Предметное поле социальной политики
Проведение социальной политики по включенным в социальную стратегию направлениям определяет ее предметное поле.
Социальная политика как научная дисциплина имеет свою отраслевую структуру, или предметное поле. В этой структуре, как правило, выделяются четыре основных сектора жизни общества, на которые направлена социальная политика:
• демография (естественное воспроизводство населения, внутренняя и внешняя миграция);
• труд (рынок труда и занятость, подготовка и переподготовка кадров, условия и охрана труда, социальное партнерство);
• доходы населения и их отдельные составляющие (заработная плата, пенсии, социальные пособия), а также налогообложение этих доходов;
• социальная инфраструктура (жилье, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).
В социальной политике, как области принятия управленческих решений, структура ее предметного поля (но не его состав!) может изменяться с течением времени. Способами количественной оценки изменений значимости отдельных структурных составляющих этого поля являются, например, величина расходов бюджетных средств или количество вовлеченных домохозяйств, или объектов социальной политики (см. табл. 2.2). Например, в период социально-экономических кризисов приоритетными являются проблемы социальной поддержки населения, в то время как стабильная экономика выступает одним из факторов системных социальных реформ (например, трудовой сферы, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, той же социальной поддержки).
Таблица 2.2
Оценка предметного поля социальной политики на примере Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)
№ | Область предметного поля социальной политики (раздел социальной стратегии) | Качественная характеристика предполагаемого первичного объекта социальной политики* | Количественная характеристика объекта социальной политики в 2000 г., млн. человек |
Стабилизация демографической ситуации | Семьи с детьми (дети до 15 лет) | 27,9 | |
Болеющие социально значимыми заболеваниями (активный туберкулез, сифилис) | 1,1 | ||
Занятые в экономике | 64,5 | ||
Правонарушители, алкоголики, наркоманы | 5,5 | ||
Освободившиеся из мест лишения свободы, бездомные | Около 1 | ||
Политика в сфере образования | Потребители услуг различных уровней образования (учащиеся) | 34,0 | |
Занятые в образовании | 5,9 | ||
Политика в области науки | Занятые в науке и научном обслуживании | 1,2 | |
Политика в сфере культуры | Занятые в культуре | 1,1 | |
Реформирование здравоохранения | Потребители медицинских услуг (население страны) | 145,2 | |
В том числе занятые в здравоохранении | Менее 4,5 | ||
Развитие физической культуры и спорта | Потребители услуг физической культуры и спорта | Нет данных | |
Занятые в физической культуре и спорте | Менее 4,5 | ||
Трудовые отношения, занятость и миграция населения | Экономически активное население, внешние мигранты | 71,9 | |
Социальная поддержка населения | Граждане с доходами ниже величины прожиточного минимума | 42,3 | |
Пенсионная реформа | Экономически активное население, пенсионеры различных категорий | 109,9 | |
Структурные изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве | Потребители жилищно-коммунальных услуг (население в целом) | 145,2 |
* Не учитываются вторичные объекты социальной политики. Например, от стабилизации демографической ситуации, политики в области науки, культуры и т.п. выигрывает и общество в целом.
Таким образом, предметное поле социальной политики как области принятия управленческих решений в устойчивой социально-экономической ситуации охватывает все население страны. Работа в установленном предметном поле социальной политики требует от органов управления, или субъектов социальной политики, решения двух основных задач:
1) формирования законодательной и нормативной базы в отдельных секторах предметного поля социальной политики;
2) определения размеров бюджета, необходимого для проведения социальной политики в целом и в отдельных секторах ее предметного поля. Здесь и ниже под бюджетом социальной политики (подробно он рассматривается в гл. 9 учебного пособия) будем понимать совокупность финансовых средств, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть направлены на реализацию целей социальной политики в течение определенного календарного периода (как правило, финансового года).