Более подробно о нормативной базе
Конституция РФ регулирует самые важные, стратегические вопросы социально-трудовых и кадровых отношений в Российской Федерации. Прежде всего, следует отметить, что Основной закон гарантирует всем гражданам РФ участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Этот момент нам важен еще и потому, что говорить о кадровой политике, не обращаясь к вопросу об управлении, нельзя. Кадровая политика — это сфера социальной политики и социального управления. Согласно Конституции РФ, граждане РФ могут избираться и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т. е. определяется порядок замещения высших государственных и муниципальных должностей.
Конституция РФ провозглашает свободу труда. Статья 37 (п. 1 и 2) гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен».
Статья 34 (п. 1) расширяет данное положение: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Важно подчеркнуть конституционное положение о равенстве труда. В частности ст. 32 п. 4 устанавливает равный доступ граждан к государственной службе.
Центральная власть, согласно Конституции РФ, вправе формировать кадры федеральных структур власти, так как в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся вопросы установления законодательной, исполнительной и судебной власти, оборона и безопасность, прокуратура, федеральная государственная служба и др.
То же самое можно сказать и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Кадры правоохранительных органов, например, находятся в совместном ведении Федерации и субъекта Федерации, а следовательно, назначение на руководящий пост проходит согласование на обоих уровнях.
Конституция РФ определяет порядок и процедуры замещения высших государственный постов. Все это — кадровые вопросы.
В соответствии с недавней поправкой глава государства и гарант Конституции РФ, согласно статье, избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Так формируется высшая государственная должность в нашей стране — пост Президента РФ, т. е. решается главный кадровый вопрос.
Президент решает многие кадровые вопросы:
— назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства РФ;
— принимает решения об отставке Правительства РФ;
— представляет Государственной Думе для назначения кандидатуру на должность председателя Центрального банка РФ;
— назначает на должность и освобождает от должности по предложению председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, а также кандидатуру генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
— формирует Администрацию Президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных силРоссийской Федерации;
— назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Федеральное собрание — Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ, представляющие собой двухпалатный парламент, формируются в соответствии со ст. 5 Конституции РФ. Депутаты Госдумы (450 человек) всенародно избираются сроком на 5 лет. Состав Совета Федерации формируется по особому принципу — по два представителя (по одному от исполнительной и представительной ветвей власти) субъекта Российской Федерации.
К ведению Государственной Думы (ст. 103) в решении кадровых вопросов относятся:
— согласие на назначение председателя Правительства РФ;
— решение вопроса о доверии Правительству РФ;
— назначение на должность и освобождение от нее председателя Центрального банка РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
К ведению Совета Федерации (ст. 102) в решении кадровых вопросов относятся:
— назначение выборов Президента РФ;
— отрешение Президента РФ от должности;
— назначение на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Это то, что касается высшего уровня регулирования кадровых вопросов.
Второй правовой уровень регулирования кадровых вопросов — федеральные законы. Среди них особое место занимает Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г. Кодекс устанавливает благоприятные условия труда, защищает права и интересы работников и работодателей. Отметим основные положения трудового законодательства, касающиеся кадровой политики и кадровой работы:
— основные принципы правового регулирования трудовых отношений, включая запрещение дискриминации в сфере труда и запрещение принудительного труда;
— трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений;
— основные права и обязанности работника и работодателя;
Социальное партнерство в сфере труда:
— представители работников и работодателей;
— участие работников в управлении организацией;
— трудовой договор, его заключение, изменение, прекращение;
— защита персональных данных работника;
Режим рабочего времени и отдыха:
— заработная плата и нормирование труда;
— гарантии и компенсации работников;
— дисциплина труда;
— профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
— материальная ответственность сторон;
— защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров;
— ответственность за нарушение трудового законодательства.
Регулирование трудовых и кадровых вопросов в конкретных сферах осуществляется специальными законами.
Для нас важное значение представляют законы, регулирующие государственную и муниципальную службы. На сегодняшний день такими законами являются федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» и федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации».
Коротко раскроем содержание этих законов.
Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ состоит из четырех глав.
В первой главе — «Общие положения» — определяются понятия государственной службы, система государственной службы, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, видовые понятия системы государственной службы, должности государственной службы, реестры должностей, понятие «признаки государственного служащего».
Вторая глава — «Общие условия государственной службы» — устанавливает порядок формирования кадрового состава государственной службы,порядок поступления на службу, ее прохождение и прекращение, классные чины и дипломатические ранги, воинские и специальные звания, стаж государственной службы, персональные данные и реестр государственных служащих.
В третьей главе — «Система управления государственной службой» — определяются уровни, цели и задачи управления государственной службой, уровни кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития.
Для нас в этом законе особое значение имеют ст. 11 «Формирование кадрового состава государственной службы» и ст. 17 «Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы».