Центральные проблемы теории мировой политики
· Безопасность, конфликт, война
Теория международной политики развивается в тесной связи с реальными интересами государств и народов, помогает правильному осмыслению международных отношений и выработке стратегий, обеспечивающих практический успех.
На протяжении многих веков главным объектом изучения этой отрасли знаний была проблема обеспечения внешней безопасности государства,а также тесно связанные с ней вопросы войны и мира, международных конфликтов и сотрудничества.
Стремление обеспечить безопасность во все времена являлось главным движителем теории международной политики.
Международная политика отличаетсяот политики внутренней, прежде всего, тем, что в ней нет обладающей достаточной силой единой верховной инстанции, которая гарантировала бы ее акторам мир и порядок. Хотя Совет Безопасности ООН обладает правом использовать силу против государств-агрессоров или в случае массового нарушения прав человека, отдельные страны, особенно обладающие правом вето, могут блокировать принятие таких решений или же вообще не выполнять их.
Внутри государства каждого человека от физического насилия и других противоправных действий со стороны окружающих защищает закон, опирающийся на мощь соответствующих учреждений. На мировой арене хотя и существуют различного рода договора, соглашения и нормы международного права, однако они не могут надежно защитить государство от нападения извне.
Это еще раз подтвердила агрессия НАТО против Югославии в 1999 г., нарушившая нормы международного права, а так же так называемая «пятидневная» война между Россией и Грузией в августе 2008г. В случае международного конфликта государство вынуждено рассчитывать, в конечном счете, на собственные силы и поддержку своих союзников, если они имеются и готовы оказать помощь.
Отражением отсутствия прочных гарантий защищенности от внешнего нападения и важности устрашения потенциального агрессора для обеспечения безопасности государства явилась знаменитая рекомендация древних римлян «Хочешь мира — готовься к войне». Государство только тогда может чувствовать себя спокойно, когда его оборонная мощь превосходит силу любого возможного нападающего, т.е. когда создается потенциал устрашения, заставляющий недругов под угрозой возмездия воздерживаться от нападения.
Забота о создании потенциала устрашения побуждает государство вооружаться. Однако наращивание военной мощи одного государства воспринимается другими как потенциальная угроза для себя, что мотивирует их стремление вырваться вперед в области военной мощи. Поскольку это правило действует для каждого государства, то в мире развертывается гонка вооружений.
В условиях международной напряженности военный конфликт может возникнуть по разным причинам.Это могут быть:
— жажда власти над другими народами и овладения их ресурсами;
— нанесение превентивного удара, в том числе при неправильной оценке событий;
— неконтролируемое разрастание экономического, этнического или другого крупного конфликта;
— несанкционированное начало войны из-за сбоя в работе техники, действий психически неуравновешенных политиков или военнослужащих, провокаций террористов.
В условиях гонки вооружений никто не может быть уверен в своей безопасности. В период военного противостояния «Восток — Запад» делались попытки прервать заколдованный круг гонки вооружений, остановить ее с помощью международных соглашений об ограничении ядерных и обычных вооружений, о нераспространении ядерного оружия, о создания зон, свободных от ядерного оружия, о мирном использовании космоса и др. Однако, после распада Восточного блока у США и их союзников по НАТО появился соблазн достичь для себя в области военной мощи одностороннего превосходства. Это проявилось, в частности, в расширении НАТО на восток и приближении этого блока к границам России.
Осознание преимуществ кооперации не только экономически выгодно, оно усиливает позиции сторонников мира в каждой стране и дает шанс постепенно устранить войны из жизни человечества. Чем теснее и глубже сотрудничество между народами, тем более реальными становятся такие шансы.
· Зависимость как инструмент подчинения
Благотворное влияние международной кооперации и интеграциина жизнь человечества и отдельныхстран возможно лишь тогда, когда сотрудничество строится на взаимной выгоде и подлинно демократической основе, когда в нем нет явной асимметрии и доминирования одной державы.
В наши дни не прекращаются попытки использования неравнозначной зависимости в целях гегемонизма и мирового господства, превращения менее экономически развитых стран в сырьевые придатки ведущих индустриальных держав.
Как считают авторы концепций зависимого развития (А. Кордова, О. Зункель, Ф. X. Кардозо и др.), главной причиной отсталости большинства стран мира является политика экономического неоколониализма, характерные признаки которой — структурная зависимость и опосредованная, скрытая эксплуатация. Последняя осуществляется и в виде вывоза получаемых в слаборазвитых странах доходов, и в форме асимметричного обмена ценностями и информацией.
В то же время обеспечиваются сверхвысокие прибыли транснациональных корпораций. Вывоз капитала в западные страны делает невозможным его аккумуляцию в странах-производителях.
Даже та, сравнительно небольшая часть доходов, которая остается в странах поставщиках сырья, почти не используются для инвестиций в производство, а расходуется сравнительно немногочисленной местной олигархией и торговой буржуазией на импорт дорогостоящих продуктов потребления из стран Запада (роскошные автомобили, самолеты, виллы и т.п.). Ориентация наиболее богатой части населения на импортные товары в свою очередь ведет к сужению внутреннего рынка и разорению мелких производителей, которые пополняют ряды люмпен-пролетариата.
В результате действия механизма перераспределения и использования доходов слаборазвитые государства обычно не в состоянии не только сами производить дорогостоящее оборудование и технику, но и закупать их. Это приводит к росту их внешней задолженности и как следствие фактической утрате ими государственного суверенитета. Их экономический рост и политическая стабильность все больше зависят от политики стран-метрополий и транснациональных корпораций, которые заинтересованы главным образом в развитии в них сырьедобывающего и экологически вредного производства и удержании их в состоянии подчиненности.
Хотя теории зависимого развития разрабатывались на базе анализа стран «третьего мира», описанная ими картина очень во многом предвосхитила ход событий в постсоветской России и других государствах бывшего СССР.
Широко распространенный инструмент политики экономического неоколониализма — предоставление кредитов на условиях, обрекающих национальные экономики на положение мировых аутсайдеров.
Так, например, разрушительным для отечественной экономики явилось требование МВФ повысить цены на сырье и энергоносители в соответствии с их мировым уровнем. Учитывая суровый природный климат, традиционную для страны высокую сырьевую и энергетическую затратность, почти полное отсутствие современных ресурсосберегающих технологий, резкое повышение цен в первые постсоветские годы сделало большинство отечественных предприятий неконкурентоспособными, способствовало их банкротству. Это породило в общественном мнении скепсис относительно целесообразности широкого международного сотрудничества, особенно с транснациональными организациями.
Предоставление кредитов правительствам, которые заведомо не способны их эффективно использовать, обрекает страны получатели на долговую зависимость и не позволяет им выступать равноправными акторами международной политики.
Важной особенностью современной международной политики становится повышение значимости в ней экономических и информационных ресурсов.Военная сила сохраняет свою роль в достижении политических целей, однако в отношениях между крупными государствами она обычно рассматривается лишь как крайний, последний аргумент. Что же касается остальной части мира, то здесь после окончания военного противостояния «СССР — США» количество войн значительно возросло. Современная система международных отношений характеризуется структурной нестабильностью, альтернативой которой может быть установление нового мирового порядка.