Двухуровневая структура проекта жизненного пути личности.

Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Клементьева М.В.

Тульский государственный университет.

Разработка проблемы, связанной с представлениями человека о собственной жизни, традиционно связана с изучением жизненного пути и психологического времени. Теоретические основы в данном направлении были заложены в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и Л.С. Выготского. Дальнейшее развитие это направление получило в работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Логиновой, Л.И. Анцыферовой. Так же большой вклад в изучение жизненного пути личности внесли В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, Е.И. Головаха, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С. Гончарова и М.И. Яковчук, В.Н. Украинец, Л.В. Сохань, Л.Е. Шкляр. Их труды касается в основном «жизненной программы личности», «жизненной перспективы», «субъективной картины жизненного пути».

Придерживаясь идей культурно-исторической психологии, центральной мыслью которой является непрерывное развитие человека в процессе социализации и культурации, мы рассматриваем проект жизненного пути как динамичное представление человека о событиях собственного прошлого, настоящего и будущего, а так же связанные с ними экзистенциальные переживания. Нами разработана авторская модель проекта жизненного пути, которая в качестве структурных компонентов включает событийный и экзистенциальный уровни. При этом события жизни человека выступают как единицы событийного уровня, а переживания как единицы экзистенциального уровня. Под событиями мы понимаем нечто, что случилось в жизни человека или, по его мнению, случится в будущем. Переживание – это эмоциональный отклик на определённое событие, выражающий его значение для человека. Жизненные события и переживания, включенные в проект жизненного пути, охватывают прошлое, настоящее и будущее человека, делая его жизнь связанной, упорядоченной. Как пишет В.П. Зинченко «… в каждый момент времени присутствуют три цвета времени…» [1, с. 45]. Это означает, что человек проживает настоящее в контексте с собственным прошлым и будущем, воспринимает жизнь как единое целое.

Мы полагаем, что проект жизненного пути – это продукт социализации человека, его культурного развития, который начинает формироваться у человека не раньше подросткового возраста. Прежде всего, это обусловлено отсутствием в более раннем возрасте рефлексии, которую мы считаем главным механизмом формирования проекта жизненного пути личности. Появление рефлексии по отношению к жизни как целому С.Л.Рубинштейн характеризует как решающий, поворотный момент, с которого начинается «либо путь к душевной опустошенности..., либо другой путь – к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе» [3, с. 78].

В настоящее время выделено большое количество видов рефлексии, однако проект жизненного пути связан именно с рефлексией своей жизни. М.В. Клементьева и М.В. Воронцова выделяют биографическую рефлексию, выделяя в ней в качестве поверхностного слоя рефлексию жизненного опыта, и рефлексию жизненного пути в качестве глубинного слоя. При этом поверхностный слой ограничивается анализом событий жизненного пути, в то время как глубинный слой предполагаем анализ психобиографических структур [2, с. 106]. Таким образом, мы рассматриваем рефлексию жизненного опыта как механизм формирования событийного уровня проекта жизненного пути, а рефлексию жизненного пути как механизм формирования экзистенциального уровня. М.В. Клементьева отмечает, что «переход в глубинный слой проявляется только как результат активности человека. Этот переход осуществляется после того, как рефлексия непосредственного опыта (поверхностный слой) признаётся субъектом как недостаточная». Основываясь на этой идее, мы считаем, что формирование экзистенциального уровня возможно только на базе сформированного событийного уровня. Кроме того, мы считаем, что проект жизненного пути некоторых людей в силу низкого развития их рефлексивности ограничивается событийным уровнем. Однако это не означает, что у таких людей нет переживаний, связанных с жизненными событиями. Переживания есть, но они не рефлексируются, а значит, не могут быть обобщены и собраны в единое целое, что необходимо для целостного проекта жизненного пути.

Рассмотрев два уровня проекта жизненного пути, мы может сделать вывод об их взаимосвязи, в которой событийный уровень является базовым, а экзистенциальный высшим. Прежде всего, это обуславливается связью их элементарных единиц: событие (для событийного уровня) и переживание (для экзистенциального уровня). Любое значимое событие в жизни человека сопровождается определенным переживанием, а переживание возникает только в ответ на наступление или не наступление какого-либо события.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко В.П. Время действующее лицо// Вопросы психологии. – 2001. №6.-с. 36-54.

2. Клементьева М.В. Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 80–93.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

СЕКЦИЯ 6

XXI ВЕК – ВЕК ЧЕЛОВЕКА (ПЕДАГОГИКА)

Дубовская А.А

Наши рекомендации