Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы.

1. Республики в составе России, которые могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн).

2.Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа.

3.Автономные округа и автономная область, по их представлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Процессы преобразования государственного устройства начались в 1990 году. В течение 1990-1991 годов все АССР провозгласили свой государственный суверенитет. В 1991 году из названия АССР было исключено слово «автономная» и они стали именоваться просто республиками в составе России[3]. В этом же году правовой статус автономных областей, кроме Еврейской автономной области, был повышен до статуса республики[4]. Все автономные области, в том числе и Еврейская, вышли из состава соответствующих краев и стали входить в Российскую Федерацию непосредственно. Многие республики изменили свои наименования в соответствии со своими национальными языками: Башкортостан, Марий Эл, Татарстан. Другие республики стали использовать двойное наименование на национальном и русском языках: Саха (Якутия), Калмыкия - Хальмг-Тангч, Чувашская республика - Чаваш республики. Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года Чечено-Ингушская Республика была разделена на две республики -Чеченскую и Ингушскую. Таким образом, к моменту принятия Конституции Российской Федерации в составе России уже имелась 21 республика и осталась одна автономная область.

31 марта 1992 года в Москве было подписано три федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ (первый договор), между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в составе РФ (второй договор) и между федеральными органами государственной власти и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (третий договор). Федеральный договор не подписали Республика Татарстан и Чечено-Ингушская республика. Тексты всех трех договоров были включены в конституцию 1978 года в качестве ее составной части. Эти договоры придали статус субъектов федерации не только республикам как ранее, но и краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.

Подписание федеративных договоров в 1992 году дало основание некоторым авторам утверждать о том, что современная Россия является договорной либо, по крайней мере, договорно-конституционной федерацией.

Асимметричность Российской Федерации видится нами только в статусе автономных округов. Реальное вхождение автономных округов в состав соответствующих краев или областей нельзя воспринимать как некий «злой умысел» федерального центра, стремящегося ограничить права автономного округа. Конституция 1993 года лишь закрепила уже ранее существовавшее в условиях РСФСР вхождение автономных округов в края или области. По этому поводу вполне определенно высказался Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 июля 1997 года: « часть 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации о вхождении края, области носит констатирующий характер. Употребление термина «входящий» означает признание Конституцией Российской Федерации существовавшего до ее вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменение своего статуса, по-прежнему входят в состав соответствующего края или области». Поэтому стоит согласиться с мнением И. А. Умновой о том, что «асимметричность Российской Федерации в немалой степени представляет собой не объективный, а искусственно созданный феномен...». От себя добавим, что этот «феномен» создан не сегодня, а в предшествующие годы, в условиях советского государства и в русле национальной политики коммунистической партии, допускающей деление народов на великие и малые.

Асимметричность федерации в России на самом деле не такая уж сложная проблема. В постановлении Конституционного Суда от 14 июля 1997 года подтверждено право автономного округа на выход из состава края или области. Причем на это даже не требуется согласия органов государственной власти края или области. Если же автономный округ остается в составе края или области, то его отношения с краем или областью могут регулироваться взаимным договором либо федеральным законом, если такое согласие не достигнуто. Возможность непосредственного вхождения автономного округа в состав Российской Федерации косвенно устанавливается и частью 1 статьи 65 Конституции, в которой не указанно в какие именно края или области входят те или иные автономные округа.



Наши рекомендации