III. Проблема толерантности
Способы межкультурного взаимодействия
I. Диалог культуры
«Отцы-основатели» концепции диалога культур: М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.С. Аверинцев, А.Я. Гуревич.
Шпендлер говорит о диалоге культур как о чем-то невозможном, он неосуществим.
Бахтин поднимает проблему диалога, разделяет определенные типы:
1. Диалог, который внутри человека;
2. Диалог как речевое общение между субъектами;
3. Диалог культур.
Он говорит о том, что между людьми есть многоголосие (полифония), в диалоге очень важно понимание. В диалоге мы принимаем на себя позицию другого, для понимания мира чужими глазами. Диалог без понимания не мыслим – это главное качество диалога.
Культурный диалог возможен как диалог между поколениями.
Идея диалога культур появляется в новое время, когда общество становится динамичным, изменяющимся, различным. Этому способствуют экономические и политические связи.
Середина 19 века, идея Маркса о том, что диалог не нужен.
Возможность первого диалога появляется после Первой Мировой войны.
В 20 веке опасение унификации культуры, из-за глобализации.
2 следствия колонизации культуры: ассимиляция (воспринимаются традиции, принимаются духовные ценности) и сегрегация (порабощение культуры, подчинение, господствующая культура навязывается).
Никогда нельзя представлять нацию в качестве обобщенного, т.к. люди и нация неоднородны.
Недостатки концепции диалога культур:
1. Недостаток в представлении субъектов обобщенными является ошибкой;
2. Между культурами диалога не может быть, т.к. в конце концов, одна культура принимает модель другой, более сильная культура станет господствующей, довлеющей над другой.
II. Межкультурная коммуникация.
Есть диалог, есть и коммуникация. Коммуникация основана на получении информации, но без её отдачи.
Термин появляется в 20е годы XX века и используется упрощенно (дается сигнал, на который человек отвечает).
2 трактовки термина:
- коммуникация, которая осуществляется через СМИ (Белл, Бжезинский);
- акцент на процесс коммуникации и на понимание между субъектами.
Межкультурная коммуникация (Э.Холл).
Происходит сдвиг от представления монокультурной концепции к бикультурной, смещение с макроуровня на микроуровень. Поднятие вопроса о влиянии культуры на поведение человека.
Межкультурная коммуникация невозможна без знания языка, через язык происходит усвоение ценностей культуры.
В результате межкультурной коммуникации, изучении другого языка возникает такой феномен, как вторичная языковая личность. Чем лучше языком владеешь, тем лучше сформирована личность.
Ю. Хабермас. Межкультурная коммуникация - не просто вербальное взаимодействие, учитываются интересы другого человека. Нарушение из-за биполярного становления мира (если субъекты не равны, то диалог культур невозможен).
III. Проблема толерантности.
Классическое определение толерантности – дружелюбие, корректность в общении, когда индивид не навязывает свои понятия на других, терпимость в отношении отличных особенностей человека.
«Относись к человеку так, как ты бы хотел, чтоб относились с тобой» - Золотое правило морали.
Толерантность по сути дела – безразличие.
М. Уолцер (изучение проблем толерантности) выделяет следующие термины терпимости:
1) Смирение с различиями ради сохранения Мира;
2) Безразличие по формуле «пусть расцветают все цветы» (толерантность в области культуры);
3) Стоическое признание неизбежного;
4) Форма интереса к различиям, вызванная уважением к другим моделям культуры, любознательность, желание научиться чему-то новому;
5) Одобрение различий из-за красоты многообразия.
Границы толерантности (Ю.Хоберманс):
1. Нужно быть толерантным к жизни другого, но это не значит, что каждый поступок другого достоин уважения;
2. Вред, который можно нанести другому человеку (трудно определить границу допустимого вреда).
Формирование идей толерантности в различные эпохи:
Античность – толерантность не существует;
Средневековье – толерантности нет, принадлежность к религии, эпоха конфликтов;
Эпоха Реформации – появление проблем толерантности, связанных с гонениями протестантов. (Дж.Локк).