Жанровое своеобразие в «Войне и мире» Л. Н. Толстого
“Что такое “Война и мир”? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника” — так писал, обращаясь к своим верным читателям, Лев Николаевич Толстой. Так что же это за произведение, заставляющее верить искренне и безошибочно в любовь, мир и всепрощение каждого, кто только находит в себе смелость взять в руки эту книгу, чтобы читать, читать не отрываясь, до самого конца, переживая за любимых героев, как за самых близких друзей? Как объяснить самому себе эти слова автора, пытающегося в одной из своих самых значительных работ объять необъятное, понять непостижимое и объяснить, продемонстрировать нечто загадочное и великое читателю?
На мой довольно неискушенный взгляд, а я думаю, что со мной согласятся многие, “Войну и мир” невозможно ограничить узкими рамками того или иного жанра, слишком много всего содержит в себе это произведение: картины битвы сменяются изображением мира, как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы и вообще всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои этого литературного произведения.
Каждый образ сопровождается описанием многочисленных, казалось бы неприметных и неинтересных, а на первый взгляд и вовсе не нужных деталей, моментов, создающих впечатление удивительно полного раскрытия автором внутреннего мира его героев. Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все нюансы чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин оказываются рядом с Наташей Ростовой, но как сильно различается их отношение к этой юной и хрупкой девушке. Возникшая ситуация позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт, усиленный сложными жизненными перипетиями, продолжается недолго — увидев, что Анатоль тоже ранен, князь Андрей прощает своего соперника прямо на поле брани.
Вообще, читая “Войну и мир”, очень интересно наблюдать за тем, как постепенно углубляется или меняется мировоззрение персонажей в этом произведении. Л. Н. Толстой попеременно заглядывает в разные места к разным людям, что позволяет проследить за каждым героем. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину, словно шар из капелек, похожий на глобус, приснившийся Пьеру Безухову. Автор написал “Войну и мир” как новую Библию, новую священную книгу, главными заповедями которой являются светлая, чистая любовь, стремление к миру, а не войне, прощение всех своих недругов. Герои этого произведения неторопливо, но верно приходят к пониманию подобных постулатов и догм. Нельзя сказать, что это легко. Пьеру, например, приходится пройти и через неудачный брак, и через дуэль с Долоховым, обмануться в масонстве, в которое он когда-то свято верил, побывать в плену и только потом наконец обрести счастье с Наташей, осознав семейное счастье как нечто главное в жизни.
В “Войне и мире” Лев Николаевич Толстой призывает людей оставить вражду и борьбу между собой и начать действительно жить “по-настоящему”. Он показывает на примере своих героев, к чему может привести отсутствие мира вообще и мира, лада с самим собой. Как и любое замечательное по мысли, по чувству серьезное произведение, книга Л. Н. Толстого вызвала неиссякаемый поток критики и восторженных отзывов, но мне хотелось бы привести сейчас именно высказывание Н. Н. Страхова о “Войне и мире”: “...Ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и с целым”. Думаю, такую связь частей и целого можно считать идеалом художественной композиции, за что произведение Л. Н. Толстого по праву называют выдающимся.