ТЕМА 8. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны косвенно практически все трудоспособное население.
Тем более важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7, п.2), а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ст. 39).
В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
Не менее серьезное влияние современная пенсионная система на стабильность всей финансовой системы государства, а также на сбалансированность федерального бюджета, не говоря уже о региональных бюджетных системах (субъектов Федерации, бюджетов местного самоуправления и т.д.).
Степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы далеко отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет давать оперативные ответы и конструктивные решения многочисленных актуальных проблем развития пенсионной системы. Среди них следует выделить, проблему перманентного пересмотра пенсионного законодательства, проблему преодоления периодических финансовых кризисов бюджета Пенсионного фонда, проблему нарушения паритета отдельных видов пенсионных выплат различным категориям и т.п. По этой же причине не может обеспечен необходимый уровень знаний для формирования оптимальных направлений реформирования пенсионной системы.
Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения отметим достаточно низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.
Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России необходимо первоначально уточнить объект реформирования (определить основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения нашей стране, обосновать базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнить с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулировать актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы.
Пенсионные системы в практике большинства, как экономически развитых, так и развивающихся государств включают в себя несколько основных элементов.
Виды пенсионного страхования: 1) государственные пенсионные программы; 2) обязательные накопительные пенсионные программы; 3) профессиональные накопительные пенсионные программы; 4) дополнительные накопительные программы. Для разработки эффективной модели развития государственного пенсионного страхования необходимо выделить основные составляющие системы пенсионного обеспечения:
• социальная пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан страны в случае наступления пенсионного возраста, т.е. предоставляется тем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе или не смогли приобрести права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.);
* трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа (независимо от принципа, по которому они учитываются — солидарно-распределительному или накопительному);
Дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.
Основные принципы государственного (обязательного) пенсионного страхования
Под государственной пенсией (в дальнейшем изложении — пенсия) понимаются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ .
Виды государственных пенсий:
В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии:
по старости (по возрасту);
по инвалидности;
по случаю потери кормильца;
за выслугу лет.
Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии сдействующими нормативными актами устанавливаются:
• мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;
• женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях — и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему правилу.
Отдельным категориям граждан пенсии устанавливаются на льготных основаниях:
• женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста;
• инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения; инвалидам I группы по зрению;
• гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам.
Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативными актами Правительства РФ, которому действующим пенсионным законом предоставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых (Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются в порядке определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ):
• на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
• на работах с тяжелыми условиями труда;
• в качестве трактористов — машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
• в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
• в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы;
• в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования; в качестве механизаторов (докеров — механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях;
• с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
• на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ и т.д.
На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.
Пенсионным законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограничения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, поощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ (О государственных пенсиях в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.
Финансовые основы пенсионной системы России
Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).
Бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР.
Доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взносов для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финансирование выплаты социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского состава) и других пенсий.
Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству, как по старой (1990 г.), так и по новой (1998 г.) формулам.
Бюджет ПФР формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных показателях на основании Бюджетного кодекса РФ, поскольку помимо трудовых пенсий из бюджета ПФР выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужащим, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и другие выплаты, финансируемые за счет федерального бюджета.
Бюджет ПФР в соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюджетном процессе формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимоувязке с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь, это относится к бюджету Государственного фонда занятости РФ в части возмещения расходов ПФР на выплату досрочных пенсий (безработным).
Организационная структура и управление пенсионной системы
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Главные функции ПФР:
• целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
• капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
• контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам выплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
• разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установленных федеральным законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифицированный учет плательщиков и застрахованных граждан.
Формирование единой организационно-управленческой структуры ПФР (единая пенсионная служба).
Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсионной системы включает в себя:
• региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
• региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие непосредственное назначение и выплату пенсий получателям;
• Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;
• региональные отделения Сбербанка;
• Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляются практически все виды пенсионных выплат.
Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.
В пятнадцати регионах России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Якутия (Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурятский, Ненецкий автономные округа, Белгородской, Ленинградской, Московской, Новосибирской областях) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионного обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий.
ТЕМА 13. Социальная экспертиза на примере оценки последствий повышения пенсионного возраста
Пенсионная реформа стартовала в 2002 году. Она разделила трудовые пенсии на три составляющие: базовую, страховую и накопительную. Базовая часть обеспечивается госбюджетом. А страховая и накопительная, отражаемые на индивидуальных лицевых счетах, формируются за счет отчислений работодателями из фондов заработной платы. Текущие страховые поступления распределяются между нынешними пенсионерами на основе принципа "солидарности поколений", а накопления должны инвестироваться в высоконадежные активы и увеличиваться за счет соответствующих доходов. Для лиц старше 1967 года рождения накопительная часть не предусмотрена, т.е. она направляется на финансирование страховой части пенсии.
Более 90% средств будущих пенсионеров аккумулировано в Банке Развития (Внешэкономбанк), который в январе 2003 года был назначен государственной управляющей компанией по пенсионным накоплениям. Государство с самого начала предусмотрело для ВЭБа максимально консервативную инвестиционную стратегию — он вкладывал пенсионные накопления лишь в госбумаги и делал это, по оценкам экспертов, крайне неэффективно. В результате доходность инвестиций ВЭБа оказалась в прошлом году самой низкой — 5,7% годовых. ВЭБ, сосредоточивший в своих руках более 300 млрд. рублей пенсионных накоплений, не сумел даже обыграть годовую инфляцию. Для сравнения: дюжина передовых частных управляющих компаний работала с более широким набором финансовых инструментов и показала доходность выше 30% годовых.
Таким образом, задачу сохранения и преумножения пенсионных накоплений частные УК решают более эффективно, чем государственная УК. Государство на уровне федеральных законов позаботилось о том, чтобы защитить пенсионные накопления граждан от рисков. Система построена так, что в частные УК передаются не сами деньги, а лишь управляющие функции. Средства, которые передаются в управление, хранятся в специализированном депозитарии, который является независимой от УК организацией. В случае банкротства УК на накопительном пенсионном счете у человека останется сумма, указанная в последнем письме из ПФР. То есть накопительная часть пенсии при дефолте УК никуда не пропадет. Однако большинство будущих пенсионеров до сих пор не понимают суть происходящих реформ и не верят в их долгосрочность. И имеют все основания сомневаться, т.к. существует одна весьма серьезная проблема, которая ставит под угрозу всю существующую пенсионную систему.
Бочка дегтя (Проблема)
По данным Минэкономразвития, в России сегодня на 47,9 млн. плательщиков Единого социального налога (ЕСН) приходится 38,7 млн. пенсионеров. И количество последних на фоне уменьшения населения страны и числа работоспособных граждан год от года неуклонно растет. Отсюда и прогрессирующий дефицит Пенсионного фонда.
Проблемы у ПФР начались в 2005 году, когда средств на выплату базовой и страховой пенсии сегодняшним пенсионерам фонду стало не хватать. В итоге правительство второй год подряд вынуждено компенсировать ПФР нехватку средств. Так что если упадут мировые цены на нефть и бюджет будет трещать по швам, первыми почувствуют это на себе пенсионеры. Государство пытается поэтапно повышать размер пенсий. Но дальнейшее увеличение пенсий при помощи только бюджетных вливаний поставит под угрозу стабильность всей пенсионной системы в будущем. Таким образом, назрела необходимость дальнейшего реформирования пенсионной системы.
Существует несколько вариантов выхода из ситуации.
1. Отказ государства от всех или части своих пенсионных обязательств (в 1917 году перестали выплачивать государственные пенсии бывшим чиновникам или ситуация экономического краха). Вряд ли такой вариант развития событий реален для современной России.
2. Снижение размеров средней пенсии. Германия несколько лет назад с 70 до 60% средней зарплаты. У нас нельзя т.к. коэффициент замещения и так низкий (около 29%).
2. Повышение размеров обязательных взносов в бюджет ПФР. Это означает увеличение налоговой нагрузки на работодателей и работников. Если такое решение принимается в условиях неблагоприятной экономической ситуации в стране, то оно само по себе становится фактором дальнейшего ее ухудшения.
3. Повышение пенсионного возраста. Его привлекательность объясняется тем, что его принятие означает непосредственное уменьшение расходов на пенсионное обеспечение без роста налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Кроме того, этот вариант достаточно прост с технической точки зрения, поскольку при его осуществлении предполагается изменение всего двух параметров пенсионного законодательства – пенсионного возраста для мужчин и пенсионного возраста для женщин. В силу этих обстоятельств именно данный вариант рассматривается в качестве приоритетного. Кстати, первыми это уже сделали "слуги народа". Благодаря закону о госслужбе пенсионный возраст чиновников передвинут на 65 лет. Этим путем пошли США, ряд др. стран, в самое последнее время Италия. Поэтому мы рассмотрим методику социальной экспертизы оценки финансовых и социальных последствий повышения пенсионных возрастов.
Социальная экспертиза – это проверка предлагаемых управленческих решений на предмет их влияния на параметры, определяющие уровень жизни населения. Основные такие параметры: доходы населения, возможность доступа населения к различным социальным услугам и благам, ситуация на рынке труда.
4. Кроме того, есть предложения перевести в бюджет ПФР часть дивидендов "Газпрома" и других гигантов, контролируемых государством. Но мы этот вариант обсуждать не будем, так как он лежит в совершенно другой плоскости, выходящей за рамки прозрачных и прогнозируемых социально-экономических расчетов.
Состояние государственных финансов
Итак, повышение пенсионного возраста, очевидно, уменьшит количество получателей государственных пенсий, что уменьшит расходы ПФР. С другой стороны, по-видимому, возрастут расходы агента выплат пособий по безработице, т.е. федерального бюджета, поскольку часть работников возрастов, попадающих под реформу, пополнят ряды зарегистрированных безработных. Следовательно, наша задача, как экспертов, соотнести возможное сокращение расходов на выплату пенсий с возможным увеличением расходов на выплату пособий по безработице.
Для проведения расчетов необходимо использовать различные социально-экономические показатели. Для упрощения расчетов структурные характеристики всего населения страны мы распространим на контингент, выпадающий из числа получателей государственных пенсий.
Сокращение расходов на выплату государственных трудовых пенсий.
1. Численность мужчин в возрасте 60-64 лет и женщин в возрасте 55-59 лет на начало 2007 года – 6 831 000 человек.
2. Средний размер назначенных месячных пенсий на 1 октября 2007 года – 3561 рубль
3. Снижение расходов на выплату трудовых пенсий в связи с повышение возраста выхода на пенсию 6 831 000*3561*12 мес. = 291 902 292 000 руб.
Увеличение расходов на выплату пособий по безработице
1. Средний уровень регистрируемой безработицы на октябрь 2007 года - 1,8% (по методике МОТ 5,7% от экономически активного населения - Путин В.В. 18 октября).
2. Среднегодовая численность зарегистрированных безработных мужчин в возрасте 60 – 64 лет и женщин в возрасте 55 – 59 лет, получающих пособия по безработице в 2007 году – 122 958 человек. Т.е. это 1,8% от 6 831 000 мужчин и женщин данного возраста.
3. Средний размер пособия по безработице остался неизменным с 2006 года. Минимальное – 720 рублей, максимальное 2880, т.е. в районе 1500 рублей.
4. Средняя продолжительность безработицы 5,7 месяцев.
5. Увеличение расходов на выплату пособий по безработице зарегистрированным безработным в связи с повышением пенсионных возрастов
122958*1500*5,7= 1 051 290 900 руб.
Сокращение государственных расходов в связи с повышением пенсионных возрастов мужчин до 65 лет и женщин до 60 лет 291 902 292 000 – 1 051 290 900 = 290 851 001 100 рублей или в % 99,63% расходов госбюджета для этой возрастной группы.
Можно задать вопрос, а к какой экономии средств это приведет не только в госрасходах на данную возрастную группу, но и в общей структуре расходов ПФР на всех пенсионеров. Ответ – к значительной. Если общее число пенсионеров – 38 700 000, а количество граждан, попадающих под реформу 6 831 000, то это означает сокращение расходов примерно на 17,5%, даже с учетом роста расходов на выплату пособий по безработице.
Социальные последствия реформы пенсионного возраста.
Чтобы оценить их рассмотрим две типовые ситуации, в которых могут оказаться мужчины и женщины в возрасте соответственно 60-64 и 55-59 лет после принятия решения о повышении пенсионных возрастов на 5 лет.
Среднемесячная заработная плата на июнь 2007 – 12 439
1. Работник сохраняет рабочее место
А) Сейчас получает (12439*12)+(3561*12)=192 000
Б) Будет получать на 42 732 рубля меньше, т.к. теряет пенсию 3561*12, т.е. 149268 руб. или ок. 22% дохода.
Вывод: нынешнее законодательство для работающих пенсионеров выгоднее.
2. Работник теряет рабочее место.
А) Сейчас становится пенсионером и не работает, т.е. 3561*12 = 42732 руб
Б) Становится безработным и претендует на обязательное трудоустройство. Его годовой доход в этом случае состоит из 1500*5,7=8550 + 12439*6,3= 78365,7
Значит, человек получит на 35633,7 рублей больше или на 45% больше.
Следовательно, реформа позволит увеличить доходы тех, кто потеряет работу, по отношению к сегодняшним неработающим пенсионерам.
Таким образом, оказывается, что последствия повышения пенсионных возрастов однозначно положительны для консолидированного государственного бюджета, но будут неодинаковыми для домохозяйств различных типов. В некоторых из них произойдет рост доходов, в то время как в других – сокращение. А это уже ставит вопрос о политических последствиях такого решения, что выходит за рамки нашей лекции.