ТЕМА 10. Основные модели социального партнерства.

Разнообразие вариантов социального партнерства в мире сво­дится к четырем основным моделям - австрийской, германской, швед­ской и американской.

Австрийская модель.Сущность этой модели социального партнерства состоит в предотвращении и разрешении конфликтов между основными социальными субъектами-партнерами и предпола­гает добровольность их сотрудничества.

В основе рассматриваемой модели социального партнерства ле­жит осознание того факта, что ориентация только на прибыль как универсальный двигатель рыночной системы обнаруживает принци­пиальную недостаточность. Поэтому неотъемлемым элементом этой модели является ориентация основных социальных субъектов на ми­нимизацию конфликтов между ними, хотя бы и ценой снижения при­былей.

Основным органом, реализующим трехстороннее сотрудничество, является Объединенная комиссия по ценам и заработной плате, созданная на основе добровольного неформального соглашения между государст­вом, работодателями и профсоюзами. В систему социального партнерства входят также Консультативный совет, экономические федеральная и ре­гиональные палаты и палаты труда (в рамках которых объединены союзы предпринимателей и профсоюзы).

Австрийская система социального партнерства достигла высо­кой степени согласия. Условием этого согласия является максимально широкий охват всех крупных социальных групп, их идентификация в рамках процесса партнерства. Среди населения институт социального партнерства пользуется значительной поддержкой, в результате чего уровень и потенциал конфликтности между элитой и массами посто­янно снижается.

Закрепленный конституционно институт социального партнер­ства в Австрии конкурирует с парламентской системой, поскольку оппозиционные силы, слабо представленные во власти, получают возможность через сотрудничество в социальном партнерстве влиять на принятие решений и участвовать в государственном управлении.

Социальные субъекты-партнеры самым решительным образом влияют на основные политические партии страны. Профсоюзы тесно сотрудничают с Социалистической партией, работодатели активно воздействуют на Консервативную народную партию. Поскольку большинство в парламенте образуют представители именно этих со­циальных партнеров и партий, социальное партнерство «продолжает­ся» и в рамках законотворческой деятельности. Любые новые законы, особенно касающиеся социально-трудовых отношений, соотношения цен и заработной платы, поддержания массовой занятости населения, практически полностью зависят от компромиссных решений, вырабо­танных социальными партнерами.

Социальное партнерство является завоеванием общественной жизни Австрии. Будучи рычагом эволюционного развития, оно спо­собствует мирной динамике социума, экономическому росту, сниже­нию потенциала конфликтности в обществе, утверждению «филосо­фии превентивности», позволяющей предусмотреть и предотвратить возможные социальные эксцессы в стране.

Германская модель.Реализация социального партнерства в Германии осуществляется посредством разветвленной системы раз­личных .союзов, ассоциаций, объединений, в которых состоит более половины населения.

Интересы работодателей страны представляют различные экономические союзы, палаты, объединения предпринимателей. Они влияют на выработку общей экономической политики, харак­тер научных исследований и технологию, состояние экологии, ин­вестиции, налоги, внешнюю торговлю; защищают права предпри­нимателей перед государством. Однако их главная задача - согласо­вание коллективных тарифных договоров с профсоюзами. Как пра­вило, переговоры по достижению тарифных соглашений проходят очень трудно. Рассматривая условия работодателей, представители профсоюзов не хотят таких соглашений, которые сковывали бы их возможности ведения стачечной борьбы. Профсоюзы отдают себе отчет в том, что если они упустят возможность договориться, не предпримут попытку достижения соглашения, то это отрицательно скажется на привлекательности членства в них и уменьшит их влияние среди наемных работников.

В свою очередь, в ходе переговоров предприниматели далеко не всегда хотят связывать себе руки на случай возможного изменения экономической конъюнктуры. Тем не менее, в мышлении болъшинства представителей деловых кругов Германии произошли кардиналь­ные изменения. Они уяснили необходимость и неизбежность превен­тивной социальной политики, увеличения финансовых затрат на зара­ботную плату и социальное страхование. Переговоры по тарифам рассматриваются в Германии как чрезвычайно важная и ответствен­ная акция. Государство, как правило, в них не вмешивается, однако к этому процессу подключаются политические партии, политики и де­путаты всех уровней, средства массовой информации, финансовые структуры, различные посредники.

Система тарифных соглашений достаточно подвижна и дина­мична, охватывает практически все стороны социально-трудовых отношений и позволяет предпринимателям действовать достаточно свободно, а наемным работникам активно бороться за свои права.

Наряду с тарифами, социальное партнерство в Германии до­вольно выразительно проявляется в системе социального страхова­ния (медицинского, от несчастного случая, пенсионного, от безрабо­тицы), особенностью которого является разделение бремени финан­совых тягот и издержек между основными субъектами социального

партнерства.

Интересам социального партнерства служит и специально соз­данная судебная система, имеющая две ветви - трудовые и социаль­ные суды, и представленная на всех уровнях - местном, окружном,

земельном, федеральном.

Шведская модель.Идейной основой социального партнерства в стране является концепция «функциональной социализации», озна­чающая максимальную и цивилизованную интегрированность в об­щество каждого его члена. Ценностными основаниями этой модели служат преднамеренная социальная справедливость, солидарность, коллективизм, весьма родственные, как известно, культурным кодам и архетипам российского общественного сознания. Сформировались они прежде всего под влиянием реформистских установок шведской социал-демократии, исключающих конфронтационный характер от­ношений в обществе и предполагающих конструктивное взаимодей­ствие с довольно либеральной отечественной буржуазией.

Этому в немалой степени способствовали глубокие демократи­ческие традиции шведского общества, его высокая политическая культура, позволяющие держать возникающие противоречия в соци­ально приемлемых и допустимых рамках и переводить их в русло со­циального партнерства.

Основными чертами шведской модели являются: 1) сильная социальная политика; социальные расходы в Швеции составляют треть национального валового продукта - самый высокий показа­тель в мире; 2) обеспечение полной занятости населения; в течение многих десятилетий уровень безработицы в стране не превышает 2% «от уровня, который считается синонимом полной занятости и оптимальным для развития экономики»; при этом все социальные партнеры стремятся стимулировать экономическую активность че­ловека и способствовать созданию благоприятных условий для это­го; 3) более равномерное, чем в других странах, распределение личных доходов; так называемый «децильный коэффициент» (разница в до­ходах 10% наиболее богатых людей в обществе и 10% наименееобеспеченных) составляет в Швеции примерно 1 : 4; по разным оценкам, в России этот коэффициент выглядит как 1 к 20 и даже как 1 к 30; 4) улучшение положения трудящихся и повышение их ста­туса на производстве; серия законов, принятых в 70-е годы, зна­чительно усилила позиции наемных работников и профсоюзов на предприятиях; жестко регламентированы увольнения, установлена практика заблаговременного предупреждения о них как самих ра­ботников, таки агентств занятости, предусмотрена выплата выход­ных пособий увольняемым.

Американская модель.Американский опыт социального партнерства содержит в себе вполне развитые элементы корпоратизма и неокорпоратизма. Это, прежде всего - перенос акцентов на микро­уровень, то есть на уровень предприятия; поиск новых, более диффе­ренцированных форм представительства интересов; наличие широко­го спектра дискретных интересов, таких как защита прав потребителя, качество жизни, экология, отношения между поколениями и полами, этические и иные проблемы.

Наиболее существенными особенностями американской модели социального партнерства являются следующие.

Во-первых, развитие социального партнерства на макро-уровне. Этой цели подчинено создание так называемых «народных предпри­ятий», осуществляемое согласно национальной программе «Наделение акциями собственников» и соответствующим законом, принятым в 1974 г. Закон позволил высвободить из-под налогообложения до 50% прибыли, направляемой на покупку акций работниками компаний. В результате количество работников, сумевших перейти к форме кол­лективного владения акционерным капиталом нанявшей их фирмы, резко возросло, а народные предприятия в американской экономике получили бурное развитие. Поскольку удельный вес предприятий, в которых капитал используется на партнерской основе, значительно превосходит все остальные, это побуждает предпринимателей недву­смысленно следовать курсом социального партнерства.

Хотя участие наемных работников в управлении ограничивается обычно низовыми уровнями, они избирают на собрании трудового коллектива Совет директоров, могут проявлять свою инициативу и творчество в рамках хозрасчетных подразделений. Помимо этого, ос­тается возможность защиты прав работников традиционным способом - с помощью профсоюза посредством коллективного договора, а также на основе соответствующего законодательства, принятого на феде­ральном или местном уровне.

Во-вторых, оказание социальной помощи на производстве. Эта особенность связана с происходящими в экономике Соединенных Штатов, как и других развитых стран, глубокими структурными из­менениями, о которых речь шла выше.

Все это побуждает предпринимателей и профсоюзы развивать еще одно направление деятельности компаний и фирм - привлечение услуг специалистов - профессиональных социальных работников, которых рас­сматривают как квалифицированных посредников в деле создания на производстве здорового делового климата и отношений и атмосферы взаимного доверия между работодателями и наемными работниками. Огромное количество предприятий и профсоюзов в США разрабатывают собственные программы социальной помощи для своего персонала. В их рамках работающим предоставляется возможность решить множество возникающих проблем и воспользоваться самыми разнообразными услу­гами. В их числе: разрешение конфликтов и социально-трудовьгх про­блем; повышение трудовой отдачи и закрепление квалифицированных кадров; разработка гибких графиков рабочего времени; общеобразова­тельные семинары и курсы повышения квалификации; меры в области безопасности и охраны здоровья; консультации по служебным, психоло­гическим, семейным и другим вопросам; адаптация и занятость молоде­жи, женщин, инвалидов, национальных меньшинств; консультативная помощь работникам и членам их семей по личным вопросам.

Предприятия, осуществляющие социальные проекты, пользуют­ся преимуществами при получении заказов со стороны городских властей, получают налоговые льготы. Социальное партнерство и кон­сенсус позволяют, таким образом, руководителям бизнеса и профсою­зов изыскивать новые резервы производства и поддержания гражданско-социального мира.

В-третьих, проведение форумов по общенациональным пробле­мам. В концептуальном отношении эта особенность социального партнерства в США основывается на использовании возможностей развитого гражданского общества, которое оказывается уже способ­ным на большее, чем просто выражение собственного мнения или дос­тижение компромисса по поводу выработки общих ценностей. Стерж­невой является идея общей безопасности, трансформации мнений во взвешенные партнерские отношения и укрепления на этой основе со­циального согласия.

Форумы возникли как результат инициативы небольшой группы социально активных людей, однако в настоящее время они объеди­няют сотни организаций и множество людей - профсоюзы, универси­теты, колледжи, церкви, студенческие организации и их ассоциации, религиозные и теологические центры, группы по интересам, ученых, активистов местных организаций, экологов и т.п.

Наши рекомендации