Рынок услуг детского отдыха и оздоровления.
Оценка состояния конкуренции: недостаточное количество организаций отдыха и оздоровления для детей с ограниченными возможностями здоровья, неразвитая конкуренция.
Основным фактором, препятствующим развитию конкуренции на рынке услуг детского отдыха и оздоровления, является недостаточное количество лагерей, способных обеспечить существующую потребность в оздоровлении детей; отсутствие зданий и помещений соответствующих, требованиям СанПиН и пригодных для оказания услуг детского отдыха и оздоровления; отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров в соответствующей области; сложность привлечения кредитных средств для строительства детских оздоровительных лагерей.
Для организации полноценного отдыха и оздоровления, а также адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и повышения доступности услуг для детей-инвалидов (колясочников и опорников) необходимо оснащение детских лагерей пандусами, поручнями, подъемниками, расширенными дверными проемами, санитарно-техническими помещениями, оборудованными бесконтактными смесителями, усиленными унитазами и поручнями.
Рынок услуг дополнительного образования детей.
Мнение бизнесменов об уровне конкуренции в отрасли характеризуется как - недостаточно развитая.
Специфика дополнительного образования детей выражается в добровольности и свободе выбора образовательной программы и места ее освоения, а также в возможности построения индивидуальных образовательных траекторий.
Основной проблемой, препятствующей развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей является высокая стоимость арендной платы помещений, отсутствие зданий и помещений соответствующих, действующим требованиям СанПиН, и как следствие не возможность получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Кроме того, среди основных проблем: лицензирование, перевод жилых помещений в нежилые, получение земельных участков в аренду или собственность, частые проверки и запросы государственных контролирующих органов. В связи с указанными факторами ограниченные возможности выбора поставщика услуг.
Рынок медицинских услуг.
Уровень конкуренции в отрасли характеризуется недостаточно развитой конкуренцией.
Частные медицинские организации создаются преимущественно для предоставления населению первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях. При этом, несмотря на влияние государственных медицинских организаций, отмечается устойчивая тенденция увеличения доли медицинских организаций негосударственной формы собственности в общем количестве организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории регионов.
Сдерживающими факторами вхождения частных медицинских компаний в систему обязательного медицинского страхования являются:
- необходимость оказания медицинских услуг в строгом соответствии с федеральными стандартами и порядками оказания медицинской помощи;
- недостаточность тарифа на некоторые виды медицинских услуг, не позволяющего полностью покрывать реальные затраты при условии, что услуга оказывается в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
- отсутствие в утвержденных тарифах рентабельности;
- значительные требования к оказанным медицинским услугам и оформлению документации со стороны медицинских страховых компаний, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС;
- большой объем отчетности в системе обязательного медицинского страхования;
- неразвитость информационных систем в небольших медицинских организациях;
- дефицит медицинских кадров.
Также, среди существующих административных барьеров выделяют значительные первоначальные затраты на аренду помещений, регистрация и лицензирование бизнеса, приобретение необходимого оборудования, инспекционная деятельность (частые проверки и запросы государственных контролирующих органов).
Со стороны потребителей указывается: высокая цена услуг, низкое качество услуг, небольшой ассортимент услуг.
Выходом из сложившейся ситуации может явиться:
-внесение изменений в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части установления права на получение медицинскими организациями частных форм собственности части расходов, не покрытых тарифом на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, за счет средств пациента, то есть оплаты услуг за счет двух источников;
- установление тарифов на оказание медицинской помощи исходя из применения в расчетах средних нормативов финансовых затрат на оказание видов медицинской помощи выше федеральных нормативов с компенсацией недостающих средств из краевого бюджета. Однако в условиях ограниченности средств регионального бюджета в настоящий время данное предложение не может быть применимо;
- увеличение пациентопотока в частных компаниях, в следствие чего частная компания сможет заработать больше средств, покрыв недостающие средства по низкому тарифу обязательного медицинского страхования;
- получение частными компаниями лицензий на оказание наиболее востребованных у пациентов услуг: высокотехнологичной, специализированной медицинской помощи, услуг на реабилитацию и др., которую оказывает ограниченное количество государственных медицинских организаций, что увеличивает сроки ожидания услуги у пациентов.
Кроме того, для развития конкуренции и поддержки малого и среднего бизнеса при осуществлении деятельности в сфере здравоохранения необходима реализация региональных программ поддержки малого предпринимательства (поддержка начинающих предпринимателей; возмещение процентов по кредитам; затрат в сфере инноваций; уплате образовательных услуг; уплате за участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях).