Рост взаимозависимости и усиление конкуренции в отношениях Россия — Евросоюз
Россия и ЕС
С начала 2000-х гг. и вплоть до наступления глобального финансово-экономического кризиса Российская Федерация находилась на подъеме. К благоприятной для нее конъюнктуре в сфере энергетических ресурсов добавляются успехи в таких областях, как металлургическая и алюминиевая отрасли промышленности, производство вооружений, сельское хозяйство, строительный бум, рост потребления, урегулирование своих внешних долговых обязательств, удвоение за пять лет расходов на образование и их утроение на медицинское обслуживание населения. Более того, как писала «Монд дипломатик», «к общему удивлению, многие российские компании успешно развертывают свою деятельность на транснациональной капиталистической сцене».
Как считают американские эксперты, ссылающиеся на аналитическую модель «Глобального барометра влияния», Россия вышла в лидеры среди самых влиятельных игроков на мировой арене. По данным экспертов компании Ernst & Young, которые опросили 809 менеджеров крупнейших корпораций, в 2007 г. Россия заняла пятое место в глобальном рейтинге самых привлекательных для инвесторов стран. Начавшийся в США в 2008 г. мировой финансово- экономический кризис подорвал эти позиции и продолжает оказывать серьезное негативное влияние на развитие нашей страны. Вместе с тем следует видеть и то, что Россия по итогам 2012 г. продемонстрировала самый значительный экономический рост среди стран «Группы восьми» — 3,4%. Важную роль в экономическом развитии страны играют торговые отношения с Евросоюзом в целом и отдельными странами ЕС.
Евросоюз является основным торговым партнером России. Согласно официальным данным, в 2012 г. по объему товарооборота Россия являлась третьим торговым партнером Европейского Союза после США и Китая, а общая сумма российских инвестиций в страны ЕС в 2012 г. составляла 69,3 млрд долл. В 2013 г. объем взаимной торговли России и Евросоюзапревысил 400 млрд долл., приблизившись к показателям торговли ЕС с США и Китаем; объем накопленных инвестиций из стран Евросоюза в российскую экономику превысил 260 млрд долл., а российские инвестиции в странах ЕС достигли 75 млрд долл.
Отношения Россия — Евросоюз характеризует высокий уровень взаимозависимости, который иллюстрирует, в частности, тот факт, что 55% экспорта ЕС идет в Россию, 35% импорта — из России. Около 40% золотовалютных резервов Российской Федерации номинированы в евро. В этом контексте на 25-м саммите Россия — ЕС, состоявшемся 31 мая — 1 июня 2010 г. в Ростове-на-Дону, было объявлено о начале партнерства Европейского Союза и России для модернизации во имя благополучия своих граждан.
В то же время Россия в своей внешней политике не может не учитывать и то, что в настоящее время «мир находится на переходном этапе. Происходит перераспределение глобального баланса сил, формируется новая полицентричная международная система, в которой Европа не занимает привычного когда-то центрального места».
В таком контексте речь В.В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности впервые после двадцати лет уступок России в отношении Запада содержала простую, но довольно неожиданную для Запада мысль: Россия стремится к тому, чтобы ее на деле признавали равной в ряду других держав, и требует, чтобы уважали ее законные интересы и считались с ее мнением по важнейшим вопросам, даже если оно расходится с позицией ЕС и США. При этом, как подчеркивает Путин уже в 2013 г., он «говорил не для того, чтобы кого-то обличать, а для того, чтобы мы с открытым забралом разговаривали, понятным, честным, открытым способом выясняли проблемы. Тогда легче будет договариваться, нельзя камуфлировать ничего».
Увеличение политической и экономической силы России и возрастание ее конкурентоспособности, переход к принципиально новому курсу на достижение самодостаточности и самоуважения во внутренней и внешней политике вызвали оживление антироссийских выступлений в странах Евросоюза.
Основными направлениями антироссийской кампании, развернутой в европейских СМИ, экспертных и аналитических сообществах, властных структурах и бизнес-кругах, сталиэкономическая стратегия России, ее внутренняя и внешняя политика. Так, в экономической сфере европейская критика России сосредоточена на вопросах, касающихся препятствий в доступе на российские рынки. «Известно несколько случаев, — пишет С. Стюарт, — когда зарубежных инвесторов в России вынудили отказаться от участия в крупных энергетических проектах под менее чем убедительными предлогами».
Группа по доступу на рынок в сотрудничестве с подразделением по доступу на рынок генерального директората европейской комиссии по торговле разработала список ТОП-10 препятствий в России к выходу на рынок (так называемый список основных препятствий). Он включает вопросы выдачи виз и разрешений на работу; таможенные вопросы; технические барьеры в торговле (сертификация и оценка соответствия); вопросы правовой определенности и выполнения законов; дорожные налоги; железнодорожные тарифы; права интеллектуальной собственности; платежи за перелеты над Сибирью; санитарные и фитосанитарные меры.
Важное место в экономической критике России со стороны ЕС уделяется проблемам, связанным с плохо развитой инфраструктурой, массовой коррупцией, непомерно раздутой бюрократией и неадекватными юридическими механизмами. Руководитель Института переходной экономики Банка Финляндии П. Сутела приводит еще одно направление критики в данной области, касающееся стремления российских компаний к приобретению активов в странах ЕС в обмен на участие европейцев в совместных российско-европейских бизнес-проектах. «Хотя либерализация иностранных инвестиций, — пишет он, — явно пойдет на пользу стране, российские производители вряд ли обновят и улучшат процесс газораспределения либо обслуживания заправочных станций на территории Европейского союза. У других государств больше опыта в данном деле. Зачем же российские компании перебивают чужие ставки? Что это — самонадеянность, избыток средств или некий тайный расчет? Именно это и тревожит европейского обывателя». В то же время, по мнению научного сотрудника Королевского института международных отношений Ф. Хэнсона, опасения, что Москва попытается использовать газ как инструмент политического давления, сильно преувеличены: «Чтобы Кремль "перекрыл кран" Германии, Франции, Австрии или Италии, ситуация должна балансировать едва ли не на грани войны. Это крайне маловероятно».
С тем, что опыт далеко не всегда подтверждает подобного рода подозрения, согласен и сам П. Сутела. «Финляндия, — пишет он, — мало зависит от природного газа, целиком поступающего из России. "Газпром" является миноритарным акционером нашей распределительной компании, а ЛУКОЙЛ владеет второй по охвату сетью автозаправочных станций. И мы не видим в этом ничего зазорного. Более того, участие "Газпрома" обеспечило сторонам доступ к важной информации».
Что касается «энергетического шантажа», в котором так часто обвиняют Россию западные СМИ и некоторые европейские политики, то в ходе международного семинара «Россия и Европейский Союз», организованного Институтом европейских исследований университета Сан Пабло и Королевским институтом Элькано 8 мая 2007 г. в Мадриде, была высказана мысль о том, что не только Россия использует энергетический аргумент во внешней политике: «Существует широко распространенная аналогичная практика государств в контексте парадигмы "энергетического национализма". Исходя из этой ситуации следует ставить вопрос о приемлемости этой практики в глобальном масштабе, а не только в отношении России. Во-вторых, что касается конкретных случаев прекращения поставок газа в Беларусь и на Украину, речь идет о краткосрочных мерах не политического, а скорее экономического характера. В-третьих, представляется маловероятным, что Россия будет применять подобные меры к странам ЕС. Более 50% доходов Российского государства зависит от экспорта энергетических ресурсов. Наконец, опасения Европейского союза не представляются обоснованными и потому, что Россия — не единственный источник его энергоресурсов».
Более того, существуют примеры, подтверждающие, что европейские компании далеко не всегда придерживаются принципа взаимной выгоды, стремясь получить односторонние преимущества от экономического сотрудничества с российскими фирмами. Идея обменяться активами, как писала «Независимая газета» еще в мае 2006 г., не вызвала приступа энтузиазма на Западе. К приватизации Gaz de France «Газпром» не допустили, информация о покупке российской газовой монополией британской Centrica вызвала в Великобритании всплеск возмущения. А председатель правления E.ON Ruhrgas заявил, что концерн не намерен отдавать германские активы за вхождение в Южно-Русское месторождение. Это подтверждают и отдельные западные аналитики. Как утверждает П. Сутела, после того как французская компания Total получила права на ограниченное миноритарное участие в разработке газоконденсатного месторождения «Штокман», Франция не предоставила подобные привилегии ни одной из российских компаний, по крайней мере официально.
Как подчеркивал В.В. Путин, «есть действующий документ, который лежит в основе наших отношений с Евросоюзом. Статья 34 говорито неухудшении коммерческой деятельности обеих сторон на территории друг друга. Принятие "третьего энергетического пакета", который задним числом распространен на ранее заключенные сделки, мы считаем прямым нарушением этой 34-й статьи. И, по сути, рассматриваем уже начавшиеся действия некоторых наших партнеров в отдельных странах Евросоюза как конфискацию российских инвестиций».
Таким образом, «экономическая критика» России со стороны ее европейских партнеров исходит,
во-первых, из реальных трудностей и проблем российско-европейского сотрудничества, ответственность за многие из которых (коррупция, забюрократизированность, слабость законодательной базы и т.п.) действительно падает на Российскую Федерацию. Сегодня, судя по многим признакам, эта ответственность осознается как бизнес-сообществом России, так и ее политическим руководством, хотя следует признать, что это осознание все еще весьма отстает от практических мер по исправлению существующего положения.
Во-вторых, как тональность, так и содержание указанной критики свидетельствуют о том, что в бизнес-кругах ЕС сдержанно воспринимают попытки политизации экономического сотрудничества с Россией. Так, с точки зрения энергетических компаний, «в условиях, когда главным является обеспечение поставок энергоносителей и функционирования рынков, систематические действия в обход России — это нонсенс».
В то же время, в-третьих, экономическое сотрудничество России и Евросоюза сопровождается — что совершенно естественно — острой и зачастую достаточно жесткой по своим формам конкуренцией, в которой каждая сторона отстаивает свои собственные интересы.
Так, например, Минэкономразвития РФ отмечает, что использование Европейской Комиссией энергокорректировок при расчете нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований влечет за собой ежегодные потери российских экспортеров в размере 500 млн долл. США. При этом данный механизм нарушает правила Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией с одной стороны и европейскими сообществами и их государствами-членами с другой стороны, подписанного 24 июня 1994 г. Кроме того, проблемы создают реализация новой политики в отношении химической продукции (системы REACH), введенная в ЕС с 2003 г. тарифная квота на пшеницу мягких сортов, условия импорта продукции животного происхождения в страны — члены Евросоюза.
В этих условиях Россия борется за соответствующие ее ресурсам позиции. В сфере энергетики, например, Российская Федерация не скрывает своей заинтересованности в западных технологиях и приобретении активов на территории ЕС. Как подчеркивает И. Шувалов, «Европа должна понимать, что ситуация изменилась. Мы не сырьевая страна, и такое состояние своей экономики рассматриваем как временное». Он отмечает, что Евросоюз со своей стороны не меньше заинтересован в России. На сегодняшний день разведанных ресурсов газа и нефти в мире очень мало, поэтому Евросоюз будет всегда нуждаться в российских энергоресурсах, в том, чтобы нефть и газ стабильно поступали в Европу. А это в свою очередь влечет за собой стремление Евросоюза контролировать ситуацию в России.
Аналитики прогнозируют, что в экономическом диалоге с Россией Европа, как и Запад в целом, по-прежнему будет стремиться к получению существенных односторонних выгод,используя тактику небольших уступок второстепенного плана, добиваться максимальной либерализации российского рынка энергоносителей и закрепления за Россией места «прирученного» поставщика углеводородных ресурсов. Она будет препятствовать доступу к другим товарным рынкам и рынкам услуг, к передовым технологиям с конечной целью не допустить становления России как сильного конкурента.