Нормативное регулирование системы развития профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

Важность развития системы профессиональных стандартов в Российской Федерации закреплена в целом ряде основополагающих стратегических документов, включая «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (в качестве одного из ключевых внешних вызовов определено «усиление конкурентной борьбы за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем»), Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (с поручением разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов) и др.

На совещании 09.12.2013 Президентов Российской Федерации В.В. Путиным было указано, что «Профстандарты должны задать чёткие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать... В руках государства система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов модернизации экономики...».

В марте 2016 года состоялось заседание Правительства РФ, в протоколе которого (от 24.03.2016 № 9) было определено:

• федеральным органам исполнительной власти обеспечить внедрение профстандартов в подведомственных им организациях и представить информацию о проделанной работе в Минтруд России до 1 июня 2016.

• Минтруду России обобщить и доложить указанную информацию в Правительство РФ до 1 июля 2016 года.

Во исполнение указанного поручения Минтрудом России в федеральные органы государственной власти было направлено письмо от 12.04.2016 № 14-3/10/П-2108, с указанием до 1 мая 2016 г. направить в подведомственные организации рекомендации о принятии и представлении в федеральный орган исполнительной власти в срок до 20 мая локального нормативного акта об утверждении плана-графика внедрения профессиональных стандартов; со своей стороны органы исполнительной власти до 1 июня 2016 г. должны направить в Минтруд России информацию о количестве подведомственных организаций и утвержденные организациями планы-графики внедрения профессиональных стандартов (в электронном виде и на бумажном носителе).

С 01 июля 2016 вступили в силу поправки в трудовое законодательство, связанные с порядком применения профессиональных стандартов для оценки и повышения профессиональных квалификаций сотрудников (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Данные изменения предусматривают обязательность применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если соответствующие требования установлены какими-либо федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. При этом профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами - должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

В этот же период были приняты нормативные документы, закрепляющие порядок применения профессиональных стандартов и оценки квалификации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации»; Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЭ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»; Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» (вступают в силу с 01.01.2017); Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (вступило в силу с 01.07.2016).

Важно отметить, что Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации», устанавливающий правовые основы для деятельности центров оценки квалификации (ЦОК), не применяется в отношении государственных служащих и граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы (ч. 4 ст. 1) – то есть для основной части лиц, отвечающих за реализацию контрактной системы в сфере закупок.

Наши рекомендации