О состоянии конкуренции в строительной отрасли Российской Федерации.
Конкуренция в сфере строительства характеризуется следующими показателями.
Согласно данным доклада Росстата «Социально-экономическое положение России за 2016 год», производство ВВП и валовой добавленной стоимости по виду деятельности «Строительство» в 2016 г. составило 4784,3 млрд, рублей или 6,2 % ВВП, в 2015 г. - 4780,3 млрд, рублей, 6,4% ВВП соответственно.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2016 году составил 6184,4 млрд, рублей, или 95,7 % (в сопоставимых ценах) к уровню 2015 года.
Число замещенных рабочих мест в строительной отрасли (без учета субъектов малого предпринимательства) по состоянию на ноябрь 2016 года составляло 1051,8 тыс. рабочих мест или 98,2% к числу рабочих мест в ноябре 2015 года.
Оборот строительных организаций в 2016 г. составил 6216 млрд, рублей, что к уровню указанного показателя 2015 года составляет 101,9%. Общий объем заключенных договоров строительного подряда, прочих заказов или контрактов (без учета субъектов малого предпринимательства) в 2016 г. составил 5546,2 млрд, рублей, в 2015 г. - 5471,6 млрд, рублей. Средняя обеспеченность строительных организаций договорами и прочими заказами (контрактами) в 2016 году составила 2,46 на организацию, в 2015 г. - 2,52 соответственно.
В 2016 г. введено в эксплуатацию 247201 здание жилого и нежилого назначения, общая площадь указанных зданий - 131488,7 тыс.м2. Здания жилого назначения составляют 93,9% от числа всех введенных в эксплуатацию зданий.
В целях развития конкуренции в строительной отрасли Минстроем России ведется работа по:
сокращению административных барьеров;
совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования;
развитию института использования проектной документации повторного применения;
совершенствованию института негосударственной экспертизы проектной документации.
В целях совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в строительстве и устранения существующих проблем, препятствующих ее развитию определены следующие приоритетные направления деятельности:
расширение участия негосударственного сектора экономики в строительной отрасли Российской Федерации;
повышение качества проектирования в Российской Федерации и модернизация процедуры экспертизы проектной документации;
снижение социальной напряженности в обществе.
Для снижения административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в строительной отрасли, ведется работа по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, а также совершенствования реализации процедур, указанных в исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства.
В целях установления механизмов, препятствующих повышению стоимости строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в ходе выполнения соответствующих контрактов, принят ряд законодательных актов:
3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», наделяющий Правительство Российской Федерации правом установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также устанавливающий права публично-правовых образований, от имени которых заключен государственный, муниципальный контракт, на разработанную в соответствии с таким контрактом проектную документацию, порядок расчетов по государственным, муниципальным контрактам на строительство, исключающий расчет в полном объеме до ввода объекта в эксплуатацию.
Основные новеллы Федерального закона № 314-ФЗ: законом устанавливаются исключительные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на проектную документацию, разработанную в соответствии с заключенным государственным или муниципальным контрактом; расчет государственных и муниципальных заказчиков с подрядными организациями за выполненные работы по строительству производится в полном объеме после ввода объекта в эксплуатацию.
Минстрой России занимается разработкой нормативных актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. №314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 4 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 31 по вопросу «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» Минстроем России разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Плана развития конкуренции («Дорожной карты») в сфере строительства на 2017-2018 г. (далее - «Дорожная карта») и подготовлен для направления на согласование в ФАС России и Минэкономразвития России.
«Дорожной картой» предусмотрен комплекс мер по созданию условий для добросовестной конкуренции путем установления прозрачности оформления разрешительных документов; ввода в эксплуатацию государственной информационной системы ценообразования в строительстве; создания и ведения реестра застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства; утверждения стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации; развития конкуренции на рынках строительных материалов и конструкций за счет предоставления возможности использования в строительстве новых видов продукции.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 346 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения.
Также Минстроем России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 1138 утверждены исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения, а также исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1504 был утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ.
Минстроем России в 2015 году выдано 350 технических свидетельств, в 2016 году - 297, что позволяет обеспечивать выполнение работ по подтверждению пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений.
Ценообразование в сфере строительства
В целях снижения стоимости строительства объектов капитального строительства, сокращения расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на создание, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, повышения эффективности бюджетных капитальных вложений; повышения доверия граждан к органам государственной власти, путем обеспечения прозрачности и достоверности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации направленных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также средств населения, направляемых на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов 3 июля 2016 года был утвержден Федеральный закон № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон № 369-ФЗ).
Основными новеллами Федерального закона № 369-ФЗ являются:
наделение Минстроя России полномочиями по утверждению сметных нормативов, что позволит регламентировать соответствующие процедуры и обеспечить исключительные права на сметные нормативы Российской Федерации, а также достигнуть прозрачности, открытости и достоверности при определении сметной стоимости строительства;
формирование и ведение единого государственного реестра сметных нормативов, что позволит установить процедуру его ведения, обеспечивающую актуальность, достоверность и защиту информации, а также открытость и доступность включенных в него данных, возможность их интеграции в иные информационные системы с целью оказания государственных информационных услуг;
установление обязательного применения сметных нормативов, внесенных в единый государственный реестр сметных нормативов, при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт не только для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но также за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
обязательное проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В развитие положений Федерального закона № 369-ФЗ разработан и утвержден ряд подзаконных актов:
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» (далее - постановление № 427).
До вступления в силу Федерального закона № 369-ФЗ проверке достоверности определения сметной стоимости подлежали объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялась только за счет средств федерального бюджета.
Установление обязательности проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства в итоге позволит снизить сметную стоимость объекта за счет оптимизации проектных технических решений, добиться экономии бюджетных средств и более эффективных проектных решений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 утверждены Правила мониторинга цен строительных ресурсов
(далее - Правила).
Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, определенные Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут размещаться в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве 15 декабря 2017 года и далее - ежеквартально, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным.
Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов и сметные цены на затраты труда, определенные Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут размещаться в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве 15 декабря 2017 года и далее - ежегодно, не позднее 25 марта текущего года.
Это позволит повысить достоверность сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, также будет исключена возможность применения цен посредников на строительные ресурсы при определении стоимости строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 959 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - постановление № 959, ФГИС ЦС).
ФГИС ЦС будет включать в себя следующие основные подсистемы:
подсистему мониторинга цен строительных ресурсов, обеспечивающую сбор информации о ценах строительных ресурсов, ее обработку для формирования сметных цен строительных ресурсов, размещение информации об обладателях информации, размещение методики определения сметных цен строительных ресурсов, методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов;
подсистему ведения федерального реестра сметных нормативов;
подсистему ведения классификатора строительных ресурсов, обеспечивающую размещение классификатора строительных ресурсов, навигацию и поиск по классификатору строительных ресурсов в информационной системе.
В рамках реализации полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», приказами Минстроя России от 2 марта 2017 г. № 597/пр сформирован классификатор строительных ресурсов, от 29 марта 2017 г. № 656/пр утверждена форма классификатора строительных ресурсов, от 2 марта 2017 г. № 598/пр утвержден порядок ведения классификатора строительных ресурсов, от 29 марта 2017 г. № 659/пр утверждены формы предоставления информации производителями строительных ресурсов, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов. Обязательность применения таких цен установлена для объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, включая многоквартирные дома, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а также средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Информация, которая будет содержаться в ФГИС ЦС является открытой и общедоступной для ознакомления с ней физическими и юридическими лицами на официальном сайте оператора (ФАУ «Главгосэкспертиза России») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением информации, являющейся коммерческой тайной либо доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации.
Начало работы ФГИС ЦС планируется с 30 сентября 2017 года, а размещение в системе сметных цен строительных ресурсов, полученных Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, - 15 декабря 2017 года.
В целях оказания методической поддержки по разработке, определению и применению сметных нормативов юридическим и физическим лицам, федеральным органам исполнительной власти, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованием Минстроем России утверждено 12 Методик.
В целях обеспечения достоверности данных о сметных нормативах Минстроем России разрабатываются и актуализируются методические документы в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий производства в строительстве, а также с учетом характеристик энергетической эффективности строительных ресурсов.
В 2016 году актуализировано 239 сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок.
Также в 2016 году осуществлены мероприятия по актуализации 21 сборника укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС), являющихся показателями, определяющими потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначенными для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
Кроме того, в 2016 году были разработаны новые государственные элементные сметные нормы (646 шт.) и федеральные единичные расценки (646 шт.), а также сметно-нормативная база дополнена новыми материалами (483 шт.), машинами и механизмами (32 шт.).
Также приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 710/пр утвержден Порядок утверждения сметных нормативов, устанавливающий требования к процедурам планирования, разработки и утверждения сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства.
В рамках совершенствования системы нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве утверждены планы мероприятий по взаимодействию Минстроя России с Правительством города Москвы (в лице Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов - Москомэкспертизы), ОАО «РЖД» и Госкорпорацией «Росатом» в целях гармонизации сметно-нормативных баз.
Особого внимания заслуживает реализация трехстороннего мирового соглашения от 22 июня 2016 г. № 02-274/с, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с указанным мировым соглашением государственные, территориальные, отраслевые сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета, размещены на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.minstroyrf.ru в разделе «Деятельность/Градостроительная деятельность и архитектура / Ценообразование» согласно пункту 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 470.
Указанное мировое соглашение исполнено в полном объеме в марте 2017 года, что позволило устранить предпосылки к ограничению конкуренции на товарных рынках.