Особенности модернизации в России
1) сильное влияние опыта других стран, ориентация на внешние образцы;
2) решающая роль государства в проведении необходимых реформ;
3) первоочередное преобразование политической, а не экономической сферы;
4) избирательность и противоречивость модернизации;
5) отчуждение значительной части населения от власти и проводимых ею мероприятий.
В настоящее время политическое развитие России имеет одновременно модернизаторский и антимодернизаторский характер. Первая тенденция проявляется в расширении возможностей участия в политической жизни социальных групп и индивидов. Вторая тенденция выражается в авторитарных методах осуществления власти, закрытом характере принятия важнейших решений. Сегодня крайне необходимо, чтобы модернизация была направлена в конечном итоге на опережение, учитывала завтрашний день социокультурного прогресса и взаимодействия политических структур.
Список использованных источников и литературы
1. Василенко, И. А. Политология : учебник для бакалавров / И. А. Василенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 421 с.
2. Политология : учебник / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – Москва : Юрайт, 2010. –691 с.
3. Комаровский, В. С. Конфликты и консенсус в процессе модернизации России // Власть. 2012, № 2. – С. 4-11.
4. Черняховский, С. Ф. Модернизация: противоречивость идеологического концепта и политический процесс в современной России // Власть. 2012, № 5. – С. 9-12.
5. Родства не помнящие. Исследования. Исследовательский холдинг Ромир. – URL: http://www.romir.ru/studies/279_1321905600/ (дата обращения 11. 05. 2012).
Аннотация статьи: Комаровский, В. С. Конфликты и консенсус в процессе модернизации России // Власть. 2012, № 2. – С. 4-11.
В статье анализируются возможности и условия модернизации России, наиболее приемлемые пути и методы, препятствия и трудности на пути модернизации. Особое внимание уделяется неизбежно возникающим в процессе модернизации конфликтам и методам их урегулирования. Автор обращает внимание на то, что отказ от модернизации сегодня означает стагнацию и полный распад, дележ страны более успешными странами, исчезновение России с политической карты мира. Замечает, что модернизация – это мегапроект, включающий в себя внедрение новых технологий в промышленности, совершенствование системы управления, смены парадигмы и др. Цель модернизации – возрождение России как великой державы и повышение уровня жизни россиян. Главным условием ее осуществления является достижение консенсуса в обществе. Сегодня только 11 % россиян понимают что модернизация предполагает становления правового общества с рыночной экономикой. С точки зрения автора, именно власть должна последовательно и целеустремленно реализовывать данную политику, при этом максимально снизив роль неблагоприятных факторов для модернизации
Определение терминов:
Анархизм(гр. anarchia— безначалие, безвластие)— 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм.
Развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархизма была осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845), предложившим индивидуалистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обмене товарами между независимыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном («Что такое собственность?», 1840; «Система экономических противоречий, или Фшософин нищеты», 1846). Последний утверждал: основа неравенства и несправедливости собственность и неэквивалентный обмен, которые могут быть устранены нереволюционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежною и эквивалентного обмена продуктами труда, а это способствовало бы постепенному отмиранию государства. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители М.А. Бакунин («Государственность и анархия», 1873), отстаивавший идею революционного уничтожения государства и создания «свободной федерации» крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма), и П. А. Кропоткин («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов «взаимной помощи» призвавший к переходу к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришелся на первую половину XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политическом спектре, действуя в союзе с другими движениями (например, либертаристского, антиглобалистского и экологического толка).
Миротворчество– совокупность операций по поддержанию мира. Первая из них была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание военных наблюдателей на Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. За шестьдесят с лишним лет во всех уголках мира в общей сложности было проведено 64 операции ООН по поддержанию мира. Миротворческие акции осуществляют и другие многосторонние международные структуры.
Импичмент (англ. impeachment) — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должностными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верхней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.
Лига Наций — международная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития сотрудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был заложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударственных противоречий (третейским разбирательством, Советом Лиги или ее Ассамблеей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее состава в 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организовать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она фактически прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН.
Пакт (лат. pactum —договор) — формальное (открытое, закрепленное письменно) либо неформальное (тайное, неоформленное) соглашение об основополагающих правилах политического поведения, заключаемое между самыми влиятельными политическими силами (например, оппозицией и правящими кругами или различными группировками правящей элиты, ни одна из которых не в состоянии самостоятельно добиться всей полноты власти и эффективно ее реализовать). Эти силы, взятые в целом, придерживаются двух принципиальных установок относительно перспектив (целей) развития политического режима, одна из которых — ориентация на сохранение существующего порядка (условно «консерваторы»), а вторая — нацеленность на проведение преобразований (условно «реформаторы»).
Созидательный демократический потенциал пакта выражается в «согласии быть несогласными» и в стремлении это согласие поддерживать в условиях, когда несовпадение основных политических мнений и отказ даже от минимального сотрудничества (взаимодействия) может привести к эскалации нестабильности, массовому насилию (вплоть до гражданской войны) и в итоге — к утрате имеющейся или доступной в перспективе власти конкурирующими политическими силами. Своеобразный «джентльменский» характер пакта не устраняет разногласий, противоречий и конфликтов, однако вносит некоторую ясность в действия оппонентов и несколько снижает опасность односторонних акций.
Исторические примеры такого рода соглашений — Славная революция в Англии, пакт в Ситхесе колумбийских либералов и консерваторов, венесуэльский пакт Пунто Фихо, пакт Монклоа в Испании и т.п.
Вклад Гарольда Лассуэллав развитие политической мысли
Гарольд Лассуэлл (1902-1978 гг.) — американский психолог и политолог, разрабатывавший проблематику власти, властных отношений и личности в политике; внес большой вклад в развитие бихевиоризма как метода политической науки.
Автор многих работ (около 60 книг и 300 статей), среди которых: «Технология пропаганды в Первой мировой войне» (1927); «Психопатология и политика» (1930); «Мировая политика и личное чувство надвигающейся опасности» (1935); «Политика: кто получает что, когда и как» (1936); «Мировая пропаганда революции» (1939, соавт. Д. Блюменсток); «Власть и личность» (1948); «Власть и общество. Структура политического анализа» (1950, соавт. А. Каплан); «Науки о политике» (1951, соавт. Д. Лернер); «Сравнительное изучение элит» (1952, соавт. Д. Лернер, И. Ротвелл); «Будущее политической науки» (1963); «Всемирный справочник политических и социальных индикаторов» (1964, соавт.); «Революционные элиты мира» (1965, соавт. Д. Лернер); «Мировые приоритеты» (1977); «Печать власти» (1979. соавт. М. Фокс) и др.
В центре интересов Лассуэлла были проблемы политического поведения, пропаганды и выработки политических курсов, роль массовых коммуникаций в воспроизводстве символики политической власти, значение элит в обществе, политическое развитие, общетеоретические проблемы и категориальный аппарат политической науки и т.д. Он призывал преодолеть барьеры, разделяющие разные науки о человеке и обществе, и сам выполнял роль посредника между отдельными дисциплинами и интегратора социальных наук в целом, ставившего новые исследовательские задачи. Лассуэлл также полагал, что развитие политической науки буде! способствовать более полной реализации демократических устремлений людей.
Лассуэлл внес существенный вклад в развитие политической психологии, определив ее современную «повестку дня» и предложив использовать методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в исследованиях человеческого измерения политики. Он установил: политические мотивы во многом рождаются в сети межличностных связей, которые традиционно считались сугубо частными, неполитическими, а также то, что отношение индивида к политике обусловлено преимущественно психологическими механизмами его личное™, и значит, для обеспечения политической стабильности весьма важно сохранение психологического равновесия индивида. Ученый предложил довольно точный психологический портрет сторонника демократии, среди качеств которого выделяются открытость личности, критичность мышления, способность ориентироваться на несколько ценностей сразу, доверять окружающим (проблема доверия в современном демократическом обществе является в настоящее время важным предметом исследований) и т.п.