Кафедра истории государства и права, конституционного права
Кафедра истории государства и права, конституционного права
Доклад на тему:
«Рождение и развитие политико-правовой системы Франции в XIX в.»
Выполнил студент 1 курса,
группы 61-ВБ
А.А. Печкунов
Проверил
ст. преподаватель
________А. И. Бакаев
___________________
зачтено /не зачтено
Новосибирск, 2017
Политико-правовая система Франции в период Первой империи.
В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Согласно Органическому сенатус-консульту в 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I). Вновь был использован испытанный прием плебисцита, и третья наполеоновская Конституция была практически единодушно одобрена "французским народом". Конституция отразила эволюцию честолюбивых политических установок Наполеона. В ней основное внимание уделялось уже не организации государственной власти (к чему император в значительной степени утратил интерес), а с большой тщательностью разрабатывались такие вопросы, как престолонаследие, статус императорской семьи, присяга императору, регентство, и т. д.
Франция теперь не только фактически, но и юридически превратилась в своеобразную монархию (империю). Установление монархического по своей сути строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п. С установлением империи постепенно утрачивала свое значение и силу сама Конституция, поскольку Наполеон не признавал каких-либо формальных юридических препятствий на пути осуществления своих планов, ставил себя выше закона. Постепенно деформировалась и созданная ею система государственных органов, которая неоднократно преобразовывалась по усмотрению императора. Так, например, были изменены состав и компетенция Государственного совета, Сената и т. д.
Основным органом управления при Наполеоне стали министерства, созданные на принципе единоначалия и жесткой исполнительной вертикали. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением торгово-промышленной, фискальной, военной и карательной политики. Наполеон по сути дела включил в систему государственного аппарата и католическую церковь, которая после многих революционных потрясений и запретов была восстановлена в своих правах.
В период консульства и империи дальнейшее развитие получила
также военная организация. Эволюция революционных войн в захватнические окончательно изменила характер французской армии, превратившейся из национальной в корпоративную и цезаристскую. Значительная часть бюджетных средств шла на военные нужды.
Особое внимание Наполеон уделял развитию и укреплению полицейской системы, на содержание которой выделялись большие ассигнования. В осуществлении карательной политики империи важную роль играли военизированные полицейские соединения — корпус жандармов, находившийся в подчинении военного министра. При проведении крупных полицейских операций (разгон митингов, массовые аресты и т. д.) отряды жандармов передавались в ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандармерия оказывала помощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т. д. Получила развитие и тюремная система Франции, организация которой осуществлялась при личном участии Наполеона.
Парижская коммуна.
18 марта 1871 г. Совет Парижской Коммуны была провозглашена высшей государственной властью. В принятой на следующий день декларации "К французскому народу" государство провозглашалась республикой. Коммуна отвергла принцип разделения властей и создала своеобразный тип государственной организации - Совет Коммуны, которая сосредоточила в своих руках как законодательную, так и исполнительную власть. Её декреты и распоряжения выполняли комиссии, каждая из которых ведала функциями бывших министерств. Однако такая структура государственного аппарата имела серьезные недостатки. Отсутствовала централизация управления, в комиссиях не существовало постоянного председателя или рабочей группы, ответственной за принятые решения.
Парижской коммуной было отменено полицию, уничтожено жандармерию, а порядок поддерживали пролетарские батальоны Национальной гвардии. Подверглась ликвидации старая судебная система, и был создан новый судебный аппарат с выборными судьями. Провозглашалось демократическое судопроизводство, публичный, равный для всех суд, свобода защиты. Одновременно применялись меры репрессивного характера, следствием которых стал террор в отношении невинных лиц.
Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня. Она сделала свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его новыми государственными и правовыми институтами.
Кафедра истории государства и права, конституционного права
Доклад на тему:
«Рождение и развитие политико-правовой системы Франции в XIX в.»
Выполнил студент 1 курса,
группы 61-ВБ
А.А. Печкунов
Проверил
ст. преподаватель
________А. И. Бакаев
___________________
зачтено /не зачтено
Новосибирск, 2017