Описание применяемых методов анализа
В процессе выполнения ВКР студенту необходимо предварительно проработать материалы и литературу по выбранной тематике для составления ее полного содержания и краткой аннотации основных разделов. Необходимо тщательно обсудить все возникающие вопросы с руководителем ВКР. Это дает возможность правильно распределить усилия, оценить полноту имеющегося материала, выявить наиболее сложные вопросы, решению которых необходимо уделить особое внимание, определить логическую последовательность и порядок распределения материалов по разделам ВКР, определить разделы, над которыми можно работать параллельно и до производственной практики. Рекомендуется оформлять результаты этой работы в виде предварительного плана или оглавления ВКР.
Особое внимание следует обратить на логику исследования и использование инструментария анализа предметной области.
Рекомендуется применять изученные в ходе обучения инструменты и технологии. В частности:
1. Общие методы исследований определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования управленческих решения. К ним относятся методы системного и экономического анализа.
Системный анализ в экономике — упорядоченный целенаправленный подход к поиску эффективных путей решения сложных проблем. Он представляет совокупность методов и средств исследования сложных экономических объектов и процессов, позволяющих подготовить и обосновать управленческие решения.
Он включает:
- вычленение организационно-экономической системы и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры);
- выявление целей развития и функционирования системы;
- формирование внутренней структуры организационно-экономической системы (ее структуризация);
- формирование альтернативных вариантов развития системы;
- выбор и обоснование наиболее предпочтительного варианта.
Системный анализ позволяет предусмотреть все прямые и косвенные, близкие и отдаленные по времени последствия принимаемых управленческих решений с учетом того, на каком уровне власти (федеральный, региональный или муниципальный) они принимаются, избежать ошибочных решений. Характерным для него является использование при поиске лучшего решения логической последовательности: цели (с учетом выбранных приоритетов и распределения полномочий и предметов ведения) – пути достижения целей – ресурсы.
Экономический анализ имеет ряд сходных черт с системным анализом. Он предназначен для регистрации, объяснения и оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности исследуемых объектов государственного и муниципального секторов экономики, научно-исследовательских и образовательных организаций, общественно-политических и некоммерческих организаций. Он предусматривает совокупность методов формирования и обработки данных о производственно-хозяйственной деятельности отраслей государственного и муниципального секторов экономики, межотраслевых комплексов и государственных/муниципальных предприятий, позволяющих обеспечить научно обоснованную оценку результатов их работы, выявить резервы повышения эффективности/результативности функционирования, рационального использования ресурсов. Он предполагает анализ использования материальных ресурсов, обеспечение качества продукции (предоставление государственных/муниципальных услуг, выполнении работ), производительности труда и заработной платы и др.
2. Конкретные методы исследований можно назвать методами получения и анализа исходной информации. К ним относятся методы экономических группировок, прямого счета, соотношений, структуризации, социологического изучения, экспертные.
Метод экономических группировок позволяет объединить объекты анализа в однородные группы для выяснения влияния взаимодействующих факторов.
Методом прямого счета определяют показатели, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода (затрат) материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В числе методов соотношений наиболее широко применяется индексный. Сущность его в сравнении каких-либо показателей (например, валового регионального продукта, бюджетообеспеченности населения и др.) двух различных периодов времени или территорий.
Метод структуризации основан на поэтапном расчленении общих целей на их составные компоненты. Такую процедуру называют построением дерева «цели – средства». На нижних уровнях такого дерева могут быть представлены отдельные мероприятия по достижению выявленных целей. Возможна количественная оценка относительной важности отдельных целей и мероприятий.
К методам социологического изучения относятся: опрос, наблюдение и анализ документов. Они составляют инструментарий познания социальных явлений и процессов. Их применение связано с задачами получения разного рода информации о социальной действительности для последующего обобщения в процессе обоснования решений.
Экспертные методы используются для получения информации, которой располагают отдельные лица, а также для оценки эффективности тех или иных управленческих решений, когда количественные методы применять нецелесообразно. В данном случае наиболее приемлемыми считаются суждения отдельных специалистов – экспертов по определенным вопросам.
Могут быть использованы методы планирования, основные из них:
1. Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.
2. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
3. Программно-целевой метод предполагает разработку государственных и муниципальных программ по особым технологиям и правилам и предназначен для обоснования плановых решений социально-экономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач, формирование программного бюджета.
Допускается использование методов анализа, которые широко применяются в управлении корпорациями, но с учетом специфики сферы государственного и муниципального управления. Например, критерии качества целей SMART, STEEP-анализ, SWOT-анализ, анализ организационной структуры, методы построения контура управления, профессиограмма, методы поведенческих индикаторов, построение модели компетенций, модели карьеры, модели обучающейся организации, методы оценки программ формирования кадрового резерва, методы конфигурирования бизнес-процессов (аутсорсинг, бенчмаркинг), GAP-анализ (метод анализа отклонений) и другие.
Анализ не должен сводиться к простой констатации фактического положения дел или механического применения инструментов. В работе высоко оцениваются, во-первых, аргументация на основе статистического или факторного анализа; во-вторых, аналитические выводы. Приветствуется владение прикладным программным обеспечением, например, MS Excel и др.
С помощью анализа необходимо устанавливать конкретные факторы, влияющие на изменение уровня каждого из рассматриваемых социально-экономических показателей, выявлять закономерности развития и зависимости, вскрывать причины, недостатки и резервы улучшения параметров исследуемого объекта.
Анализ обязательно заканчивается выводами.
Этапы выполнения ВКР
Исходя из обозначенных выше требований, выполнение ВКР, являющееся формой самостоятельной работы студента и осуществляемое в свободное от аудиторных занятий время, складывается из основных этапов, представленных в таблице 2.
Таблица 2 – Основные этапы выполнения ВКР
№ п/п | Этапы выполнения ВКР |
Уточнение студентом возможных направлений исследования и планируемого места производственной практики. | |
Подбор и назначение заведующим кафедрой руководителя с учетом пожеланий студента и утвержденной нагрузки преподавателей кафедры | |
Выбор и согласование с руководителем темы ВКР. Разработка и утверждение задания на ВКР. | |
Составление плана ВКР с учетом рекомендованной структуры, определение и утверждение руководителем сроков выполнения отдельных разделов работы | |
Написание ВКР: · библиографический поиск литературных источников и их изучение; · подбор информационного материала, обеспечивающего открытость информации о деятельности органов власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации, органов местного самоуправления, его анализ и обобщение на основе имеющихся или допускающих использование методик, оценка открытости информации о рассматриваемой сфере; · подбор информационного материала на месте прохождения производственной практики, его анализ и обобщение; · обработка данных (в частности, компьютерная), выполнение расчетов или разработка методических и/или справочных материалов; · систематическое консультирование руководителем по мере подготовки ВКР | |
Оформление ВКР, представление отдельных разделов и работы в целом руководителю для проверки в соответствии с установленными сроками. |
Продолжение таблицы 2
№ п/п | Этапы выполнения ВКР |
Завершение и техническое оформление ВКР, Прохождение проверки на антиплагиат (установленный минимально допустимый уровень уникальности текста – 60%), нормоконтроль оформления. | |
Представление ВКР в окончательном варианте руководителю для подписи на титульном листе, свидетельствующей о допуске к защите. Получение отзыва руководителя. | |
Представление ВКР на рецензирование. | |
Подготовка слушателем выступления и презентации ВКР к защите | |
Публичная защита ВКР перед Государственной аттестационной комиссией, утверждаемой приказом ректора университета и включающей как преподавателей кафедры, так и представителей работодателей. |
Таким образом, исходя из обозначенных выше требований, подготовка и выполнение ВКР включает в себя ряд следующих шагов:
· выбор и согласование с руководителем темы ВКР;
· разработка и утверждение задания на ВКР;
· сбор материала для ВКР;
· выполнение ВКР, оформление текста и наглядных материалов;
· сдача ВКР (в электронном виде и в печатном виде) на кафедру:
- получение от руководителя ВКР направления на проверку на антиплагиат (текст ВКР необходимо представить руководителю ВКР не только в печатном, но и в электронном виде в одном файле);
- прохождение проверки на антиплагиат (установленный минимально допустимый уровень уникальности текста – 60%) и нормоконтроля;
- представление на кафедру ВКР в электронном и переплетенном печатном виде;
· подготовка презентации ВКР и выступления в ГАК;
· направление работы на рецензию;
· защита в ГАК.
Определение темы ВКР
Основное требование к тематике ВКР заключается в актуальности выбранной темы, ее практической целесообразности, соответствии одной из задач в области государственного и муниципального управления, определяемых п. 4.4 ФГОС (см. п. 1 Требований), а также в предоставлении возможности студенту продемонстрировать сформированные компетенции в выбранной области будущей профессиональной деятельности.
Тематика ВКР должна быть актуальной для сферы государственного и муниципального управления, предусматривать анализ прогрессивных методов государственного и муниципального управления, способов и средств решения организационно-технических, экономических, экологических, социальных и управленческих задач органов власти различного уровня.
Основные нормативно-правовые акты, используемые для анализа в работе должны быть в актуальной на момент проведения исследования редакции и затрагивать регулирование проблемы со стороны различных уровней власти.
Выбор студентом источников информации, а также объектов сравнительного анализа или объектов, отнесенных студентом к случаям проявления лучшей практики в сфере государственного и муниципального управления, должен быть обоснован.
Конкретные разработки методических и/или справочных материалов должны строиться с учетом их возможной реализации на месте прохождения производственной практики, материалы с которого использовались в ВКР, как один из источников информации. Данные разработки методических и/или справочных материалов должны быть посвящены вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ на должностях государственной гражданской службы РФ (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.
Поэтому при выборе темы аттестационной работы рекомендуется исходить из:
· реальной ориентации на выбранную сферу планируемого студентом последующего трудоустройства;
· контент-анализ публикаций в данной сфере за последнее время (например, выбирается некий набор словосочетаний и осуществляется поиск материалов по выбранной тематике в сети Интернет – количество найденных источников и даты их опубликования способны продемонстрировать внимание к проблеме в современных условиях);
· обсуждение проблем, в анализе которых заинтересована та структура сферы государственного и муниципального управления, которая готова предоставить место под прохождение производственной практики;
· обсуждения возможной тематики с руководителем ВКР, опираясь при этом на полученные при обучении теоретические знания.
В названии темы обязательно должен быть отражен предмет исследования так, чтобы можно было однозначно соотнести работу с предметной областью исследования в рамках решения задачи п. 4.4 ФГОС (п. 1 Требований).
Наименование ВКР следует обсудить и согласовать с руководителем, лишь затем тема ВКР утверждается на заседании выпускающей кафедры государственного управления.
Следует обратить внимание на то, что название темы ВКР должно быть абсолютно одинаково во всех документах, а именно:
- в приказе об утверждении тем ВКР;
- на титульном листе ВКР;
- в задании на выполнение ВКР;
- а затем и в отзыве руководителя и рецензии на ВКР.
В случае если в ходе выполнения ВКР возникла потребность корректировки названия работы, то необходимо представить на кафедру заявление студента с визой руководителя.
2.4.2 Составление плана ВКР
Выполнение студентом ВКР после выбора темы исследования начинается с составления ее плана совместно с преподавателем-руководителем. План ВКР является основным руководящим документом, определяющим содержание, примерный объем и сроки выполнения этапов работы. План может и должен постепенно уточняться, однако основная цель, стоящая перед работой студента, должна оставаться неизменной.
План начинается с разработки замысла предполагаемого исследования с учетом рекомендованной структуры ВКР по проверяемым компетенциям (п. 2.2. Требований).
Первоначально план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования. Обычно это план – рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Это позволяет «эскизно» представить исследуемую проблему в различных вариантах и в результате ряда механических перестановок отдельных рубрик найти схему их расположения наиболее логичную и приемлемую для выполнения и представления работы.
На более поздних стадиях работы путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной схемы-содержания ВКР.
Студенту необходимо уяснить логическую последовательность и очередность намеченных работ. Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Установленная в плане организационная очередность выполнения заданий может измениться, однако за плановый период времени все эти задания должны быть выполнены.
Руководитель оказывает научную и методическую помощь:
· рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические материалы и другие источники по теме;
· проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения;
· систематически контролирует выполнение работы, оценивает ее содержание, как по частям, так и в целом;
· дает рекомендации по подготовке ВКР к защите;
· дает заключение о готовности работы в целом.