Современный этап развития социальной работы за рубежом

Лекция

Современный этап развития социальной работы за рубежом

(начало ХХ в. – до настоящего времени)

План.

  1. Становление новой парадигмы помощи.
  2. Социальная работа в государствах континентальной Западной Европы.

3. Особенности социальной работы в Великобритании и США.

Литература.

1. Фирсов М.В. История социальной работы. – М., 2004.

2. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. Учебник. – М., 2003. – С.29-31, 36-37.

3. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М., 2003. – С.37-38.

4. Курбатов В. И. Социальная работа. – М., 1999.

5. Циткилов П.Я. История социальной работы. – Ростов-н/Дону, 2006.

6. Социальная работа в Европе / Общ.ред. Шмелевой Н.Б. – Ульяновск, 2006

Введение

Данная лекция завершает курс изучения «История социальной работы за рубежом». И как часто бывает в конце «пути», возникает необходимость обернуться назад, понять и проверить, с чего и каким образом начинался этот «путь».

Итак, я хочу напомнить вам, что социальная работа рассматривается как три взаимосвязанных процесса: практика, область познания и образовательная деятельность.

История же социальной работы предстает как процесс во времени. Следовательно, мы стремились проследить внутреннюю логику развития, а точнее, трансформации: практики, образовательной деятельности, области познания. Подчеркнем, что:

1. практика социальной работы начинается с родового общества.

2. социальная работа как теория берет начало филантропического и первых «шагов» общинного периода (для России – Х1-ХП вв.), т.е. с того момента, когда такие социальные феномены как бедность, сиротство, бродяжничество и т.д. начинают осмысливаться теоретически, появляется рефлексия по поводу этих феноменов.

3. социальная работа как область образования, как определенный вид профессиональной деятельности, берет начало в ХХ в. в связи с организацией школ социальной работы.

Итак, мы подошли к рассмотрению тогопериода в истории социальной работы за рубежом, когда все три составляющие «социальной работы» (практика, теория, образование) соединяются воедино. И это соединение явилось результатом длительного исторического пути, начатого в III тысячелетии до н.э. на территории Междуречья (реки Тигр и Ефрат).

Очевидно, что это «соединение» знаменовало собой наступление нового этапа в истории социальной работы: на смену государственному периоду пришел период социальной работы, длящийся и в настоящее время. Постараемся рассмотреть основные экономические, политические, социокультурные предпосылки становления этого периода. Это - наш первый вопрос.

Вопрос 1.

Становление новой парадигмы помощи.

Итак, Х1Х в. стал переломным в развитии социальной помощи нуждающимся слоям населения:

1. произошли изменения в отношениях между предпринимателями и наемными рабочими (экономический фактор)

2. были выработаны новые приоритеты в социальной политике государств (фактор политической жизни)

3. активизирована общественная, частная и церковная благотворительность (фактор общественной жизни)

4. западные страны и США стояли на пороге создания социальной работы как профессионального и научного вида деятельности (фактор внутренней логики развития социальной помощи и поддержки).

Другими словами говоря, на рубеже Х1Х-ХХ вв. в экономике, политической и общественной жизни, а также в недрах самой практики социальной помощи и поддержки сложились необходимые предпосылки для вызревания качественно нового этапа развития социальной работы.

ХХ век должен был реализовать этот запущенный механизм, что и произошло в странах Западной Европы и США, с одной стороны, и было прервано революцией 1917 г. в России, с другой.

Рассмотрим каждый из обозначенных нами факторов.

1. Экономический фактор. А именно: на рубеже Х1Х-ХХ вв. свободная рыночная экономика осознается как ценность, главной основой и движущей силой которой выступает частнопредпринимательская инициатива. Это придает всему экономическому устройству максимальную эффективность, позволяется выделять богатые ресурсы для социальных программ и является важнейшей основой свободы личности во всех проявлениях ее жизнедеятельности.

Рынок явился одним из факторов усиления практики социальной работы, т.к. системы социального страхования, работа с организациями, сообществами, привнесла в практику социальной работы новые элементы развития.

2. Фактор политической жизни. А именно: наличие политической демократии:

- формирование властных институтов путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма,

- обеспечения действенного общественного контроля за деятельностью этих институтов, за органами гос.аппарата и их должностными лицами

- политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений

- наличие порядка, при котором принятие решений большинством сочеталось бы с обеспечением прав и интересов меньшинств

- функционирование государства и всех граждан строго в рамках установленного правового порядка.

Государство в ХХ в. развивается как главный инструмент и источник благосостояния, как гарант решения проблемы справедливого общественного распределения и перераспределения национального богатства в условиях свободного рынка.

3. Фактор общественной жизни. А именно: развитие гражданского общества.

Гражданское общество – сфера обширных социальных отношений и общественного участия в качестве противовеса более строгим действиям государства или экономики.

Гражданское общество берет на себя решение многих проблем, связанных с благосостоянием. Активно развивается общественная инициатива, общественные организации, фонды, общества. Направленные на решение тех или иных социальных проблем и на оказание социальной помощи и поддержки.

В то же время особое внимание приобретает семья как институт помощи и поддержки, как основа благосостояния общества. Социальная помощь, социальная работа, социальная педагогика учитывают индивида в контексте семейных отношений. С этих же позиций рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и государства. Намечаются стратегии гос. подходов к социальному обеспечению.

4. Фактор внутренней логики развития социальной помощи и поддержки.

В конце Х1Х – начале ХХ вв. складывается понимание необходимости специализированной, профессиональной, социальной помощи и поддержки.

Система обучения социальных работников обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бедным и тем, кто находился на иждивении. Многие руководители благотворительных организаций. Имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены добровольцев на социальной работе штатаными служащими. Поэтому возникла необходимость в соответствующем образовании, позволяющем обеспечить достаточно высокий уровень работы социальных служб.

Становление социального образования вместе с тем явилось частью развития системы образования в ХХ в. в целом.

Выводы:

1. Итак, в ХХ в. в общественном сознании складывается:

А) понятие «социальное государство» (впервые данный термин был введен в конце Х1Х в. немецким ученым Л. Фон Штайном). Социальное государство было определено как государство, обязанное способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо конечном счете развитие одного выступает условием развития другого.

Обобщая научные воззрения, к основным характеристикам социального государства можно отнести: ответственность государственной власти за достойную жизнь и свободное развитие человека и общества, всех социальных групп; высокий уровень прав и гарантии граждан в социальной сфере; ответственность индивидуума за свое социальное благополучие.

Российские конституционные нормы о социальном государстве содержат сходные положения с Конституцией ФРГ. Термин «социальное государство» используется также в Конституции Франции, Испании, Турции и некоторых других государств. На цель социальной политики, отвечающей идеалам социального государств указывают Конституции Италии Нидерландов, Швеции. Созвучная социальному государству концепция «государства всеобщего благоденствия» реализуется в Великобритании, Австрии, Швейцарии.

К концепции «социального государства» мы вернемся более подробно буквально через пару минут. Сейчас же мне бы хотелось на еще одном принципе, осознание которого формируется в начале ХХ в., а именно:

Б) связанное с понятием «социального государства» понимание «принципа социальной справедливости, социального равенства, обеспечения социальных гарантий», девиз которого: «Социальная поддержка нуждающихся и свобода действий для тех, кто наиболее гармонично вписался в рыночные отношения».

Тем самым была задана 2-целевая ориентация:

- на развитие социальной динамики;

- на социальную стабильность и поддержание равновесия.

Субъектами этой модели выступает:

- государство, с одной стороны,

- общественные структуры и

- частная инициатива, с другой.

2. С учетом данных обстоятельств приходит и новое понимание сути социальной помощи и поддержки. В речевой оборот был введен сам термин «социальная работа» (1900 г., Симон Паттен). И сегодня это понятие (социальная работа) раскрывается нами следующим образом:

Социальная работа – это деятельности, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп; на создание условий, благоприятствующих восстановлению способности людей к социальному функционированию (Павленок П.Д.).

******

Вернемся к концепции «социального государства».

В современном мире в наибольшей степени социальная ориентация государств и практически высокий уровень жиз­ни и социальной защищенности характерны в основном для европейских стран - для Германии, Франции и Скандинав­ских стран, а также Израиля, Канады.

Эту же парадигму как цель своего развития избрали Китай, Рос­сия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Украина и ряд дру­гих стран СНГ, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

Однако, социальная ориентация государства при слабом выполнении социальных функций государства в настоящем определяет государство социальным лишь по предназначе­нию. Даже достаточно сильное исполнение социальных фун­кций государством при нарушении других основополагающих принципов (правовой основы, демократизма и др.) не позво­ляет его называть подлинно социальным государством.

Выделяют 4 основные предпосылки, в наибольшей степени способствующие социальной ориентации государства и становлению социального государства:

1. Наличие достаточно широкой экономической и соци­альной базы общества.

2. Ускоренное развитие общества на основе научно-тех­нического и социального прогресса.

3. Всемерное развитие демократии, в том числе на про­изводстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни.

4. Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Практика общественного развития показала, что соци­ально ориентированное государство наиболее эффективно функционирует в странах, где государство устроено на де­мократической, правовой основе, где развиты социально-рыночные отношения, а общество является гражданским.

* * *

Понятие "социальное государство" впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате ана­лиза развития капитализма и классовой борьбы в Германии.

Один из основных разработчиков теории социального госу­дарства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн счи­тал, что задача государства заключается в становлении об­щественного равенства и личной свободы, в поднятии низ­ших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и обще­ственный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого.

Наиболее радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немец­кий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия (welfare state).

Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн.

После II Мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства, связанный с возведением ее положений в конституционные нормы. В частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г.

* * *

Многие зарубежные и отечественные исследователи на­ряду с понятием "социальное государство" в качестве сино­нимов нередко употребляют термины "государство всеобще­го благоденствия", "государство благосостояния".

В теоретическом плане концепция государства всеобще­го благоденствия вбирает в себя концепцию английского эко­номиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходи­мость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Приверженцы концепции государства всеоб­щего благоденствия связывают свои надежды с перспектива­ми развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству от­водится роль нейтральной, "надклассовой" силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем уста­новления принципа справедливого распределения и обеспе­чения благосостояния всех членов общества, перераспреде­ления доходов, уничтожив таким образом неравенство.

Госу­дарство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвер­дить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, до­ходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Главное средство обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами - экономический рост.

* * *

Сегодня различные авторы по-разному трактуют поня­тие "социальное государство".

1-я точка зрения. "Социальное государство - правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономи­ку, направленную на стабильное обеспечение высокого жиз­ненного уровня и занятости населения, реальное осуществ­ление прав и свобод граждан, создание своевременных и до­ступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения" (Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Ред. кол. Я. Н. Грицепко (рук.), Г. А. Николаев (зам. рук.), Ф. И. Шарков (зам. рук.) и др. M., 2002. С. 191.).

2-я точка зрения. Социальным "называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности".

3-я точка зрения. В Концепции социального государства, разработан­ной при участии авторов книги, "социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провоз­глашает высшей ценностью социальную справедливость, по­литика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации твор­ческого (трудового) потенциала личности.

Социальное госу­дарство - самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь...

Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благопо­лучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда.

Идея социального государства с ориентацией на разви­тие человека, создание ему достойных условий жизни поло­жена в основу Всеобщей декларации прав человека, приня­той Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней подчеркивается, что все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и каждый человек должен обла­дать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия.

* * *

Функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства и характеризуются двойственным процессом.

С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства;

с другой, - происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями.

В результате происходит "социализация" всех функций государства.

Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен, но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;

ж) существование институтов гражданского общества.

В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следующие социальные функции:

1. обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

2. обеспечение социального страхования для всех членов общества;

3. обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

4. социальную защиту нуждающихся;

5. сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством пере­распределения благ;

6. предоставление социальных услуг.

Этот перечень не является зас­тывшим.

* * *

Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, пока­зывает, что они строят свою социально-экономическую по­литику, опираясь на:

1. принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и их объединений, лиц наемного груда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

2. принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но од­новременно и на принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспе­чение благополучия своих граждан;

3. принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;

4. Принцип участия работников в управлении производ­ством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.

* * *

Можно выделить несколько моделей социального государства, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется.

1. модель, основывающаяся на идеологии и политике демократического социализма (ранее всего в скандинавских странах) стала исторически первой в условиях демократического уст­ройства и рыночной экономики.

2. модель, основывающаяся на идеологии и политике на либе­ральной или либерально-консервативной идеологии стала создаваться позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии.

Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального госу­дарства, получившего в теории и политической практике название "открытое общество".

Имеющиеся между ними раз­личия проявляются в:

а) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нуж­ды;

б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;

в) большей или меньшей степени вмешательства государ­ства в экономику.

Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не при­водит к потрясениям основ социального государства, происходят лишь сдвиги в его функционировании - усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.

* * *

В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями:

1. либеральная (монетаристская) - основывается на минимизации государственной собственности и соответственно - абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват").

2. социально ориентированная модель - основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.

* * *

Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.

Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных ре­форм. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться и дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.

Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценнос­тям социального государства.

1949 г. - Конституция ФРГ в ст. 20 провозгласила Германию "демократическим и соци­альным федеральным государством", в ст. 28 - "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государ­ства".

1948 г. - в Конституции Италии в соответствии ст. 2 "Республика признает и гарантирует неотъемлемые пра­ва человека - как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и тре­бует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности".

1958 г. - согласно ст. 1 Конституции, "Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой";

1975 г. - Португалия стала суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества.

1978 г. - Испания по Конституции стала "правовым, демократическим, социальным государством" и др.

Функции и обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан прописаны в Конституции Швеции.

Румыния согласно своим конституциям - правовое демократическое и социальное rocyдарство,

Республика Польша - демократическое, правовое государство, осуществляющее принцип социальной справедливости.

Греция: Конституция гласит: "Труд составляет право и находится под защитой государства, ко­торое заботится о создании условий полной занятости для всех граждан".

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социаль­но-экономическую политику как социальные государства. Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Да­нии.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Общие положения

В на­чале социальной защитой в США и Великобритании занимались преимущественно на уровне местных органов са­моуправления и частных социальных служб. В сферу социальной работы пе­решла часть педагогов, журналистов, юристов, священнослу­жителей и др. В 1 половине 1920-х гг. в США функ­ционировало около 15 школ социальной работы. Примерно тогда же стала действовать профессиональ­ная организация - Ассоциация социальных работников.

С 30-х до начала 70-х гг. в сфере социальной работы США и Великобритании важнейшую роль играли государственные структуры. Были приняты федеральные законы, гарантиро­вавшие минимум зарплаты, ограничивавшие продолжитель­ность рабочего дня, регулировавшие процессы занятости, пенсионного обеспечения, медицинского страхования.

В 1955 г. в США образована Национальная ассоциация социальных работников.

В Великобрита­нии - Ассоциация социальных работников.

В 1956 г. была воссоздана Международная федерация социальных работников (МФСР), которая и сегодня продолжает вносить большой вклад в раз­витие и совершенствование профессиональной деятельности в области социальной защиты.

Со 2 половины 70-х - начала 80-х гг. XX в. в британ­ской и американской системах социальной защиты начинает приобретать приоритетный характер либеральная направлен­ность. Особенно это характерно для США, где снижается уча­стие государства в деле социальной поддержки и помощи, уменьшаются федеральные субсидии и финансовые дотации на социальные нужды.

Идет курс на дальнейшую индивидуализацию ответственности за личное обеспечение и расширение использования рыночных, ком­мерческих механизмов в социальной сфере.

3.1. Британская система социальной защиты

Британскую модель социальной работы можно охаракте­ризовать как либерально-традиционную. Либеральная состав­ляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобрита­нии традиционно сохраняется государственное влияние.

К важнейшим ее особенностям можно отнести:

1. наличие значительного либерального компонента в со­циальной политике;

2. приоритетную социальную роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социаль­ной сфере и защите;

3. особое место благотворительных, некоммерческих (ас­социативных) организаций в деле оказания социальной по­мощи и поддержки.

Важное место в социальной политике занимает либеральная составляющая. Это проявляется в высоком удельном весе социальных услуг, пре­доставляемых нуждающимся частными агентствами, в огра­ничивающей роли государства

В социальном обслуживании нуждающихся в Великобри­тании активно используются такие рыночные механизмы, как:

1. платные услуги,

2. деятельность частных социальных агентств.

3. диффе­ренцированная оплата социальных услуг в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них (стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова.).

В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. Их немало и в континентальной Европе. Однако Англию отличает высокий удельный вес услуг, оказываемых частными социальными агентствами в общем объеме такой помощи. Так, социальные учреждения по оказанию помощи на дому, содержащиеся за счет государства и муниципалитетов, предоставляют своим клиентам примерно половину услуг, а вторую половину они получают от частных социальных агентств.

Либеральный характер британской системы социального обслуживания проявляется и в отсутствии единых государ­ственных стандартов на услуги, предоставляемые населению.Их количество и качество оговаривается лишь на уровне мест­ных норм, что ставит, например, одинокого пожилого чело­века одного графства в менее удобное положение, чем такого же человека в другом административно-территориальном об­разовании страны. Для сравнения можно привести Германию, где эти услуги более упорядочены.

Великобритания, в отличие от большинства континенталь­ных стран Западной Европы, проводит рестриктивную поли­тику на рынке труда, ограничивая размеры помощи безра­ботным со стороны государства. Так, максимальная длитель­ность выплаты пособий по безработице в Англии составляет 12 месяцев, в Испании - 24 месяца, в Бельгии вообще не установлено верхнего лимита его выплаты.

В Великобритании для финансирования предприятий со­циального трудоустройства широко привлекаются бизнес и организации, взаимодействующие с ним.

Либерализация в британской социальной политике про­является и в расширении частного рынка страхования, в су­ществовании ограничительных мер на выплату женских и иных пособий. Особое внимание в совре­менной Англии уделяется созданию широкомасштабного ча­стного рынка страхования. Наряду с государственными и корпоративными схемами пенсионного обеспечения здесь активно развивается частное пенсионное страхование. Мак­симальный размер государственной пенсии сегодня составляет чуть менее 80 фунтов в неделю (около 150 долларов).

Не каждая англичанка может рассчитывать на получение женского пособия. Оно полагается ей лишь в том случае, если женщина проработала не менее двух лет. Молодые матери, не успевшие еще приобрести такой стаж, на рубеже 1990-х-2000-х гг. оставались за пределами действовавших норм, лишаясь права на получение соответствующего пособия.

Вывод. Курс на повышение значимости либерального компонен­та социальной политики объясняется британскими властями целесообразностью ограничения социальных затрат предпри­ятиями и фирмами для усиления их конкурентоспособности, а также необходимостью сокращения растущих бюджетных расходов на социальные нужды. В реальной жизни такая по­литика далеко не всегда дает должный результат, она сопряжена с определенными издержками в деле соци­альной помощи и поддержки.

Роль муниципалитетов

1. Общие положения. Отличительной особенностью британской модели соци­альной работы является приоритетная социальная роль му­ниципалитетов при сохранении существенного влияния го­сударства в социальной защите.

Муниципальные советы в Великобритании выбирают сво­их председателей (мэров), несущих ответственность и за ре­шение социальных проблем. Во многом финансовые потреб­ности муниципалитетов на социальные нужды покрываются местными налогами, а другая часть затрат, размер которых в ряде графств довольно значителен (до 40 % и более), дотиру­ется правительством.

2. Формы услуг. Муниципальные социальные учреждения Англии предо­ставляют услуги на дому после внимательной оценки потреб­ностей клиента. Для наибо­лее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой».

К числу учреждений социального обслуживания, действу­ющих на муниципальном уровне, относятся дома-интернаты и дневные стационары временного пребывания для пожилых и инвалидов. Как правило, эти учреждения ма­лой вместимости (30-50 мест).

Профессиональный социальный работник, задействован­ный в Великобритании в муниципальных службах социаль­ного обслуживания, чаще всего выступает в роли менеджера, организующего оказание услуг со стороны сиделок, добро­вольцев и др. Кроме того, он оценивает качество и объем их предоставления.

Благотворительность

А) Статистика. Закон.Важное значение в британской модели социальной защиты имеют некоммерческие ассоциативные организации, деятель­ность которых регулируется социальным законодательством. По закону о благотворительной деятельности, принятом в конце XX в., была сохранена система строгих обязательств опекунов местных филантропических организаций и жесткого контро­ля за их финансовой деятельностью.

В середине 90-х гг. XX в, в Англии насчитывалось более 170 тыс. благотворительных организаций. Значительное количество британских ассоциаций опекают инвалидов. Незрячим, работающим в области информационных технологий или просто интересующимся компьютерами, оказывает помощь Британская компьютерная ассоциация (ВАСВ), которая с 1995 г. имеет статус благотворительной компании.

Б) Финансирование. Активность ассоциативных организаций во многом оп­ределяется стабильностью их финансирования. Важнейши­ми источниками поступления средств на благотворительные нужды являются добровольные пожертвования от различных учреждений, частных лиц, коммерческих фирм, предприятий; правительственные фанты; взносы членов благотворительных организаций; доходы от разнообразной деятельности.

В 90-е гг. XX в. текущий еже­годный товарооборот благотворительной деятельности в Ан­глии и Уэльсе составлял 10 млрд фунтов стерлингов. 25 крупнейших благотворительных фондов получали пожертвований и прибыли от своей деятельности на сумму более чем 800 млн фунтов, которые направлялись на реализацию различных социальных проектов.

Опыт социальной работы

Опыт социальной работы Великобритании имеет опре­деленную ценность и для России. Нам не мешало бы внимательно ознакомиться с британской практикой медицинского обес­печения, где определяющую роль в развитии здравоохранения играет бюджетное финансирование.

Среди инновационных форм социальной работы с пожи­лыми людьми следует отметить организацию центров реминис­ценции (воспоминаний).

Благотворительность

Отличительной стороной американской модели социаль­ной работы является преобладающее значение в ее проведе­нии ассоциативных организаций, получающих поддержку го­сударственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует со­циальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципали­тетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.

Сегодня в мире лишь США име­ют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей. В этот сектор вовлече­но около 100 млн американцев, в том числе свыше 8 млн. - оп­лачиваемые работники. Число некоммерческих организаций всех типов составляло в США на рубеже XX-XXI вв. б

Наши рекомендации