Политическая деятельность Ельцина до и после распада СССР

В 1990 году Ельцин пытается провести несколько экономических реформ, которые помогли бы вывести страну из глубокого кризиса, однако сталкивается с серьезным сопротивлением со стороны руководства СССР. Отношения между Ельциным и Горбачевым только усугубляют ситуацию и РСФСР все чаще говорит о своем желании стать независимым государством.

В 1990 году Ельцин покидает партию и избирается президентом Российской Федерации, провозглашая тем самым свое несогласие с политикой Союза. В 1991 году гремит августовский путч, который приводит Ельцина к власти. Создается Российская Федерация и СНГ, СССР распадается.

В 1992 году Ельцин снова начинает свою деятельность по реформированию государства. Он руководит рядом политических и экономических преобразований, которые должны вывести Россию из кризиса и поставить ее на путь демократии, однако реформы не приносят желаемого результата. Внутри правительства нарастает недовольство, ведутся постоянные споры на тему новой Конституции, самих реформ и будущего страны. Назревает конфликт между законодательной и исполнительной властью. В 1993 году эти события приводят к тому, что созывается срочный совет, на котором выносится вопрос о доверии президенту и Верховному Совету. В результате кровавых событий, получивших название октябрьского путча, Ельцин остается на посту президента, а вот Верховный Совет и прочие советы окончательно ликвидируется. Страна продолжает путь, начатый Ельциным.

Несмотря на то, что Ельцин пока еще пользуется доверием, недовольство внутри страны нарастает, появляются разные радикальные группировки. Ситуация ухудшается рядом тяжелых решений, принятых президентом в рамках внешней политики, в частности, решением начать Чеченскую войну. Несмотря на все падающий рейтинг, Ельцин все же решает баллотироваться на второй президентский срок. Несмотря на разногласия даже в рядах его команды, его все же избирают на пост во втором туре.

Во время второго срока страна погружается в очередной экономический кризис, случается дефолт, власти все больше недовольны президентом, а сам он стремительно теряет здоровье. В 1999 году Ельцин, после определенной чехарды, назначает исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Владимировича Путина, а уже в конце этого года объявляет о своей отставке, не дожидаясь окончания президентского срока.

Смерть Бориса Николаевича Ельцина наступила 23 апреля 2007 года.

Итоги правления Ельцина

Ельцин принял непосредственное участие в процессе отделения РСФСР от СССР с текущим распадом Советского Союза и созданием Российской Федерации. Несмотря на то, что он стремился создать демократическую страну, его решения во внутренней и внешней политике сегодня трактуются историками неоднозначно.

РОССИЯ в начале 21 века

Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны. Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны. Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций. Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов. Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров. Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке.

Деятельность В. В. Путина по наведению порядка, укреплению российской государственности и федерализма к концу первого срока на высшем государственном посту поддерживали почти 80% россиян. На выборах в Думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом. В результате впервые в современной истории России было сформировано конституционное большинство в парламенте, что открывало большие возможности для реализации планов правительства. На выборах главы государства в марте 2004 г. В. В. Путин вновь был избран Президентом страны.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. Вместо прежних прямых выборов губернаторов регионов населением был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации. Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные - весной, а в Государственную думу - в декабре. Принятые поправки к Закону о политических партиях установили для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Запрещалось создание предвыборных блоков. Весь состав Думы было решено формироватьтолько по партийным спискам. Был запрещен переход депутатом из одной фракции и другую и установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%). Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была создана Общественная палата РФ. Укрепление властной вертикали еще более усилило регулирующую роль государства во всех сферах.

Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Начало нового века совпало с изменением конъюнктуры на энергоносители на мировых рынках. В условиях бурного роста цен на нефть Россия значительно увеличила свои золотовалютные запасы и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами. Созданный огромный стабилизационный фонд играл роль главного гаранта экономики страны от серьезных кризисных потрясений.

Укрепление государства, его институтов вызвало традиционное для России усиление роли государства в экономике. Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Были предложены к обсуждению проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Эти важные рыночные преобразования открывали новые перспективы перед экономикой.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн. операций в секунду, в результате чего открылись перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. После долгого перерыва работы российских ученых получили мировое признание. В 2000 г. академик Ж. И. Алферов был удостоен Нобелевской премии за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы длясверхбыстрых компьютеров. А в 2003 г. Нобелевская премия была присуждена академикам В.Л.Гинзбургу и А.А. Абрикосову за работы по теории сверхпроводимости и сверхтекучести.

Усилился государственный контроль за уплатой налогов крупными компаниями.

Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. В 2006 г. руководством страны были намечены перспективы преодоления демографического кризиса.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Внешнеполитическая стратегия России в 2000-2006 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по обеспечению мира и международной стабильности. Наша страна придает большое значение сохранению важнейших договоров в области сокращения вооружений как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.

В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Его голос был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские авиалайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне. Россия присоединилась к усилиям США и стран Европейского сообщества по подготовке и проведению антитеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Создаются условия для развития экономических отношений между странами СНГ. В то же время, исходя из перемен, происходящих в ряде стран («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, «революция тюльпанов» в Киргизии), руководство России ищет новые подходы к решению проблем в рамках Содружества. В основу своей политики при решении спорных вопросов государство ставит интересы России, ее народов.

Отношения стратегического партнерства были установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Все более значительное влияние приобретает новая международная организация Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она была создана Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2002 г. В дальнейшем о своем стремлении вступить в эту организацию заявили такие страны, как Индии, Пакистан, Иран и др.

В праздновании в Москве 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала у себя лидеров стран «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Все эти перемены свидетельствуют о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос.

Наши рекомендации