государства имеет "равномерное налогообложение". Равенство последнего, по мысли философа, зависит не от равенства богатства, а от равенства долга каждого человека государству за свою защиту. "Равенство обложения определяется скорее равенством потребления, — пишет Гоббс, — чем богатством тех лиц, которые одинаково потребляют. Ибо на каком основании должен бы быть более обременен тот, кто работает много и, сберегая плоды своего труда, мало потребляет, чем тот, кто живя беспечно, мало приобретает и расходует все приобретенное, в то время как один получает не больше защиты от государства, чем другой? Когда же налогами облагается то, что люди потребляют, тогда всякий платит соразмерно своему потреблению и государство не терпит убытка от расточительности частных лиц"[81].