О т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я

В. В. Г А Л Ы ГА

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

В Т А Б Л И Ц А Х И С Х Е М А Х

Утверждено Ученым советом университета

В качестве учебного пособия по отечественной истории

для студентов высших учебных заведений

Всех специальностей и направлений

Калининград

Издательство КГТУ

УДК 93/95/076/

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ ГАЛЫГА В.В., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Калининградского государственного технического университета

В учебном пособии в виде таблиц и схем представлены материалы об основных событиях, явлениях и процессах российской и всеобщей истории с древнейших времен до наших дней. Его содержание соответствует Государственому образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплине «Отечественная история». Средства наглядности дают возможность лучше разобраться в сложнейших вопросах истории, установить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития, понять, усвоить и систематизировать обширный фактический материал.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: - АГЕЕВ В.В., доктор политических наук, профессор кафедры

социальных наук, педагогики и права Калининградского государственного технического университета;

- АРМИЧЕВА В.И., кандидат исторических наук, зав. кафедрой гуманитарно-правовых дисциплин института «Калининградская высшая школа управления»

@ Калининградский государственный технический университет, 2006 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение…………………………………………………………………………. 4

Тема 1. Россия и мировой исторический процесс…………………………… 6

Тема 2. Место средневековья во всемирно-историческом процессе.

Киевская Русь ……………………………………………………….. 13

Тема 3. Русь между Востоком и Западом (ХIII – XY века)…….................... 24

Тема 4. Российское государство в XYI столетии………………………….... 32

Тема 5. Россия и Европа в XYII веке……………………………………….... 40

Тема 6. Россия в эпоху петровских преобразований………………………... 53

Тема 7. Российская империя в середине и второй половине XYIII века…... 65

Тема 8. Российская империя в первой половине XIX века………………… 81

Тема 9. Российская империя во второй половине XIX века……………….. 98

Тема 10. Россия на рубеже XIX – XX веков………………………………… 110

Тема 11. Россия на изломе мировой истории. Выбор пути исторического

развития………………………………………………………………. 123

Тема 12. СССР и мир между двумя мировыми войнами: 1921 – 1939 гг…... 136

Тема 13. Великая Отечественная война советского народа против немецко-

фашистских захватчиков……………………………………………... 150

Тема 14. СССР и мировое сообщество в середине 40-х – середине 80-х

годов…………………………………………………………………… 162

Тема 15. Перестройка в СССР (1985 – 1991 годы)…………………………… 181

Тема 16. Российская Федерация на рубеже XX – XXI веков…………………192

Литература……………………………………………………………………….207

В В Е Д Е Н И Е

Изучение дисциплины «Отечественная история» в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Цель исторического образования заключается в формировании исторического мышления и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории.

Студент, изучивший данную дисциплину, согласно нормативно-государственным стандартам должен понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания, иметь научные представления об основных эпохах в истории человечества и их хронологии, знать основные исторические факты, даты события и имена исторических деятелей, владеть основами исторического мышления, уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала, иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

В учебном пособии в виде таблиц и схем представлены материалы об основных событиях, явлениях и процессах российской и всеобщей истории, составляющих основу учебной программы по дисциплине «Отечественная история», которая изучается студентами первого курса всех специальностей и направлений дневной, очно-заочной и заочной форм обучения Калининградского государственного технического университета.

Средства наглядности дают возможность лучше разобраться в сложнейших вопросах истории, установить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития событий, идей и т.д. Предлагаемые материалы должны помочь увидеть и понять то, что достаточно сложно увидеть и понять в тексте первоисточника, статьи, монографии, учебника.

В графической форме представлены важнейшие события и процессы отечественной истории от раннего средневековья до начала XXI века, место России в мировом историческом процессе. В пособии представлены как последние достижения российских и зарубежных историков, так и богатое наследие дореволюционной и советской исторической науки.Учитывается и неоднозначность выводов ученых по многим проблемам отечественной истории; по спорным вопросам даются основные точки зрения, отраженные в литературе.

Во многих схемах отражена динамика развития, показаны альтернативы тех или иных процессов. Работа содержит ключевые термины и понятия.

Многие схемы и таблицы прошли апробацию, проверку в учебном процессе. Автор уже около 20 лет преподает отечественную историю в КГТУ, работал со студентами факультета промышленного рыболовства, в настоящее время читает лекции, ведет семинарские занятия на факультете биоресурсов и природопользования, а также на экономическом факультете.

Апробированные в учебном процессе схемы и таблицы обладают четкой логической структурой, с интересом воспринимаются студентами, позволяют им проникнуть в сущность исторических явлений, событий, процессов. Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, сконцентрировать внимание студентов на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целости.

Учебное пособие подготовлено на основе опубликованных и неопубликованных источников. Учтены, использованы и заимствованы материалы исследователей, специалистов, опубликованные в учебной и научной литературе.

Автор выражает глубокую признательность коллективу преподавателей кафедры истории Калининградского государственного технического университета, чьи советы и рекомендации использованы при подготовке материала, а также благодарность студентам потока 04-ИЭ ФАПУи лично А.В. Градову за оказанную техническую помощь в подготовке данной работы.

Издание будет способствовать осознанному и прочному усвоению учебной программы,станет надежным подспорьем в процессе закрепления и повторения изученных тем, при подготовке к семинарским занятиям, зачету и итоговому экзамену по отечественной истории.

Исходные принципы изучения истории России

1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде
2. Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром
3. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту. Неизбежно в российском обществе сказывалось как западное, так и восточное влияние
4. При крупных поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляла собой как бы "дрейфующие общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. По какому пути развиваться?

Предпосылки

Экономические Политические Социальные Духовные
Переход к пашенному земледелию. Отделение ремесла от земледелия. Сосредоточение ремесла в градах (погостах). Начало торговых отношений. Преобладание свободного труда над рабским Потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель. Формирование славянских племенных союзов. Наличие элементов государственности. Достаточный уровень военной организации. Угроза нападения внешних врагов   Смена родовой общины на соседскую. Возникновение социального неравенства людей. Наличие патриархальной формы рабства. Складывание древнерусской народности   Общая языческая религия. Схожие обычаи, обряды общественная психология

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Древнерусское государство

Территория, на которой к концу 1 тысячелетия н.э. сложилась древнерусская народность и государство – Киевская Русь, охватывала лесостепную и лесную части Восточноевропейской равнины. На западе ее границей было междуречье Западного Буга и Вислы, на востоке – низовья Оки, на севере – р. Нева и Ладожское озеро, на юге – граница со степью (примерно в районе 48-50-й параллелей).

       
 
На территории восточных славян проживали следующие племена.
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

2 центра

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

       
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Язычество на Руси

 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Купцы (гости)

           
 
Вывоз (экспорт) ¨ воск ¨ пушнина ¨ лен ¨ кожа ¨ кольчуги, замки ¨ изделия из кости ¨ челядь
   
Ввоз (импорт) ¨ дорогие ткани ¨ оружие ¨ церковная утварь ¨ украшения ¨ драгоценные камни ¨ пряности
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Основные направления

Изготовление ювелирных Изготовление Изготовление

изделий и украшений предметов быта предметов

из металла(оружие,

кольчуги, замки)

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Причины феодальной раздробленности
Положительное ¨ Рост городов, ремесла и торговли ¨ Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель
Отрицательное ¨ Слабая центральная власть ¨ Самостоятельность местных князей и боярства ¨ Распад государства на отдельные княжества и земли ¨ Уязвимость для местных врагов
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
Феодальная раздробленность на Руси

           
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
 
Борьба князей за лучшее княжение и территории
 
 
Самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях
 
 
Усиление экономического и политического могущества городов - центров местной княжеско-боярской власти
 
 
Упадок Киевской земли от набегов степняков

1132 г. – Смерть Мстислава Великого, последнего великого князя, державшего Русь

в единстве. Распад государства на самостоятельные и полусамостоятельные княжества. .

Содержание монголо-татарского ига

· Номинальная независимость русских княжеств

· Необходимость получать в Орде ярлык на княжение

· Контроль баскаков за деятельностью князей

· Выплата "выхода" – дани Золотой Орде

· Террор как метод управления

 
 
Этимология

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Иго

       
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
   
гнёт, господство, владычество, связанное с порабощением, угнетением подвластных людей

Захватчиками в XIII в.

       
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
   
1243 г. – образование на юго-восточных границах Руси нового государства – Золотая Орда

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Хан Орда

(с турецк., уйгурск. - (от древнерусск. -

император) стан, кочевье,

от монгольск. – двор,

лагерь, стоянка) -

объединение

кочевых племен под властью хана

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ГОСУДАРСТВА XIII – XVI вв.

Экономические - Повышение производительности земледелия, - усиление товарного характера ремесла, - увеличение количества городов, - развитие экономических связей
Политические - Необходимость свержения монголо-татарского ига, - целесообразность централизованной защиты русских земель от внешних врагов, - стремление православной церкви к централизованной власти с целью своего усиления
Социальные - Потребность класса феодалов в сильной государственной власти, - потребность крестьян в централизованной власти для защиты от множества феодалов, - активизация социальной борьбы
Духовные - Общность христианской религии белорусского, русского и украинского народов, - общность культуры, обычаев, традиций
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Монголо-татарское иго
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Православная религия
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРО-ВАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Незавершенность оформления государствообразующей

нации

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Многонациональный состав государства
Сильные и агрессивные соседи
Обширная территория и малочисленное население
Государство формировалось на феодальной основе
Закрепощение крестьян

Объединение земель вокруг Москвы:

Даниил Александрович (1276-1303 гг.) Коломна, Переяславль-Залесский, Можайск
Иван Калита (1325-1340 гг.) Углич, Белоозеро, Галич
Дмитрий Донской (1359-1389 гг.) Стародуб, Дмитров, Калуга, Кострома
Василий I (1389-1425 гг.) Ниж. Новгород, Муром, Вологда, Двинская земля, Малая Пермь
Иван III(1462-1505 гг.) Ярославль, Ростов, Великая Пермь, Новгород, Тверь, Вятская земля, Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Мценск, Любутск, Гомель, Рыльск
Василий III (1505-1533 гг.) Псков, Рязань, Смоленск

Ивана III (1462-1505гг.)

 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Объединение Руси

Этапы объединения Основные центры Характеристика Основные события
I этап (конец XIII-80-е гг. XIV в.в.) Тверь, Москва, Литва Борьба в Северо-Восточной Руси за великое княжение. Закрепление ярлыка на великое княжение за Москвой 1380 г. – Куликовская битва (Дмитрий Донской)
II этап (80-е гг.XIV в – 1462 г.) Тверь, Москва, Литва Объединение земель вокруг Москвы. Борьба Литвы за Псков и Новгород и «все великие княжения русские» 1399 г. – Битва при реке Ворскле. Победа монголо-татар над русско-литовскими войсками. 1433-1453 – феодальная война в Северо-Восточной Руси
III этап (1462-1533 гг.) Москва, Литва Завершение объединения земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы 1471г. – присоединение Новгорода. 1480г. – Свержение монголо-татарского ига. 1485г. – Присоединение Тверского княжества к Московскому

!!!В результате объединения Северо-Восточных русских земель образовалось единое

Русское государство, которое с конца XV века стало называться Россией.

ОПРИЧНИНА

Гг.

Этимология

От древнерусск. – опричь – кроме

         
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Органы власти и управления

(в середине XVI – XVII вв.)

       
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

ТЕМА 5. РОССИЯ в ХУII ВЕКЕ

Основные вопросы

1 Россия на рубеже ХYI – XYII веков. Смута.

2 Социально- экономическое и политическое развитие России при первых Романовых.

3 Внешняя политика России в XYII веке.

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru


о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Утверждение рыночных отношений
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Формирование третьего сословия
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Рост разделения труда и товарного производства
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Формирование капитала за счёт развития мануфактур
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Новые технические открытия и развития инженерной мысли
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru Пролетаризация населения и разорения деревни как следствие вступления западного мира в индустриальную эпоху

ПРИЧИНЫ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Последствия разорения страны в период опричнины
Обострение социальной ситуации вследствие процессов государственного закрепощения крестьян.
Кризис династии: пресечение мужской ветви правящего княжеско-царского московского дома.
Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских фамилий. Появление самозванцев
Претензии Польши на русские земли и престол
Голод 1601-1603 гг. Гибель людей и всплеск миграции внутри страны

СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

( Конец XYI – начало XYII вв.)

БОРИС ГОДУНОВ

1598 - 1605

 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

ФЁДОР ГОДУНОВ

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

ЛЖЕДМИТРИЙ I

(ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ)

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru 1605-1606

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru 1606-1610

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Предложение занять русский престол польскому королевичу ВЛАДИСЛАВУ
Ф. И. Мстиславский, И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б. М. Лыков, И.Н. Романов, Ф.И. Шереметев 1610 - 1613
СЕМИБОЯРЩИНА

Движения против интервентов

Первое ополчение (январь – июль 1611 г.) Начало формироваться на Рязанской земле. Изгнать поляков из Москвы не удалось. Распалось из-за внутренних противоречий
Второе ополчение (сентябрь 1611 г.- октябрь 1612 г.)   Инициатором создания ополчения был земский староста Нижнего Новгорода К.М. Минин. Военным руководителем стал князь Д.М. Пожарский. 26 октября 1612 г. Москва была освобождена от поляков

ЗАВЕРШЕНИЕ СМУТЫ

       
 
  • В.В. Голицын
  • Д.Т. Трубецкой
  • Д.М. Воротынский
  • Д.М. Пожарский
  • В.И. Шуйский
  • Владислав Польский
  • Карл Филипп шведский
  • “Ворёнок Ивашка” (сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек)
  • М.Ф. Романов
 
Михаил Фёдорович Романов 21 февраля 1613 г.
 

Земский собор январь – февраль 1613 г.
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru претенденты избрание

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Завершение Смуты и освобождение страны от интервентов
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru на престол царя

       
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru   о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Военный поход королевича Владислава на Москву, отражённый русскими войсками. Деулинское перемирие с Польшей на 14 о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru лет. За Польшей остались Смоленск и Чернигов
Столбовский мир со Швецкий. Росси возвращён Новгород. Швеция сохранила за собой балтийское побережье
Схвачены и казнены атаман И.М. Заруцкий и “ ворёнок Ивашка”
1614 г. 1617 г.

ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ

1. Страшное разорение и запустение страны
2. Дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, усиление позиций дворянства
3. Осознание регионами и центром необходимости сильной государственности. Подъём национального самосознания
4, Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской Думы Земского Собора
5, Воцарение новой династии Романовых
6. Ухудшение международного положения государства и потери ряда территории (Смоленск отошёл к Польше, побережье Балтийского моря – к Швеции)

Россия в начале XYII века

Задачи, стоявшие перед правительством   Направление перемен
Восстановить самодержавие Преодолеть духовную разобщенность Ликвидировать разруху и отсталость Поднять жизненный уровень народа Укрепление абсолютной монархии Создание крупной промышленности Развитие внутренней торговли Укрепление единства церкви Создание регулярной армии Получение выхода к морям Расширение связей с другими государствами

Гг.

       
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
   
Соправление

сына __________ и ____________ отца

       
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru   о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

1619 – 1633 гг.

Царя Михаила Патриарха Филарета

Фёдоровича ( в миру Фёдора

Романова Никитича Романова)

Русская армия в XVII в.

 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Упразднение местничества в 1682 г.
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
Становление абсо- лютизма в России в XVII в. (Основные признаки)
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
Создание органа секретного политического сыска – Приказа Тайных дел
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
Резкое пресечение претензий патриарха Никона на ключевую политическую роль (арест и ссылка)
Повышение влияния царских фаворитов на формирование политического курса
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
Усиление в местном управлении роли воевод, напрямую назначаемых царём
Прекращение после 1653 г. созыва Земских Соборов
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
Выделение из Боярской Думы узкого круга царских единомышленников (Ближняя Дума)
Рост абсолютистских тенденций в России XVII в.

Народные движения XVII в.

Дата Очаг восстания Причины Участники Итоги
1648 г. “Соляной бунт” Курск, Воронеж, Москва 1.Усиление налогового гнёта 2. Введение пошлины на соль. 3. Недовольство некоторыми представителями власти Горожане, стрельцы, крестьяне 1. Казнь некоторых бояр (по указанию восставших). 2. Соборное уложение
1662 г. “Медный бунт” Москва 1.Усиление налогового гнёта 2. Дороговизна из-за обесценивания выпущенных медных денег Посадский люд Прекращение чеканки медных монет.
1670 – 1671 гг. Восстание под руководством С. Разина Дон, Поволжье Скопление на Дону беглых крестьян, недовольство усилением крепостного права и феодального гнёта Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадский люд Сохранение незыблемости государственных порядков в России, усиление крепостного права

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

Внешняя политика России в 1630-1690-е гг.

Война Причины Кто победил Мирное соглашение Итоги
Смоленская война против Речи Посполитой (1632-1634) Стремление России пересмотреть грабительские условия Деулинского перемирия. Удобная ситуация бескоролевья в Польше. Надежда на помощь Швеции Речь Посполитая. Поляновский мирный договор 4 июня 1634 г. Россия вернула Серпейск. Владислав отказался от претензий на российский престол за сумму в 20 тысяч рублей
Русско-шведская война (1632-1634) Попытка вернуть Невское устье и Карельский перешеек и помешать Швеции укрепиться в ходе успешной войны с Польшей Относительное равновесие сил Валиесарское перемирие 20 декабрь 1658 г.; Кардиский мирный договор 21 июня 1661 г. Стороны вернулись к довоенным позициям (status quo)
Война с Речью Посполитой (1654-1656, 1658-1667) Стремление вернуть Смоленский регион, оказать помощь национально- освободительному движению украинского и белорусского народов Россия Андрусовский договор о перемирии 20 января 1667 г.; Московский “вечный мир” 6 мая 1686 г. Россия возвращала себе Смоленск с прилежащими территориями, получала Левобережную Украину, Киев, Черниговское воеводство, Запорожье
Чигиринская война с Османской империей и Крымским ханством (1676-1681) Желание покончить с непрерывными набегами крымских татар, потребность в колонизации плодородных земель юга Русской равнины Россия Перемирие в Бахчисарае 15 января 1681 г. Произошло пограничное размежевание двух стран. Турция признала власть России над Левобережной Украиной и Киевщиной. Российские паломники получили гарантии свободного проезда к святым местам Иерусалима
Крымские походы Василия Голицына 1687 1689, Азовский поход Петра Великого 1695 Борьба за выход к Чёрному морю, анти-турецкая линия в духе ”Священной Лиги” Австрии, Польши и Венеции, к которой Россия планировала примкнуть Османская империя, Крымское ханство   В зиму 1695-1696 гг. Пётр импровизирует российский флот, дабы блокировать в ходе очередного похода помощь турков крепости Азов с моря
Азовский поход Петра Великого 1696   Россия Константино- польский мирный договор 3 июля 1700 г. Россия получила Азов и прилежащие земли
Пограничный конфликт с Китаем 1684-1689 Российская колонизация Восточной Сибири Решение конфликта устроило обе стороны Нерчинский мирный договор 29 августа 1689 г. Верхнее и Среднее Приамурье оставалось за Китаем, Нижнее переходило к России

 
 
Русские первопроходцы Сибири ü Семён Дежнев (1605-1673) –совершил крупное географическое открытие: в 1648 г. осуществил плавание вдоль Чукотского полуострова и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.   ü Василий Поярков –в 1643-1646 гг. во главе отряда казаков прошёл из Якутска по рекам Лена, Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, а затем вернулся в Якутск.   ü Ерофей Хабаров (1610-1667) –в 1649-1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амур и составил их карты (чертёж).   ü Владимир Атласов – в (1696-1697 гг. предпринял экспедицию на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России.  
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
Коренные народы Эвенки, ненцы, ханты, манси, якуты, буряты, чукчи, ительмены и др. Основные занятия Скотоводство, охота, рыболовство Господство родоплеменных отношений
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
остроги
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
ü Присоединение Западной Сибири (покорение Сибирского ханства в конце XVII в.) ü Проникновение в Сибирь землепроходцев и промышленников, а также представителей царской власти   ü Основание поселений и крепостей: - Енисейский (1618) - Красноярский (1628) - Илимский (1630) - Якутский (1632) - Иркутский (1652) - Селенгинский (1665) - Создание Сибирского приказа. Разделение Сибири на 19 уездов, которыми управляли воеводы, назначаемые из Москвы (1637)  
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
Освоение Сибири
о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

ТЕМА 6. РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Основные вопросы

1. Начало царствования Петра I.

2. Политические, социально-экономические и культурные преобразования.

3. Внешняя политика Петра I.

ПЕТР I (1682 – 1725 гг.)

1682 г. – Правление Петра I и Ивана V при регентстве царевны Софьи

в период их малолетства.

1689 г. - Падение правительства Софьи. Победа Нарышкиных и начало

эпохи Петра I.

           
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

О мощный властелин судьбы,

На высоте узды железной

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин

                 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
    о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru   о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru
 
  о т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я - student2.ru

! Организующей сил

Наши рекомендации