Истоки и традиции местного управления и самоуправления

Местное управление и самоуправление в Республике

Беларусь.

Истоки и традиции местного управления и самоуправления

Традиции местного управления и самоуправления имеют глубокие исторические

корни на белорусской земле. Их начало историки, социологи и политологи связывают с

периодом раннего средневековья. Ранними историческими формами самоорганизации

населения являлись вече, сход, соймы и др. Несмотря на то, что они в большинстве

случаев создавались стихийно, в них уже зарождались ростки демократии. Например, вече

(народный сход) являлось наиболее доступной формой для обсуждения населением

жизненно важных вопросов. На территории современной Беларуси вече проводились в

наиболее крупных населенных пунктах, например в Полоцке, Турове, Витебске. Важными

историческими событиями в развитии местного самоуправления явилось формирование

местных органов власти Великого княжества Литовского – уездных сеймов. Статут

Великого княжества Литовского (1588 г.) впервые четко определил органы власти,

порядок их формирования и полномочия. Столь же большой интерес представляет

демократическая форма самоуправления, именуемая Магдебургским правом. Около 60

городов на территории Беларуси в XIV–XVII вв. получили право на самоуправление, в

том числе Брест, Высокое, Гродно, Минск, Полоцк, Слуцк и др.

Важной формой развития общественного управления явилось сословное управление,

которое было характерно для славянских народов. Крестьянское, мещанское и дворянское

самоуправление как формы общественного управления были в большей степени развиты в

центральной части царской России и в меньшей степени были характерны для большей

части белорусской территории.

После 1917 г. на территории Беларуси была создана система Советов, которая

формировалась из числа рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Система местных

органов власти в советский период сложилась как однопартийная с централизованной

системой управления, что позволило достигнуть определенных положительных

результатов в социально-экономическом развитии страны. Однако данная система

противоречила процессам демократизации общественной жизни, развитию

самоуправления.

После принятия 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете

Белорусской ССР возник вопрос о реформировании политической системы, в том числе

местного управления и самоуправления. Однако в рамках Конституции БССР (1978 г.)

создание новой системы управления было невозможным. 15 марта 1994 г. была принята

Конституция Республики Беларусь как суверенного государства, и с этой даты начался

новый этап развития правовой системы страны, органичной частью которой является

местное управление и самоуправление. По итогам прошедшего 24 ноября 1996 г.

республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию

Республики Беларусь 1994 г., которые отразили основные принципы формирования

«вертикали власти», включая местные органы управления. Конституция Республики

Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских

референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) содержит раздел V «Местное

управление и самоуправление».

При разработке и принятии Конституции Республики Беларусь учитывался как

международный, так и отечественный опыт организации и функционирования местного

управления и самоуправления. Особое внимание уделялось основополагающим

демократическим принципам построения данной системы. При этом акцентировались

основные положения Европейской хартии местного самоуправления, которая была

принята Советом Европы в 1985 г. В соответствии с Европейской хартией местного

самоуправления является частью демократического конституционного строя. Принцип

местного самоуправления, как отмечается в Хартии, должен быть закреплен в

законодательстве европейских стран.

Практика формирования органов местного самоуправления на постсоветском

пространстве в рамках СНГ нашла свое отражение в Декларации о принципах местного

самоуправления в государствах-участниках СНГ, которая была принята

Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 29 октября 1994 г.

Наши рекомендации